ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-11789/08 от 17.09.2008 АС Московской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г.Москва, Россия, ГСП-6, 107996

www. asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

«24» сентября 2008 г. Дело №   А41-11789/08

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 24.09.2008 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи Суворовой А.А.

протокол судебного заседания вела судья Суворова А. А.

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс-ойл» (далее по тексту ООО «Комплекс-ойл», Общество)

к Отделу государственного пожарного надзора по Павлово-Посадскому району УГПН Главного управления МЧС России по Московской области (далее по тексту ОГПН по Московской области)

о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

согласно протоколу

у с т а н о в и л:

ООО «Комплекс-ойл» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением опризнании незаконными постановлений ОГПН по Московской от 09.06.2008 г. №№ 109, 110, 111, 112, 113 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, на удовлетворении требования настаивает на основании доводов, изложенных в заявлении. Заявитель считает, что постановления от 09.06.2008 г. №№ 109, 110, 111, 112, 113 вынесены незаконно, так как нарушены требования ст. 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Заявитель указывает, что привлечение ООО «Комплекс-ойл» к административной ответственности нарушает права и законные интересы Общества, не соответствует действующему законодательству, вынесены с нарушением процессуальных норм права.

Представитель ОГПН по г. Московской области в судебное заседание явился, представил отзыв, просит отказать в удовлетворении заявленного требования, так как постановления от 09.06.2008 г. №№ 109, 110, 111, 112, 113 вынесены обоснованно и законно, событие административного правонарушения установлено, вина Общества доказана. ООО «Комплекс-ойл» противоправными действиями нарушило требования пожарной безопасности, а именно п.п. 53, 60, 698, 726, 742, 750, 753, 755, 758, 759, 760, 764 ППБ 01-03.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 17.09.2008 г. для предоставления ОГПН по Московской области дополнительных документов в материалы дела.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель ООО «Комплекс-ойл» в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленного требования настаивает.

Представитель ОГПН по г. Московской области в судебное заседание явился, просит отказать в удовлетворении заявленного требования, представил дополнительные документы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, заинтересованного лица, арбитражный суд установил:

Администрацией Павлово - Посадского района и ОГПН по Московской области с 14.05.2008 г. по 16.05.2008 г. проведена проверка антитеррористической защищённости автозаправочных станций (далее АЗС), расположенных на территории Павлово-Посадского муниципального района.

14.05.2008 г. антитеррористической комиссией проведена проверка АЗС, принадлежащих ООО «Комплекс-ойл», место нахождения: <...>:

- АЗС № 3 по адресу: <...>;

- АЗС № 4 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, 75 км а/д Москва – Нижний Новгород;

- АЗС № 5 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, 69 км а/д Москва – Нижний Новгород;

- АЗС № 6 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Улитинское с.п. перекрёсток дорог Павловский Посад – Куровское и МКАД – Крутицы – Железнодорожный – Ликино – Дулево;

- АЗС № 7 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, с.п. Кузнецы, ул. Новая, 22.

Проведённой проверкой установлено, что ООО «Комплекс-ойл» нарушил требования норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно пунктов 40, 52, 53, 60, 698, 726, 742, 750, 753, 755, 758, 759, 760 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее ППБ 01-03), 9, 35, 94, 96 Норм пожарной безопасности 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.98 N 25 (далее - НПБ 111-98*), НПБ 111-98*, п.4.1 НПБ 104-03, п.14 НПБ 110-03, а именно:

- на АЗС № 3 по адресу: <...> нарушены: п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационного выхода из здания АЗС допущена установка раздвижных дверей, п. 89 ППБ 01-03 сеть наружного противопожарного водопровода не обеспечивает требуемый расход воды на нужды пожаротушения, п.90 ППБ 01-03 на указателе пожарного гидранта не указаны расстояния до наружных водоисточников, п. 698 ППБ 01-03 отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита воды, отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованный с Государственной противопожарной службой, п. 726 ППБ 01-03 на покрытии дорог не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории АЗС согласно правил пожарной безопасности, п. 742 ППБ 01-03 электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики присоединены к розетке общего источника питания, п. 753 ППБ 01-03 на производственных административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ, ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации, п. 755 ППБ-01-03 в здании АЗС не вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации, п. 758. ППБ-01-03 АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3м для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС, п. 759 ППБ-01-03 АЗС не обеспечена: знаками пожарной безопасности, дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗС со скоростью не более 20 км/ч. табличками «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров», дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено», при въезде на территорию АЗС не установлен шит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, п. 760. ППБ-01-03 на АЗС не предусмотрены передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина, п. 764 ППБ-01-03 места размещения огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками; п. 9 НПБ 111-98* планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, п. 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, п. 94* НПБ 111-98* для наружного пожаротушения не предусмотрен второй пожарный гидрант, п. 96*. НПБ 111-98* помещения для хранения и продажи ЛВЖ и ГЖ не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.

- на АЗС № 4 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, 75 км а/д Москва – Нижний Новгород нарушены: п. 53 ППБ-01-03 при эксплуатации эвакуационного выхода из здания АЗС допущена установка раздвижных дверей, эвакуационные пути и выходы из здания АЗС загромождены товаром, п.60 ППБ-01-03 у электрощитов допускается размещение горючих материалов, п. 698 ППБ-01-03 отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита воды, отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС согласованный с Государственной противопожарной службой, п. 726 ППБ-01-03 на покрытии дорог не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории АЗС согласно правил пожарной безопасности, п. 742 ППБ-01-03 электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики присоединены к розетке общего источника питания, п. 750 ППБ-01-03 на территории АЗС допущена посадка кустарника, п. 753 ППБ-01-03 на производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ,. ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации, п.755 ППБ-01-03 в здании АЗС не вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации, п. 758 ППБ-01-03 АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС, п. 759 ППБ-01-03 АЗС не обеспечена: знаками пожарной безопасности, дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗС со скоростью не более 20 км/ч. табличками «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров», дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено» при въезде на территорию АЗС не установлен шит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, п. 760 ППБ-01-03 на АЗС не предусмотрены передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина, п. 764 ППБ-01-03 места размещения огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками, п. 9 НПБ 111-98* планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, пункт 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм. пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, п. 94* НПБ 111-98* для АЗС не предусмотрен источник водоснабжения для целей наружного пожаротушения. пункт 96* НПБ 111-98* помещения для хранения и продажи ЛВЖ и ГЖ не оборудованы автоматической остановкой пожаротушения.

- на АЗС № 5 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, 69 км а/д Москва – Нижний Новгород нарушены: п. 52 ППБ-01-03 допущено загромождение путей эвакуации, п. 60 ППБ-01-03 допускается эксплуатация электроплитки без подставки из негорючих теплоизоляционных материала и устройств тепловой зашиты, п. 698 ППБ-01-03 отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита воды, отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС согласованный с Государственной противопожарной службой, п. 726 ППБ-01-03 на покрытии дорог не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории АЗС согласно правил пожарной безопасности, п. 750 ППБ-01-03 на территории АЗС допущена посадка кустарника, п. 753 ППБ-01-03 на производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ, ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации, п. 755 ППБ-01-03 в здании АЗС не вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных .выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации, п. 758 ППБ-01-03 АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3м для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС, п. 759 ППБ-01-03 АЗС не обеспечена: знаками пожарной безопасности, дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗС со скоростью не более 20 км/ч., табличками «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров», дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено», при въезде на территорию АЗС не установлен шит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, п. 760 ППБ-01-03 на АЗС не предусмотрены передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина, п. 764 ППБ-01-03 места размещения огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками, п. 9 НПБ 14-98* планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, п. 33 покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ выполнено не стойким к воздействию нефтепродуктов, п. 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150мм пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, пункт 94* НПБ 111-98* для АЗС не предусмотрен источник водоснабжения для целей наружного пожаротушения, пункт 96* НПБ 111-98* помещения для хранения и продажи ЛВЖ и ГЖ не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, п. 14. НПБ-110-03 помещения АЗС не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, п. 4.1. НПБ-104-03 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуации.

- на АЗС № 6 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, Улитинское с.п. перекрёсток дорог Павловский Посад – Куровское и МКАД – Крутицы – Железнодорожный – Ликино – Дулево нарушены: п. 52 ППБ-01-03 двери эвакуационных выходов открываются не по ходу эвакуации, установленный замок на решетки двери запасного выхода не обеспечивает ее свободное открывание изнутри без ключа, п. 53 ППБ-01-03 допущено загромождение товаром эвакуационных путей и выходов здания АЗС, п. 698 ППБ-01-03 отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита воды, отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС согласованный с Государственной противопожарной службой, п. 726 ППБ-01-03 на покрытии дорог не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории АЗС согласно правил пожарной безопасности, п. 742 ППБ-01-03 электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики присоединены к розетке общего источника питания, п. 750 ППБ-01-03 на территории АЗС допущена посадка кустарника, п. 753 ППБ-01-03 на производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ. ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации, п. 755 ППБ-01-03 в здании АЗС не вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации, п. 759 ППБ-01-03 АЗС не обеспечена: знаками пожарной безопасности,
 дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗС со скоростью не более 20 км/ч., табличками «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров», дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено», при въезде на территорию АЗС не установлен шит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, п. 760 ППБ-01-03 на АЗС не предусмотрены передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина, п. 764 ППБ-01-03 места размещения огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками, п. 9 НПБ 14-98* планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, п. 33 покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ выполнено не стойким к воздействию нефтепродуктов, п. 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150мм пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, п. 94* НПБ 111-98* для АЗС не предусмотрен источник водоснабжения для целей наружного пожаротушения, п. 96* НПБ 111-98* помещения для хранения и продажи ЛВЖ и ГЖ не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, п. 14. НПБ-110-03 помещения АЗС не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, п. 4.1. НПБ-104-03 помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуации.

- на АЗС № 7 по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, с.п. Кузнецы, ул. Новая, 22 нарушены: п. 40 ППБ-01-03 в помещении электрощитовой допущено хранение горючих материалов, п. 53 ППБ-01-03 при эксплуатации эвакуационного выхода из здания АЗС допущена установка раздвижных дверей, п. 60 ППБ-01-03 допускается эксплуатация электроутюга без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов, п. 698 ППБ-01-03 отсутствует план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита воды, отсутствует план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС согласованный с Государственной противопожарной службой, п. 726 ППБ-01-03 на покрытии дорог не нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории АЗС согласно правил пожарной безопасности, п. 742 ППБ-01-03 электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики присоединены к розетке общего источника питания, п. 750 ППБ-01-03 на территории АЗС допущена посадка кустарника, п. 753 ППБ-01-03 на производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений не вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ. ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации, п. 755 ППБ-01-03 в здании АЗС не вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации, п. 759 ППБ-01-03 АЗС не обеспечена: знаками пожарной безопасности, дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗС со скоростью не более 20 км/ч. табличками «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК, табличками «Обязательная высадка пассажиров», дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено», при въезде на территорию АЗС не установлен шит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, п. 760 ППБ-01-03 на АЗС не предусмотрены передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина, п. 9 НПБ 111-98* планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, п. 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, п. 94* НПБ 111-98* для наружного пожаротушения не предусмотрен второй водоисточник, п. 96* НПБ 111-98* помещения для хранения и продажи ЛВЖ и ГЖ не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.

По результатам проверки АЗС №3, АЗС №4, АЗС №5, АЗС №6, АЗС №7 14.05.2008 г. ОГПН по Московской области составлены акты обследования антитеррористической защищённости топливозаправочного комплекса.

Копии фотоматериалов представлены в материалы дела.

14.05.2008 г. возбуждены дела об административном правонарушении:

- №109 по факту выявления правонарушения на АЗС № 6;

- №110 по факту выявления правонарушения на АЗС № 3;

- №111 по факту выявления правонарушения на АЗС №4;

- №112 по факту выявления правонарушения на АЗС №5;

- № 113 по факту выявления правонарушения на АЗС №7;.

27.05.2008 г. ОГПН по Московской области составлены протоколы об административном правонарушении, соответственно: №№ 109, 110, 111, 112, 113 в присутствии представителя ООО «Комплекс-ойл» ФИО1 по доверенности от 16.05.2008 г. № 41/08-юр.

09.06.2008 г. ОГПН по Московской области вынесены постановления:

- № 109, которым ООО «Комплекс-ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей;

- № 110, которым ООО «Комплекс-ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей;

- № 111, которым ООО «Комплекс-ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей;

- № 112, которым ООО «Комплекс-ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей;

- № 113, которым ООО «Комплекс-ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Считая указанные постановления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства,арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.6 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу ч.2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (далее - Правила), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

Согласно п. 40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах.

Пунктом 52 правил предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Согласно п. 53 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.

В силу п. 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

Согласно п. 698 Правил для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться, в том числе, документация: план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой.

Пунктом 726 Правил предусмотрено, что при заправке транспортных средств на АЗС должно соблюдаться расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилями, находящимися в очереди, должно быть не менее 1 м; при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытии дорог должна быть нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели.

Согласно п. 742 Правил электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики должны присоединяться к независимым от основной сети источникам питания.

В соответствии с п. 750 Правил на территории АЗС не допускается посадка кустарника и деревьев. Газоны необходимо периодически окашивать, скошенная трава должна немедленно удаляться с территории АЗК (АЗС).

Согласно п. 753 Правил во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкции о мерах пожарной безопасности; номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.

В соответствии с п. 759 Правил АЗК (АЗС) должны быть обеспечены: знаками пожарной безопасности; дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч; табличками «Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК; табличками «Обязательная высадка пассажиров» (на АЗК эти таблички устанавливается в зоне «общественного центра»); дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено». При въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).

В силу п. 760 Правил на АЗС следует предусматривать передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина.

Согласно п. 9 НПБ 111-98* планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

В соответствии с 35* НПБ 111-98* площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.

В силу п. 94 НПБ 111-98* наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов).

Согласно п. 96* НПБ 111-98* все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Пунктом 4.1 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» НПБ 104-03, утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 г. № 323, предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик (таблица 1 указанных НПБ 104-03).

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03), установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (представлен в обязательном приложении НПБ 110-03).

Зафиксированные в актах обследования антитеррористической защищённости топливозаправочного комплекса, протоколах об административном правонарушении №№ 109,110, 111, 112, 113 факты нарушения требований, предъявляемых Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, Нормами пожарной безопасности (НПБ 111-98*, НПБ 104-03, НПБ 110-03), административным органом доказаны, установлены судом и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению законодательство о пожарной безопасности.

Суд установил, что порядок привлечения ООО «Комплекс-ойл» к административной ответственности административным органом не нарушен.

Ссылка заявителя на нарушения административным органом требований КоАП РФ, выразившиеся в том, что проверяющим инспектором не было предъявлено распоряжение о проведении контрольных мероприятий в отношении общества, отклоняется судом, так как процедура привлечения лица к административной ответственности устанавливается и регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а не Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», кроме того, указанное заявителем нарушение не является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, так как не привело к нарушению прав и законных интересов Общества в ходе проверки, составления протоколов об административном правонарушении, рассмотрении дел об административном правонарушении.

Акты обследования антитеррористической защищённости топливозаправочного комплекса от 14.052008 г. подписаны представителем ОГПН по Московской области и членами антитеррористической комиссии Павлово-Посадского муниципального района, представлены ОГПН по Московской области в материалы дела (л.д. 95-113).

Доводы Общества в части пропуска срока составления протокола об административном правонарушении арбитражный суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Составление протокола об административной ответственности, спустя несколько дней после обнаружения, обусловлено необходимостью обеспечения соблюдения прав привлекаемого к ответственности лица на защиту, то есть, связано с вызовом законного представителя ООО «Комплекс-ойл» для составления протоколов, что подтверждается материалами дела – извещение о вызове для составления протокола об административном правонарушении от 19.05.2008 г. №№ 109, 110, 111, 112, 113 (л.д. 119-123), извещение о переносе времени составления протоколов от 26.05.2008 г. со штампом ООО «Комплекс-ойл» за входящем № 111 от 27.05.2008 г. (л.д. 124).

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях, установленных ст. 28.5 КоАП РФ являются не давностными, а процессуальными, то есть сам факт нарушения такого срока не прекращает производство по делу, если протокол составлен до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о доказанности факта нарушения Обществом норм и правил пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд считает, что требование ООО «Комплекс-ойл» не подлежит удовлетворению.

Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с чем, из федерального бюджета Российской Федерации судом возвращается государственная пошлина, уплаченная ООО «Комплекс-ойл» по платёжному поручению от 16.06.2008 г. № 1425 в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. п. 2 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, ст.167, 170, 208, 209, 211АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований ООО «Комплекс-ойл» отказать.

Возвратить государственную пошлину из федерального бюджета Российской Федерации Обществу с ограниченной ответственностью «Комплекс-ойл» в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.

  Судья Суворова А.А.