ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-14257/19 от 10.06.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

гор. Москва

«26» июля 2019 года                                   

Дело № А41-14257/19

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 26 июля 2019 года.  

         Арбитражный суд Московской области в составе судьи Т.В. Сороченковой, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Черновой Л.О.,  рассмотрев дело по заявлению ОАО "ГИПРОТРАНСМОСТ" к МРИ ФНС №16 по Московской области о признании незаконным действия (бездействие) регистрирующего органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области), выразившееся в незаконном и необоснованном оставлении без рассмотрения возражений на исключение юридического лица из ЕГРЮЛ; о признании незаконным бездействия регистрирующего органа (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Московской области), выразившееся в ненаправлении в вышестоящий налоговой орган Жалобы на действия (бездействие) налогового органа; об отмене решения регистрирующего органа об исключении ООО «Институт «Каналстройпроект» из ЕГРЮЛ.

          При участии в судебном заседании – представителей сторон, согласно протоколу

У С Т А Н О В И Л:

         ОАО «ГИПРОТРАНСМОСТ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к  МРИ ФНС №16 по Московской области (далее –  Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия (бездействие) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Московской области, выразившееся в незаконном и необоснованном оставлении без рассмотрения возражений на исключение юридического лица из ЕГРЮЛ; о признании незаконным бездействия регистрирующего органа (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Московской области), выразившееся в ненаправлении в вышестоящий налоговой орган Жалобы на действия (бездействие) налогового органа; об отмене решения регистрирующего органа об исключении ООО «Институт «Каналстройпроект» из ЕГРЮЛ.

         Мотивируя заявленные требования, заявитель указал, что вышеназванное решения в регистрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права, поскольку ОАО «ГИПРОТРАНСМОСТ»  направляло свои возражения относительно исключения ООО «Институт «Каналстройпроект» (далее – Общество) из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку у ликвидируемой организации перд заявителем имелась задолженность, взысканная по решению суда.                     

         Явившийся в судебное заседание представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.

        Представитель регистрирующего органа в судебном заседании требования заявления не признал, поскольку, по его мнению, при ликвидации  Общества Инспекция действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства. 

         Рассмотрев материалы дела, полно и всесторонне исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, заслушав представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

        В соответствии со статьей 21.1 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении (пункт 2). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3). Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

Как следует из материалов дела, в качестве юридического лица Общество зарегистрировано 17.10.2003 за основным государственным регистрационным номером 1027700122614.       

06 августа 2018 года на основании справки об отсутствии движения денежных средств по счетам или отсутствии открытых счетов, справки, свидетельствующей о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, регистрирующий орган принял решение о предстоящем исключении Общества как недействующего юридического лица.

Во исполнение требований пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ сведения о принятии решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» № 31 (96) в течение трех рабочих с момента принятия соответствующего решения (08.08.2018).

Кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением недействующего юридического лица  – ООО «Институт «Каналстройпроект»  из ЕГРЮЛ, в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ЗФ (трех месяцев с даты проведения упомянутой публикации в Вестнике государственной регистрации), заявлений в установленном порядке в регистрирующий орган направлено не было.

В этой связи 26.11.2018 в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН № 2185050261614 об исключении Общества из реестра по решению регистрирующего органа как фактически прекратившего свою деятельность.   

         Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ОАО «ГИПРОТРАНСМОСТ» утверждает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о ликвидации Общества, поскольку данное юридическое лицо фактически осуществляло свою деятельность являлось стороной судебного обособленного спора, в рамках которого с него были взыскании денежные средства в пользу заявителя, при этом сам заявитель 06.11.2018 предъявил регистрирующему органу заявление о несогласии с ликвидацией Общества. 

          Вместе с тем согласно части 1 статьи 198, статье 201 АПК РФ, статье 13 ГК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На это же обращается внимание и в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, возлагается на данный государственный орган.

В рассматриваемом случае суд приходит к выводу о доказанности Инспекцией и материалами дела факта того, что оспариваемые действия по исключению Общества из ЕГРЮЛ совершены регистрирующим органом при наличии всех указанных в статье 21.1 Закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица и с соблюдением требований к данной процедуре.

          Регистрирующий орган вправе, при наличии определенных условий, применить предусмотренных законом о регистрации процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.

          Инспекция доказала, что такие условия в рамках рассматриваемого спора имели место, а доказательств обратного заявителем не представлено.

          Общество объективно отвечало признакам недействующего юридического лица, что  и послужило основанием для принятия регистрирующим органом решения о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

          В свою очередь арбитражный суд установил, что формальный порядок ликвидации Общества в полной мере и надлежащим образом Инспекцией соблюден.

Заявитель ссылается на то, что предъявил в регистрирующий орган заявления, содержащего возражения относительно ликвидации Общества.

Вместе с тем в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Такое письменное возражение (согласно пункту 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ) может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица,  письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или её копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 № 42195) утверждена форма Р38001, для подачи указанных возражений. 

Порядок сферой регулирования устанавливает правила направления в территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Информационное сообщение ФНС России «Об Интернет-сервисе ФНС России «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде» разъясняет, что налогоплательщики, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (СКП) и соответствующий ему ключ электронной подписи, могут направлять документы самостоятельно либо обратиться к нотариусу, участвующему в эксплуатации Интернет-сервиса ФНСРоссии  «Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде».

В целях направления документов с использованием вышеуказанного сервиса, необходимо наличие электронной цифровой подписи с соответствующим ей сертификатом проверки и ключом ЭЦП. Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 « 63-ФЗ «Об электронной подписи» квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1)   ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2)  для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Действительно, 06.11.2018 заявителем через Сервис «обратиться в ФНС» в адрес Инспекции направлено обращение (приложение 5), автоматически зарегистрированное в качестве заявления граждан (ЗГ) в соответствии с п. 2.1 Распоряжением ФНС России от 31.08.2018 N 214@ "Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России" (далее - Распоряжение), согласно которому все Формализованные интернет-обращения автоматически загружаются и регистрируются в установленном порядке в БД "Канцелярия ЗГ" СЭД.

Однако обращения, направленные через Сервис «Обратиться в ФНС» являются формализованными, так как при заполнении регистрационной информации заявления, а именно сведений о лице, являющимся заявителем, обязательными к заполнению указаны: место обращения, место работы, фамилия, имя, отчество, электронная почта, содержание обращения (приложение 4). Указанный объем информации не позволяет в полной мере идентифицировать и подтвердить лицо, направляющее обращение. Таким образом, обращения, поступившие через Сервис «Обратиться в ФНС» регистрируются в качестве заявлений граждан и рассматриваются в общеустановленном порядке. Тогда как подача возражений на исключение юридического лица требует обязательного подписания квалифицированной электронной подписью.

Кроме того, в соответствии с Приказом ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@ "О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» перечень услуг, предоставляемых пользователю "ЛК ИП", зависит от способа его авторизации.

При авторизации с помощью квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи предоставляется полный функционал, включающий просмотр сведений и формирование любых документов для отправки в налоговый орган, предусмотренных в "ЛК ИП".

При авторизации с использованием логина и пароля предоставляется ограниченный функционал, включающий просмотр сведений и формирование ограниченного перечня документов для отправки в налоговый орган.

Таким образом, для направления возражений на исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ возможно исключительно с помощью Интернет-сервиса ФНС России "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде" с использованием квалифицированной ЭЦП с соответствующим ей сертификатом проверки и ключом ЭЦП.

В данном случае судом установлено, что поданные 06.11.2018 в регистрирующий орган письменные возражения не были подписаны усиленной квалифицированной подписью заявителя.  

Кроме того, возражения об исключении из Единого государственного реестра юридических ООО   "Институт   "Каналстройпроект"   направлены   Конкурсным   управляющим ФИО1 как физическим лицом с использованием сервиса «Личный кабинет   налогоплательщика»    -    физического    лица,    при    этом    само    заявление    содержит документацию возражений от имени ОАО "ГИПРОТРАНСМОСТ" - юридического лица   пооснованиям наличия не взысканной    дебиторской задолженности.

 В связи с чем Инспекция правомерно не учла данные возражения при рассмотрении вопроса о ликвидации Общества.

          Более того, суд считает, что своими действиями по исключению Общества из ЕГРЮЛ  Инспекция не могла нарушить прав заявителя на получение имущества Общества, поскольку в случае наличия такового ОАО «ГИПРОТРАНСМОСТ» не лишено возможности предъявить заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица в порядке пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ.

          Этот вывод согласуется с разъяснениями, данными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»,  согласно которым заявитель не лишен возможности применительно к пункту 5.2 статьи 64 ГК РФ, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с соответствующим заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

         Таким образом, заявитель не доказал факта нарушения оспариваемыми действиями Инспекции его прав и законных интересов, а также несоответствие действий регистрирующего органа требованиям действующего законодательства.   

         С учетом изложенного, арбитражный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и признания незаконными последующих обжалуемых действий по не направлению жалобы в вышестоящий налоговый орган, в связи с чем в удовлетворении требований  заявителя  надлежит отказать.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении заявления отказать.

        Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

       СУДЬЯ

                                        Т. В. СОРОЧЕНКОВА