ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-15329/2021 от 08.04.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

04.05.2021 Дело №А41-15329/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08.04.2021

Полный текст решения изготовлен 04.05.2021

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Бекетовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия Чеховского района «Жилищное коммунальное хозяйство Чеховского района» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2021 № 08ОБ-2307-36-9-2021

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 30.12.2020,

от заинтересованных лиц – ФИО3 от 11.03.2021

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие Чеховского района «Жилищное коммунальное хозяйство Чеховского района» (далее - заявитель, МП «ЖКХ Чеховского района») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее - Госжилинспекция Московской области) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2021 № 08ОБ-2307-36-9-2021.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель Госжилинспекции Московской области возражал против заявленных требований.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Управление многоквартирным домом по адресу: <...> осуществляет МП «ЖКХ Чеховского района».

В период с 26.01.2021 по 22.02.2021 Госжилинспекцией Московской области на основании распоряжения от 25.01.2021 в связи с обращением гражданина проведена внеплановая проверка МП «ЖКХ Чеховского района» по вопросу исполнения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В ходе проведения документарной проверки 08.02.2021 установлено, что 10.05.2020 произошел залив жилого помещения (кв. 135) многоквартирного дома № 13. расположенного по адресу: <...>. В связи с чем заявителем (собственник кв. 135) была подана заявка в адрес аварийно-диспетчерской службы управляющей организации МП «ЖКХ Чеховского района». МП «ЖКХ Чеховского района» подтверждает, что в журнале аварийно-диспетчерской службы 10.05.2020 зафиксирована заявка на залив горячей водой кв. № 135 из кв. № 139, расположенной выше этажом (Акт от 22.01.2021).

Указанный акт, согласно требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
№ 354 (далее – Правила № 354), должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

Вместе с тем, управляющей организацией МП «ЖКХ Чеховского района» представлен Акт о заливе № б/н, а также акт о недопуске в жилое помещение заявителя № б/н, составленные только 22.01.2021, в нарушение установленных правил.

09.02.2021 должностным лицом Госжилинспекции Московской области, в присутствии представителя заявителя, в отношении МП «ЖКХ Чеховского района» составлен протокол № 08ОБ-2307-36-9-2021 по факту совершения правонарушения по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

16.02.2021 должностным лицом Госжилинспекции Московской области вынесено постановление № 08ОБ-2307-36-9-2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявления МП «ЖКХ Чеховского района» указывает на отсутствие вины в своих действиях, поскольку собственник жилого помещения и его супруга на момент залива квартиры болели пневмонией, а в соответствии с Постановлением Губернатора МО от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» гражданам предписывалось соблюдать режим самоизоляции и ограничить контакты.

Кроме того, заявитель полагает, что несвоевременное составление акта залива не относится к лицензионным требованиям.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами административных правонарушений являются, в частности, юридические лица, в том числе управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление такой деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение № 1110).

Согласно пункту 3 Положения № 1110 Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Исходя из приведенных норм права, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что, в свою очередь, предполагает соблюдение Правил № 354.

В данном случае заявитель является лицом, ответственным за надлежащее содержание многоквартирного дома, при оказании услуг обязан руководствоваться действующим законодательством, в частности, нормативными документами, регламентирующими правила содержания общего имущества в многоквартирном доме – Правилами № 354.

Согласно п. 152 Правилам № 354 в случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.

Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

Согласно п. 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает, в том числе, локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки.

В ходе проверки были выявлены нарушения указанных требований.

МП «ЖКХ Чеховского района», имеющее обязанность обеспечить содержание многоквартирного дома в соответствии с действующими лицензионными требованиями, эту обязанность не выполнило, вследствие чего им были нарушены упомянутые нормы Правил № 354.

Между тем, в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу об истечении срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за анализируемое правонарушение составляет два месяца.

Также следует учитывать, что срок давности исчисляется по правонарушению, не являющемуся длящимся, - со дня, следующего за днем его совершения, по длящемуся правонарушению - со дня, следующего за днем его обнаружения.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено следующее.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Имеющиеся в деле документы в своей совокупности и взаимосвязи позволяют признать, что правонарушение, выразившееся в нарушении срока составления акта, не является длящимся, поскольку нормативным актом установлен срок для его составления.

Как было указано выше, согласно п. 152 Правилам № 354 акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.

Обращение поступило в аварийную службу 10.05.2020 в 09 часов 43 мин.

Следовательно, на дату вынесения постановления о привлечении к ответственности (16.02.2021) срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек.

Истечение срока для привлечения к ответственности является основанием для признания постановления незаконным и его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 16.02.2021
№ 08ОБ-2307-36-9-2021 по делу об административном правонарушении, которым Муниципальное предприятие Чеховского района «Жилищное коммунальное хозяйство Чеховского района» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Е.А. Бекетова