Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
12 августа 2022 года Дело № А41-14855/22
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2022 года
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи И.В. Лелес
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Б. Пышковой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
конкурсного управляющего ООО «СМВ-5» ФИО1 (конкурсный управляющий ООО «СМВ-5» ФИО1)
к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Люберецкое» (МУ МВД России «Люберецкое»)
третье лицо: гр. ФИО2 (гр. ФИО2)
об оспаривании отказа в проведении регистрационных действий,
при участии в заседании:
явка сторон отражена в протоколе судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ООО «СМВ-5» ФИО1 (далее – заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к МУ МВД России «Люберецкое» (далее – заинтересованное лицо, административный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в проведении регистрационного действия от 25.09.2021г. к заявлению № 73258759, выданный РЭО ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое»;
- обязать РЭО ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое» произвести регистрационные действия в отношении транспортного средства автомобиля SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска, регистрационный знак <***>, цвет черный, зарегистрировав его за собственником ООО «СМВ-5».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, с учетом уточнения, и письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, представлены материалы проверки.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв не представлен.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.18 г. по делу № А40-103904/17 ООО «СМВ-5» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2019г., оставленным без изменения Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019г., прекращено производство по делу № А40-103904/17 по заявлению ФНС России о признании ООО «СМВ-5» несостоятельным (банкротом).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2019г. решение определение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2019г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019г. по делу № А40-103904/2017 отменено, дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд г. Москвы.
Срок конкурсного производства продлен до 27.10.2021г.
В период с 04.03.2019г. по 30.07.2019г., когда ФИО1 не руководил деятельностью ООО «СМВ-5» в связи с прекращением процедуры банкротства, произошло выбытие автотранспортных средств, принадлежащих ООО «СМВ-5», в том числе, автомобиля SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска.
В соответствии с ответом МВД России от 08.08.2019г. № 3/197712309108, 04.06.2019г. автомобиль SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска переоформлен на ФИО2 на основании договора купли-продажи от 14.01.2019г. б/н.
Конкурсным управляющим установлено, что 18.07.2018г. между ООО «СМВ-5» и ФИО3 заключен договор купли-продажи транспортного средства, согласно которому продавец передал в собственность покупателя автомобиль SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска, регистрационный (номерной) знак <***>.
Перерегистрация указанного автомобиля на ФИО3 в органах ГИБДД не производилась.
14.01.2019г. между ФИО3 и ФИО2 заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым покупатель приобрел автомобиль SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска.
Согласно паспорту транспортного средства 77РА 769408, выданного взамен утраченного паспорта транспортного средства 77ТХ 977475, 04.06.2019г. произошла регистрация собственника автомобиля на ФИО2.
29.10.2019г. конкурсным управляющим получено заявление ФИО2 о возврате автомобиля SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска в конкурсную массу ООО «СМВ-5».
01.11.2019г. автомобиль SKODA SUPERB, VIN <***>, 2011 года выпуска, регистрационный знак <***>, цвет черный, вместе с оригиналом паспорта транспортного средства 77РА 769408, оригиналом свидетельства о регистрации транспортного средства серии <...>, оригиналом полиса ОСАГО и одним комплектом ключей, добровольно передан конкурсному управляющему, что подтверждается актом приема-передачи от 01.11.2019г.
25.09.2021г. конкурсный управляющий с целью совершения регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства обратился с заявлением в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Люберецкое».
25.09.2021г. конкурсному управляющему отказано в проведении регистрационного действия на основании пункта 32.2 приказа МВД России от 23.04.2019г. № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним», а именно: в связи с отсутствием в паспорте транспортного средства подписи прежнего собственника.
Не согласившись с отказом заинтересованного лица, полагая, что указанный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой, производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018г. № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018г. № 283-ФЗ установлено, что прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019г. № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - по инициативе регистрационного подразделения; заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение.
Согласно пунктам 56, 57 Правил, прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем. Прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
Приказом МВД России от 21.12.2019г. № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 17, 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.
В силу пункта 92 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона являются:
92.1. Невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
92.2. Замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства.
92.3. Снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации.
92.4. Несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.
92.5. Наличие сведений о нахождении транспортного средства или основного компонента транспортного средства в розыске.
92.6. Неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с регистрацией транспортных средств.
92.7. Обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять.
92.8. Непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
92.9. Отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт.
92.10. Непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона.
92.11. Наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа (п. 93 Административного регламента).
Согласно пункту 32.2 Приложения № 3 к приказу Министерства внутренних дел России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» (Требования к паспорту транспортного средства) при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства: в строках «Наименование (ф.и.о.) собственника», «Адрес», указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство; в строке «Дата продажи (передачи)» указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство; в строке «Документ на право собственности» указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления; в строке «Подпись прежнего собственника» проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке «Подпись настоящего собственника» - подпись нового собственника. Заполнение строк паспорта, предусмотренных данным подпунктом, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, являющимися продавцами и (или) покупателями транспортных средств. В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей (при их наличии).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в нарушение пункта 32.2 приказа МВД России от 23.04.2021 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним», подпись в графе «подпись прежнего собственника» отсутствовала, в связи с чем заявителю было отказано в совершении регистрационных действий.
Кроме того, судом установлено, что автомобиль SKODA SUPERB, VIN <***>, был снят с учета прежним собственником – ФИО2; при этом СТС, ПТС на автомобиль, а также государственные регистрационные знаки представлены не были в связи с утратой.
Факт утраты СТС, ПТС и ГРЗ подтверждается карточкой учета транспортного средства.
При этом, как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица, СТС, ПТС и государственные регистрационные знаки в настоящее время находятся в розыске, в связи с чем осуществить регистрационного действия в отношении спорного транспортного средства не представлялось возможным.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
В данном случае заинтересованным лицом доказана законность и обоснованность оспариваемого отказа, и соответственно, отказ в проведении регистрационного действия подлежит признанию законным и обоснованным.
Судом рассмотрены все доводы заявителя в полном объеме, однако они не могут являться основанием для признания оспариваемого отказа недействительным.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным, действий незаконными, поскольку обжалуемый отказ права и законные интересы заявителя не нарушает, каких-либо дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством на заявителя не возлагает.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 9, 41, 49, 65, 71, 104, 110, 112, 167-170, 176, 198-201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования оставить без удовлетворения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья И.В. Лелес