ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-14314/11 от 10.08.2011 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

24 ноября 2011 года Дело №А41-14314/11

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2011 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судья Н.А.Панкратьева,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО "Ликеро-водочный комбинат "Амтел"

к Межрегиональному управлению по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, по доверенности от 22.04.2011;

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 27.04.2011 № 34;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный комбинат "Амтел" (далее – заявитель, ООО «ЛВК «Амтел») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрегиональному управлению по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – административный орган, Росалкогольрегулирование) с требованием об оспаривании постановления от 15.03.2011 № 06-11/19-6ю по делу об административном правонарушении № 06-11/19.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства суд установил следующее.

ООО «ЛВД «Амтел» по состоянию на дату привлечения к административной ответственности осуществляло свою деятельность на основании лицензий Б 068296 (рег.№ 1313 от 20.09.2007) и Б 095461 (рег.№ 1313 от 30.06.2006) на следующие виды деятельности: производство, хранение, поставка произведенного этилового спирта (ректификованного и пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта, производство, хранение и поставка произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий).

28.01.2011 должностным лицом Росалкогольрегулирования вынесено определение № 06-11/19-1 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования в отношении ООО «ЛВК «Амтел» по признакам административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.19, ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В указанном определении указано, что при сопоставлении данных, отраженных ООО «ЛВК «Амтел» в представленных декларациях об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, базе данных единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), отчетов об использовании федеральных специальных марок, уведомлений о закупке этилового спирта за 4 квартал 2010 г. установлено несоответствие в объемах производства и оборота, произведенной и реализованной алкогольной продукции, что свидетельствует о нарушении ООО «ЛВК «Амтел» п. 1 ст. 26, ст. 14 Федерального закона от 22.11.2995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

22.02.2011 должностным лицом Росалкогольрегулирования составлен протокол № 06-11/19-4Ю в отношении ООО «ЛВК «Амтел» по ст. 14.19 КоАП РФ.

В протоколе, в частности указано, что согласно данным отчета об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – отчет ЕГАИС) ООО «ЛВК «Амтел» произведено 118,737 тыс. дал. алкогольной продукции, при этом по данным декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 3) данный показатель составил 133,4171 тыс.дал. Расхождение составило 14,681 тыс.дал.

Согласно данным отчета о объемах производства по данным АСИиУ (далее – отчет АСИиУ) предприятием произведено 119,62939 тыс. дал. Расхождение с данными декларация № 3 составило 0,89304 тыс.дал.

Согласно данным отчета ЕГАИС, ООО «ЛВК «Амтел» произведена отгрузка алкогольной продукции потребителям в количестве 135,048 тыс.дал., при этом по данным декларации № 3 данный показатель составил 135,6112 тыс.дал. Расхождение составило 0,563 тыс.дал.

Показатели декларации об объемах производства и поборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 3) графы 10 «Отгружено потребителям, в числе организациям розничной торговли» в объеме 3,9527 тыс.дал не соответствуют показателю в общем объеме 4,30228 гр. 16 «Объема поставленной продукции» декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 6) в диапазоне строк с 340 (стр. 30 декларации № 6) по 995 (стр. 85 декларации № 6) в части реализации алкогольной продукции организациям розничной торговли. Расхождение составило 0,34958 тыс.дал.

По данным гр. 6 «Объем продукции» отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отражена поставка в объеме 0,001 тыс.дал, при этом данная поставка в декларации № 6 не отражена.

По данным гр. 22 «Количество (штук) нанесенных ФСМ на алкогольную продукцию» за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 отчета об использовании организациями федеральных специальрных марок в разрезе заявлений о выдаче ФСМ за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 за 4 квартал 2010 нанесено 1783314 ФСМ (91,611 тыс. дал), при этом по данным гр. 6 «Произведено с начала отчетного периода» декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2010 г. алкогольной продукции произведено в общем объеме 131,4665 тыс.дал. Расхождение составило 39,8554 тыс. дал.

15.03.2011 должностным лицом Росалкогольрегулирования вынесено постановление № 06-11/19-6ю по делу об административном правонарушении, которым ООО «ЛВК «Амтел» признано виновным в совершении административного правонарушения, отвественность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В постановлении в качестве события вменяемого административного правонарушения указано, что согласно данным отчета ЕГАИС, ООО «ЛВК «Амтел» произведена отгрузка алкогольной продукции потребителям в количестве 135,048 тыс.дал., при этом по данным декларации № 3 данный показатель составил 135,6112 тыс.дал. Расхождение составило 0,563 тыс.дал.

Согласно объяснениям ООО «ЛВК «Амтел», в протоколе отражена погрузка водки с объемным содержание безводного спирта 40% и отгрузка ликероводочных изделий с объемным содержанием безводного спирта 40%, при этом не отражена отгрузка водки с объемным содержанием безводного спирта 50 процентов. Таким образом, показатель гр. 4 Таблицы № 1 равен 135,6114 тыс. дал, который в свою очередь не соответствует данным отчета АСИиУ. Расхождение составило 0,00245 тыс.дал.

Иные факты, указанные в протоколе по делу об административном правонарушении, как следует из постановления по делу об административном правонарушении, не подтвердились либо не составили событие административного правонарушения.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об Учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как следует из протокола об административном правонарушении, в ходе административного расследования административным органом установлено, что расхождение в данных отчета ЕГАИС и данных декларации № 3 составило 0,563 тыс.дал.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган пришел к выводу, что в действительности расхождение составило 0,00245 тыс.дал.

При этом вывод о таком расхождении в данных административным органом сделан исключительно на основании объяснений заявителя. Самостоятельно, на основании документов и доказательств, полученных в ходе административного расследования, административный орган сделал вывод, не соответствующий действительности.

В соответствии со ст. 26.2 далее КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кроме того, согласно положениям статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Протоколом по делу об административном правонарушении не подтверждается совершение заявителем вменяемого правонарушения.

Кроме того, из материалов административного дела, а также из постановления по делу об административном правонарушении невозможно сделать вывод о том, в чем конкретно выразилось нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

При этом административный орган ограничился отражением в оспариваемом постановлении факта расхождения данных в отчете ЕГАИС и декларации № 3, а также приведением выдержек из законодательства Российской Федерации.

Сведений о том, что в отчете ЕГАИС либо в декларации № 3 присутствуют нарушения порядка учета, либо при их составлении были допущены такие нарушения, в оспариваемом постановлении не содержится.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что в сентябре 2010 г. при вводе данных в базу ЕГАИС оператором ввода информации была допущена ошибка, выразившаяся в следующем.

Со склада готовой продукции предприятия в сентябре 2010 были отобраны образцы для сертификации в количестве 49 штук (емкостью 0,5 л.), о чем свидетельствуют акты отбора образов № 312 от 01.09.2010 , № 327 от 08.09.2010, № 357 от 22.09.2010, что соответствует 0,00245 тыс.декалитров.

При внесении информации в базу данных системы ЕГАИС в раздел «Документооборот/Акт списания продукции на прочие расходы» оператором ввода была допущена ошибка в дате формирования данного файла: в базе ЕГАИС акт был создан и зафиксирован 11.10.2010, тогда как должны были быть указаны даты, соответствующие датам актов отбора образцов.

В результате, вышеуказанные данные, которые должны были быть зафиксированы в 3 квартале 2010 г., прошли по отчетам в базе данных системы ЕГАИС в 4 квартале 2010 г.

Эти же данные были отражены в декларации за 3 квартал 2010 г. в приложении № 3 «Декларация об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» строка № 14 «Потери и прочие расходы» и в приложении № 6 «Декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в разделе «итого по всей продукции» строка № 97, поскольку сами операции по отбору образцов были произведены именно в 3 квартале 2010 г.

Таким образом, в результате того, что действия по отбору образцов для сертификации были произведены в сентябре 2010 года, т.е. в 3 квартале 2010 года, данные были отражены в декларации за 3 квартал 2010 г., а в базу ЕГАИС, в результате ошибки оператора, были включены в октябре 2010 г., т.е. в 4 квартале 2010 г.

При этом 05.03.2011 ООО «ЛВК «Амтел» направило административному органу письмо № 3/090 с просьбой разрешить корректировку базы данных системы ЕГАИС.

По итогам рассмотрения данного письма Росалкогольрегулированием были даны заявителю рекомендации по внесению корректировки в ЕГАИС самостоятельно с использованием штатных средств ЕГАИС (ответ от 08.04.2011 № У1-3074/03-10-ЮК).

Заявителем был составлен акт с указанием ошибок. В базе ЕГАИС в разделе «Документооборот/Акты списания продукции на прочие расходы», продукция отобранная на сертификацию, была правильно занесена, о чем свидетельствуют акты списания № 312 от 01.09.2010, № 327 от 08.09.2010, № 357 от 22.09.2010 и зафиксирована 27.04.2011.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «ЛВК «Амтел» самостоятельно выявил допущенное нарушение до обнаружения данного нарушения административных органом, о чем сообщил административному органу и принял достаточные и необходимые меры к исправлению сложившейся ситуации.

Как указано административным органом объективной стороной данного правонарушения является совершение действий, нарушающих установленный порядок учета.

При этом установить, в чем выразилось нарушение установленного порядка учета, какие нормы порядка учета были нарушены, из оспариваемого постановления не представляется возможным.

В судебном заседании представитель административного органа в обоснование своей позиции привел следующие ссылки на законодательство:

- учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации (далее - технические средства), которыми оснащено основное технологическое оборудование (о требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 253).

- согласно п.4, 5 а) Требований, Технические средства и программные средства должны обеспечивать фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую информационную систему, а также п.б) - предотвращение искажения и подделки информации об объеме производства и оборота этилового спирта, фиксируемой и передаваемой в единую информационную систему в соответствии с заявкой.

- показатели, используемые для учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи), фиксируются в журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - журнал) с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - программные средства), устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи).

- показатели, используемые для учета объема производства продукции, фиксируются организацией, осуществляющей ее производство, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование, оснащенное автоматическими средствами измерения.

- показатели, используемые для учета объема производства спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, включенной в перечень спиртосодержащей непищевой продукции, устанавливаемый Правительством РФ, фиксируются организацией, осуществляющей ее производство, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование, не оснащенное автоматическими средствами измерения.

- показатели, используемые для учета объема оборота (за исключением импорта и розничной продажи), фиксируются организацией, осуществляющей оборот (за исключением импорта и розничной продажи) и (или) использование для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема импорта и розничной продажи).

- показатели, используемые для учета объемов производства и оборота, не должны отклоняться от показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждаемым Министерством финансов РФ.

- согласно ст.26 закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются:

производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и производство газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина и виноматериалов без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона №171-ФЗ.

Между тем, доказательств того, что ООО «ЛВК «Амтел» нарушило приведенные нормы, что повлекло нарушение порядка учета, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, вменяемого заявителю.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 06-11/19-6ю от 15.03.2011, принятое должностным лицом Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный комбинат «Амтел».

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный комбинат «Амтел» излишне уплаченную по платежному поручению от 24.03.2011 № 201 государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья Н.А.Панкратьева