ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-11642/08 от 14.08.2008 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«21» августа 2008 года Дело №А41-11642/08

«14» августа 2008 года объявлена резолютивная часть решения.

«21» августа 2008 года решение изготовлено в полном объёме.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи С.Н. Сабитовой,

протокол судебного заседания вёл помощник судьи Е.В. Махова,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москва и Московской области

к Открытому акционерному обществу «Электростальский завод тяжелого машиностроения»

третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области

о взыскании пени в сумме 93 636 рублей 42 копеек,

при участии в заседании:

от истца – не явились, извещены,

от ответчика – ФИО1, начальник юридического отдела, паспорт РФ выдан 26.08.2003 года, доверенность № 01-36/36 от 23 марта 2007 года;

от третьего лица – не явились, извещены;

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москва и Московской области (далее – ГУ-УПФ РФ № 19) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (далее – ОАО «ЭЗТМ», общество, ответчик) о взыскании пени в сумме 93 636 рублей 42 копеек.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам (далее – МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам).

Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежащим образом извещён. В материалы дела от ГУ-УПФ РФ № 19 поступило заявление от 04.08.2008 года № 319-01-14/4959, в котором истец поддержал исковые требования и просит провести судебное заседание, назначенное на 12.08.2008 года в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям по основания, изложенным в отзыве (л.д. 22-24), пояснив, что в нарушение положений статьи 69 НК РФ требование № 739 от 08 августа 2007 года не содержит сведений мо сроке уплаты налога (взноса), установленного законодательством, о периоде начисления пени, не указано на какие суммы начисляются пени, не указаны основания взыскания пеней.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал заявленные ГУ-УПФ РФ № 19 требования по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (л.д. 20-21).

Суд в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлял перерыв в судебном заседании для представления истцом и третьи лицом обоснованного расчёта пени по месяцам и годам с указанием процентной ставки пеней.

После перерыва в судебное заседание представители ГУ-УПФ РФ № 19 и МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом извещены, обоснованного расчёта пени по месяцам и годам с указанием процентной ставки пеней не представили.

Представитель ответчика исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 22-24).

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие явки в суд истца и третьего лица, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

В обоснование исковых требований истец ссылается на Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются организации, которые согласно статье 22 названного Закона уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде тарифов страховых взносов.

Как следует из материалов дела, ОАО «ЭЗТМ» зарегистрировано в ГУ-УПФ РФ № 19 в качестве страхователя в системе обязательного пенсионного страхования за регистрационным номером 060-050-000015.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Пунктом 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ установлено, что страхователи ежемесячно производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исходя из базы начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчётного периода, и тарифа страхового взноса.

В соответствии со статьёй 23 указанного закона под расчётным периодом понимается год. Расчётный период состоит из отчётных периодов. Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчётного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчётного периода, включая текущий отчётный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчётный период.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчёте, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, в налоговый орган.

По окончании расчётного периода страхователь представляет страховщику расчёт с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчёта в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления её на счёт соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Информация о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подаётся налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 04 ноября 2005 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», определённым совместным распоряжением Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы России от 28 декабря 2006 года № 282р/231@.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 26 Закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Пенями признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую страхователь должен выплачивать в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим законом сроки.

Пунктом 2 статьи 26 Закона № 167-ФЗ установлено, что пенями признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Согласно пункту 4 статьи 26 Закона № 167-ФЗ, пени начисляются в процентах от неуплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днём уплаты страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представила сведения о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 01.05.2007 года (л.д. 15), согласно которым за ОАО «ЭЗТМ» числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по пени в сумме 4 507 776 рублей 22 копеек, из них: 4 256 634 рубля 12 копеек – пени на страховую часть трудовой пенсии, 251 142рубля 10 копеек – пени на накопительную часть трудовой пенсии.

На основании статей 25, 26 Закона № 167-ФЗ, а также на основании указанной справки ГУ-УПФ РФ № 19 было выставлено ОАО «ЭЗТМ» требование № 739 от 08 августа 2007 года (л.д. 13) об уплате задолженности по пени на общую сумму 93 636 рублей 42 копеек, в том числе: 89 528 рублей 33 копейки – на страховую часть трудовой пенсии, 4 108 рублей 09 копеек – на накопительную часть трудовой пенсии.

Требование № 739 от 08 августа 2007 года ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.

В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона № 167-ФЗ если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении юридических лиц – пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Поскольку ответчиком сумма пени в размере 93 636 рублей 42 копеек в добровольном порядке оплачена не была, ГУ-УПФ РФ № 19 обратилось с иском в суд.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.

Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28 февраля 2001 года «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ», в тех случаях когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней, то в данном случае досудебный порядок урегулирования спора по этому вопросу состоит в направлении налоговым органом требования об уплате пеней.

В требовании об уплате пеней, направленному налогоплательщику, налоговый орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Из материалов дела усматривается, что требование № 739 ГУ-УПФ РФ № 19 от 08 августа 2007 года не содержит необходимого перечня сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ, поскольку в нём не указаны подробные данные об основаниях взыскания пеней, что не позволяет установить наличие у плательщика взносов обязанности по уплате сумм пеней по страховым взносам, указанных в требовании.

Истцом и третьим лицом расчёты пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не представлены.

Из материалов дела усматривается, что в представленных МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам сведениях о задолженности по состоянию на 01.05.2007 года отражены суммы пени в полном объёме: пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 4 256 634 рублей 12 копеек и на накопительную часть трудовой пенсии в размере 251 142 рублей 10 копеек.

Истец не представил сведений о том, на основании каких документов размер пени был уменьшен по страховой части трудовой пенсии с 4 256 634 рублей 12 копеек до 89 528 рублей 33 копеек, по накопительной части трудовой пенсии с 251 142 рублей 10 копеек до 4 108 рублей 09 копеек.

Кроме того, истцом не представлены документы, в которых содержатся данные об основаниях, периодах возникновения и размерах задолженности по страховым взносам, на которые начислены пени, сроках уплаты.

Таким образом, отсутствие в требовании обязательных реквизитов не позволяет налогоплательщику надлежащим образом защитить свои права.

В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истцом не представлено доказательств обоснованности предъявляемых ответчику требований.

Кроме того, статьёй 2 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

При этом порядок взыскания недоимки и пеней Законом № 167-ФЗ не регламентирован, следовательно, учитывая положения статьи 2 указанного закона, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, страхователь обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основание для направления ему требования об уплате задолженности по страховым взносам.

При неуплате плательщиком страховых взносов в установленный законом срок ему направляется требование об уплате недоимки (статья 70 НК РФ). Такое требование должно быть направлено не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты взноса.

В пункте 3 статьи 48 НК РФ установлено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ОАО «ЭЗТМ» предлагалось уплатить пени по данным МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области по состоянию на 01 мая 2007 года по требованию № 739 от 08 августа 2007 года (л.д. 13) в срок до 22 августа 2007 года.

09 августа 2007 года указанное требование было вручено представителю ОАО «ЭЗТМ».

Между тем, в требовании № 739 от 08 августа 2007 года указано на применение к ОАО «ЭЗТМ» мер по принудительному взысканию задолженности в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 02 августа 2007 года (л.д. 13 оборот).

Таким образом, достоверно установить срок исполнения требования № 739 не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как усматривается из материалов дела срок исполнения требования № 739 от 08 августа 2007 года истёк в феврале 2008 года, а ГУ-УПФ РФ № 19 обратился в суд с рассматриваемым заявлением в июне 2008 года.

Таким образом, учитывая при определении предельного срока обращения в суд трёхмесячный срок, установленный статьёй 70 НК РФ; срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о пропуске ГУ-УПФ РФ № 19 срока на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных ГУ-УПФ РФ № 19 требований о взыскании с ОАО «ЭЗТМ» пени в сумме 93 636 рублей 42 копеек.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москва и Московской области в удовлетворении заявленных требований

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

СУДЬЯ С.Н. Сабитова