ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-16628/16 от 27.04.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

13 мая 2016 года                                    Дело №А41-16628/16

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года

Арбитражный суд Московской области в составе  судьи Р.А. Гапеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.О.Баранец, 

рассмотрев в судебном заседании дело  по  заявлению

Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области

к Государственному унитарному предприятию Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации»

о признании незаконным отказа в предоставлении документов от 14.02.2016г. № 45-01.03/52-16, обязании выдать план переводимого помещения с его техническим описанием (технический план нежилого помещения)

при участии в  судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2015г.;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 21.07.2015г.,

установил:

Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области  (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к государственному унитарному предприятию Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» (далее – ГУП МО «МОБТИ», заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездно документов по межведомственному запросу администрации для предоставления муниципальной услуги от 14.02.2016 № 45-01.03/52-16  Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ»; об обязании Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ» выдать безвозмездно план переводимого помещения с его техническим описанием (технический план нежилого помещения).

Суд, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание  и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Судом, в порядке предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании 20.04.2016 объявлялся перерыв до 27.04.2016.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве.

Из пояснений представителей лиц, участвующих в деле и материалов дела следует, что 18.01.2016 администрация,  ссылаясь на пункт 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке межведомственного информационного взаимодействия,  обратилась в Юго-Восточный филиал ГУП МО «МОБТИ» с заявлением от 18.01.2016 № 130 о предоставлении в отдел муниципальной собственности на бумажном носителе технического плана нежилого здания, расположенного по адресу: <...> за уч. №11.

В ответ на данное заявление директор Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ» в письме от 14.02.2016 № 45-01.03/52-16  сообщил,  ссылаясь на пункт 4 статьи 1, статью 29 и статью 31  Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что ГУП МО «МОБТИ» является юридическим лицом и коммерческой организацией, а кадастровые инженеры  осуществляющие свою деятельность в качестве работника такого юридического лица в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.07.2007  № 221-ФЗ, могут выполнять кадастровые работы (подготавливать технические, межевые планы) только на основании договора подряда заключаемого таким юридическим лицом. Юго-Восточный филиал ГУП МО «МОБТИ» готов выполнить кадастровые работы по подготовке технического плана на здание, расположенное по адресу: <...> за уч.№11 исключительно на основании договора на проведение кадастровых работ

Администрация, считая данный отказ незаконным, обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно  части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части  5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Представитель ГУП МО «МОБТИ» в обоснование оспариваемого отказа, пояснил, что администрация в нарушение статьи 7.2. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» направило запрос, который:

           не содержал указание на базовый государственный информационный ресурс, в целях ведения которого запрашиваются документы и информация;

            не содержал наименование государственной или муниципальной услуги, для
предоставления которой необходимо представление документа и (или) информации, а также, если имеется, номер (идентификатор) такой услуги в реестре государственных услуг или реестре муниципальных услуг.

В нарушение пункта 119 административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области от 26.06.2015 № 173 (далее - Административный регламент) также не указал в запросе: наименование муниципальной услуги, для предоставления которой необходимо представление документа и (или) информации, а также, если имеется, номер (идентификатор) такой услуги в реестре муниципальных услуг.

            Ввиду не соблюдения требований к межведомственному запросу установленных вышеуказанными нормативными актами, требование о предоставление документов по направленному межведомственному запросу №130 от 18.01.2016 не законно.

            Пунктом 3 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, установлен исчерпывающий список документов, который необходим для оказания муниципальной услуги, а именно: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;       подготовленный и оформленный

в установленном порядке проект
переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если
переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

            Пунктом 26 Административного регламента установлено, что при обращении за получением муниципальной услуги заявитель представляет:

1)  заявление о переводе помещения; 2)       документы, удостоверяющие личность (паспорт гражданина Российской
Федерации); 3)       документы, удостоверяющие права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя; 4)     правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на
которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 5)    подготовленный и оформленный в установленном порядке проект
переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения в случае, если
переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

                Пунктом 30 Административного регламента установлен дополнительный перечень документов необходимый для оказания муниципальной услуги, а именно:  правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) или кадастровый паспорт; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Ни в одном из указанных выше нормативных документах не указано, что технический план необходим администрации для оказания услуги.

 Согласно пункту 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Согласно пункту 9 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ  технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определяет, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, сведения о котором в соответствии со статьей 30 этого же Закона содержатся в государственном реестре кадастровых инженеров.

Согласно статье 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать форму своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица по трудовому договору.

ГУП МО «МОБТИ» является юридическим лицом и коммерческой организацией, а кадастровые инженеры, осуществляющие свою деятельность в качестве работника такого юридического лица в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, могут выполнять кадастровые работы (подготавливать технические, межевые планы) только на основании Договора подряда заключаемого таким юридическим лицом.

Данное требование установлено пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, которое определяет, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Обязанность лица оплатить услуги за получаемый результат кадастровых работ установлена пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, который устанавливает, что по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные подзаконные акты не наделили органы местного самоуправления безвозмездно получать от кадастровых инженеров технические планы.

Согласно статье 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны судом недействительными, в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ документы, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого отказа закону и иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов.

18.01.2016 администрация,  ссылаясь на пункт 3 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке межведомственного информационного взаимодействия,  обратилась в Юго-Восточный филиал ГУП МО «МОБТИ» с заявлением от 18.01.2016 № 130 о предоставлении в отдел муниципальной собственности на бумажном носителе технического плана нежилого здания, расположенного по адресу: <...> за уч. №11, а не плана переводимого помещения с его техническим описанием.

Согласно пункту 3 статьи 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Таким образом, заявителем не доказано, что оспариваемый отказ от 14.02.2016 № 45-01.03/52-16  нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность обстоятельств: противоречие оспариваемого отказа требованиям законодательства,  и нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, - в рассматриваемом случае отсутствуют, основания для удовлетворения заявленного администрацией требования о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездно документов по межведомственному запросу администрации для предоставления муниципальной услуги от 14.02.2016 № 45-01.03/52-16  Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ», у суда не имеется.

Требование заявителя об обязании Юго-Восточного филиала ГУП МО «МОБТИ» выдать безвозмездно план переводимого помещения с его техническим описанием (технический план нежилого помещения)  не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что план переводимого нежилого здания, расположенного по адресу: <...> за уч. №11 не запрашивался администрацией в заявлении от 18.01.2016 № 130. Права заявителя не нарушены и их восстановление не требуется.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                      Р Е Ш И Л :

Администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области в удовлетворении заявления отказать.

            Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Московской области в  месячный срок со дня принятия.

            Судья                                                                                                        Р.А.Гапеева