ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-12824/08 от 24.07.2008 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А41-12824/08

«31» июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена «24» июля 2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме «31» июля 2008 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ильченко С.Н.,

протокол судебного заседания вел судья Ильченко С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Московской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Аптека 5 и 8»

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Салова Т.В., доверенность от 24.06.2008 №13-32/22исх.;

от заинтересованного лица – Огибина Т.Г., доверенность от 22.07.2008 №7.

у с т а н о в и л:

Министерство здравоохранения Московской области (далее – Минздрав МО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аптека 5 и 8» (далее – Общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 3 и 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-4). Пояснила, что поводом для обращения с заявлением стало выявление нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности Обществом. Подтверждением совершенного правонарушения является акт проверки и протокол об административном правонарушении.

Представитель заинтересованного лица возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 44-45). Указывает на то, что в аптеке на момент проведения проверки имелись шкафы для хранения лекарственных препаратов списка «Б», но в недостаточном количестве, также указала, что некоторые лекарственные препараты выпускаются изготовителем в светонепроницаемых упаковках, что, по мнению представителя Общества, позволяет не организовывать хранение таких средств в закрытых шкафах. По факту отсутствия у работника Общества – Костяевой М.М. справки об эквивалентности полученного образования пояснила, что работником сданы все необходимые документы для оформления справки, а также обратила внимание на Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и ученых званиях.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министра здравоохранения Правительства Московской области от 07.06.2008 № 286 (л.д. 7) сотрудниками Минздрава МО в 26.06.2008 была проведена проверка деятельности ООО «Аптека 5 и 8» на предмет выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности (л.д. 12-19).

В ходе проверки ООО «Аптека 5 и 8», расположенного по адресу: 140011, Московская область, г. Люберцы, ул. Юбилейная, д. 17а, были выявлены нарушения соблюдения лицензионных требований и условий, а именно: не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов списка «Б»: не выделены шкафы, запирающиеся на ключ; не определена систематизация хранения лекарственных средств; не соблюдены условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от света: отсутствуют шкафы; отсутствует справка об эквивалентности полученного образования фармацевта Костяевой М.М.

Проверка проводилась в присутствии представителя Общества – исполняющего обязанности директора ООО «Аптека 5 и 8» - Огибиной Т.Г.

По результатам проверки составлен акт от 26.06.2008 года (л.д. 12-19).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений, должностным лицом Минздрава МО 27.06.2008 года в отношении ООО «Аптека 5 и 8» составлен протокол №286/1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 21-25).

Протокол также составлен в присутствии законного представителя Общества – исполняющего обязанности директора Огибиной Т.Г., которая в объяснениях указала, что частично не согласна с протоколом.

Протокол об административном правонарушении от 28.05.2008 №286/1, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, послужил основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Аптека 5 и 8» к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу Примечания к названной статье КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года №416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, согласно пункту 4 которого лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";

е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;

ж) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификата специалиста;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста;

и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.

В своем заявлении о привлечении Общества к административной ответственности заявитель указывает на нарушение п/п. «в» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, выраженное в не соблюдении условий хранения лекарственных препаратов списка «Б», а именно: не выделены шкафы, запирающиеся на ключ, не определена систематизация хранения лекарственных средств, не соблюдены условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от света: отсутствуют шкафы.

Согласно п. 5.6 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 №80, к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков "А" и "Б" предъявляются особые требования, в частности:

- лекарственные препараты, относящиеся к списку "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в деревянных шкафах под замком;

- деревянные шкафы для хранения лекарственных средств (препаратов) списка "Б" после окончания рабочего дня должны запираться.

В соответствии с п. 4.1.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 №377 лекарственные средства, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах, окрашенных внутри черной краской с плотно пригнанными дверцами или в плотно сбитых ящиках с плотно пригнанной крышкой.

Представитель заявителя в судебном заседании дополнительно сообщила, что в ходе проведения проверки Общества, было выявлено нарушение температурного режима хранения термолабильных лекарственных средств.

Представитель ООО «Аптека 5 и 8» возражала против доводов заявителя, указав на то, что все лекарственные препараты изготавливаются в таре и упаковке, которая сама по себе предохраняет лекарственные средства от воздействия света. Таким образом, по мнению заявителя, по данному основанию Общество не может быть привлечено к административной ответственности.

Вместе с тем, представитель Общества в судебном заседании согласилась с тем, что некоторые лекарственные препараты хранятся в аптеке с нарушением температурного режима.

Также в обоснование заявленного требования Минздрав МО указывает на нарушение Обществом п/п. «з» п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, выраженное в отсутствии у фармацевта Костяевой М.М. справки об эквивалентности полученного образования.

Исследованием материалов дела установлено, что Костяева М.М., работая в ООО «Аптека 5 и 8» в должности фармацевта, имеет диплом о высшем профессиональном образовании, полученном в Республике Украина, а также имеет сертификат специалиста АР №033242 от 28.06.2000 года.

Однако при проведении проверки у Костяевой М.М. отсутствовала справка об эквивалентности полученного образования.

Возражая против данного довода заявителя, представитель Общества указала на то, что Костяевой М.М. не обязательно получение справки об эквивалентности в связи с тем, что между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины заключено Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях.

Представитель заявителя на возражения заинтересованного лица пояснил, что Министерством общего и профессионального образования РФ издан Приказ от 09.01.1997 №15, которым утвержден Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях, согласно которому решение о выдаче свидетельства об эквивалентности принимается на основании, в том числе, международных соглашений об эквивалентности и обязательств, подписанных и принятых РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.08.1999 №957 утверждено Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Таким образом, представитель Общества ошибочно руководствовался не существующим Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Украина.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд пришел к выводу о доказанности наличия в действиях ООО «Аптека 5 и 8» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с изложенным суд считает возможным привлечь ООО «Аптека 5 и 8», к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 и 4 ст.14.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями п.2 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 180, 181, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Аптека 5 и 8», находящееся по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул.Юбилейная, д.17а, зарегистрированное в качестве юридического лица ИМНС России по г.Люберцы Московской области 04.10.2004 г. за ОГРН 1045005015461, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначить административное наказание в соответствии с требованиями п.2 ч.3 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по МО (Министерство здравоохранения Московской области);

ИНН – 5000001162; КПП – 502401001;

ОКАТО – 46223501000;

Банк получателя – отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва;

БИК – 044583001;

Расчетный счет № 40201810000000000104;

Назначение платежа – штраф по решению суда Арбитражного суда

Московской области по делу №А41-12824/08.

Выдать исполнительный лист в соответствии со ст.319 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья С.Н. Ильченко