Арбитражный суд Московской области
053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
30 мая 2016 года Дело №А41-16958/16
Резолютивная часть объявлена 24 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2016 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Левкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В. Елисеевой,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Кооператива Некоммерческое потребительское общество «Семейный капитал» о
признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Электростали Московской области от 12.01.2016 № 1273А об отказе в государственной регистрации юридического лица,
при участии в заседании представителей сторон, согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив Некоммерческое потребительское общество «Семейный капитал» (далее – кооператив «Семейный капитал», заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Электростали Московской области (далее – Инспекция ФНС России по г. Электростали, регистарирующий орган, заинтересованное лицо) от 12.01.2016 № 1273А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, представившего в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений против перехода к рассмотрению спора по существу не поступало. Суд завершает предварительное судебное заседание и переходит в стадию судебного разбирательства в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании представитель заинтересованного лица просил заявление оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Судом установлено следующее.
Кооператив «Семейный капитал, являясь единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью «Семейный капитал. Электросталь» (далее – общество «Семейный капитал. Электросталь»), обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Электростали с заявлением о государственной регистрации юридического лица общества «Семейный капитал. Электросталь» (Форма № Р11001), направив 21.12.2015 в адрес регистрирующего органа почтовым отправлением в виде бандероли посредством почтовой связи ФГУП «Почта России» следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании;
- решение № 1 единственного учредителя общества «Семейный капитал. Электросталь» от 07.12.2015;
- протокол заседания Совета Кооператива Некоммерческое потребительское общество «Семейный капитал» от 07.12.2015;
- устав общества «Семейный капитал. Электросталь», утвержденный Решением № 1 единственного учредителя Кооператива «Семейный капитал» от 07.12.2015;
- гарантийное письмо ФИО1 об использовании для государственной регистрации общества адреса: 144000, <...>;
- платежное поручение от 20.11.2015 № 3498 об уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей за регистрацию юридического лица.
На странице 009 лист Н Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании в разделе 6 «Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке» в пункте 6.1 «Лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя» проставлена цифра 2 – лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса.
В пункте 6.2. «ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя» указан ИНН <***>, являющийся ИНН нотариуса ФИО2.
Подлинность подписи Председателя Правления Кооператива НПО «Семейный капитал» ФИО3 заверена ФИО4, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО2.
Подпись ФИО4 заверена печатью нотариуса ФИО2
Пакет документов получен регистрирующим органом 30.12.2015. Почтовое отправление не содержало описи вложения. На почтовом концерте отсутствуют почтовые оттиски, указан штриховой почтовый идентификатор 19201293044575.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение от 12.01.2016 № 1273А об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании непредставления установленных статьей 12 Закона документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В оспариваемом решении указано на отсутствие описи вложения к заявлению. В соответствии со статьей 9 пункта 1 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Также в оспариваемом решении указано, что на стр. 009 лист Н (лист заверения подлинности подписи) в п. 6.2 заявления указывается ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя. Если лицом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя, является временно исполняющий обязанности нотариуса, то и ИНН в п. 6.2 указывается временно исполняющего обязанности нотариуса, а не самого нотариуса.
Отказ в регистрации юридического лица послужил основанием для обращения кооператива «Семейный капитал» вы арбитражный суд.
Суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган. В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, сведения об этом указываются в заявлении, предусмотренном подпунктом «а» настоящей статьи;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» (пункт 1 Приказа).
Требованияк оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ).
Приказом от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 4 Приказа).
Согласно пункта 2.20.6. Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в разделе 6 «Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке» в пункте 6.1 в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение. В пункте 6.2 указывается идентификационный номер налогоплательщика - лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единыйпортал государственных и муниципальных услуг, впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее по тексту – Порядок).
На основании п. 3 Порядка, почтовое отправление с объявленной ценностью – регистрируемое почтовое оправление (письмо, бандероль, посылка, отправление 1-го класса, внутреннее отправление ЕМS), принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем, с выдачей отправителю квитанции и вручаемое адресату под расписку.
Согласно пункта 4.6. Порядка почтовые отправления с объявленной ценностью по желанию отправителя могут приниматься к пересылке с описью вложения ф. 107. Такие почтовые отправления принимаются в открытом виде с указанием всех отправляемых предметов (с указанием их количества и стоимости). За проверку вложения почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, взимается дополнительная плата, в соответствии с тарифами, утвержденными филиалами ФГУП «Почта России». Размер объявленной ценности почтового отправления должен соответствовать суммарной стоимости всех вложений, указанных в описи вложения.
Пунктом 5.1 предусмотрено, что с описью вложения пересылаются РПО только с объявленной ценностью.
Отправитель должен заполнить два бланка описи вложения ф. 107, в которых указывается: вид почтового отправления; наименование и почтовый адрес адресата; наименование, количество предметов и сумма оценки каждого предмета; общий итог количества пересылаемых предметов и итоговая сумма оценки цифрами (пункт 5.3 Порядка).
При пересылке документов в описи вложения ф. 107 указывается наименование (при необходимости реквизиты) и количество листов (пункт 5.5 Порядка).
Согласно пункту 5.7 на оболочке почтового отправления, сопроводительном бланке к посылке ф. 116, ставится оттиск штампа «С описью», на адресных ярлыках ф. 7-я, ф. 7-б, ф. 7-п делается отметка «Х» или «V» в окошке «С описью».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случает предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Из анализа ранее приведенного Порядка Почтовых правил следует, что опись вложения составляется в 2-х экземплярах, один из которых вкладывается сотрудником почты в почтовое отправление, а второй выдается отправителю корреспонденции вместе с квитанцией, подтверждающей оплату за услугу по пересылке.
Из информации, размещенной на официальном сайте Почта России в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» следует, что 21.12.2015 по внутрироссийскому почтовому идентификатору 19201293044575 от кооператива «Семейный капитал» в адрес Инспекции ФНС России по г. Электросталь принята к пересылке бандероль заказная весом 0,243 кг без разряда, без отметки, без объявленной ценности.
Почтовый конверт, представленный заинтересованным лицом в материалы дела, не содержит оттиска штампа «С описью», установленного пунктом 5.7 Порядка Почтовых правил при отправке почтовых оправлений с описью вложения.
Заявителем не представлено доказательств того, что почтовое отправление было направлено им с объявленной ценностью с описью вложения.
Таким образом, Заявителем при направлении документов в регистрирующий орган был нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ.
Анализ заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, и Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, утвержденного совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ и действовавшего с 04.07.2013, позволяет установить отличия по заполнению сведений о нотариусе.
До 04.07.2013 в заявлении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, пункт 13.2 предусматривал только ИНН нотариуса независимо от того, кто засвидетельствовал подлинность подписи заявителя.
С 04.07.2013 в заявлении, утвержденном совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, во-первых, предусмотрены варианты засвидетельствования (1) нотариус, 2) лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса; 3) должностное лицо, уполномоченное на совершение нотариального действия), и, во-вторых, по этой причине изменен пункт 6.2. При его заполнение необходимо указать не ИНН нотариуса, а ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя.
В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании подлинность подписи Председателя Правления Кооператива НПО «Семейный капитал» ФИО3 заверена ФИО4, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО2.
При этом в пункте 6.2 раздела 6 лист Н Заявления указан ИНН <***> ФИО2 – нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга (сведения об ИНН из информационного ресурса Федеральной базы данных ФНС).
При таких обстоятельствах в пункте 6.2 раздела 6 лист Н Заявления должен быть указан ИНН ФИО4, а не ФИО2
Таким образом, представленное заявление о государственной регистрации юридического лица при создании содержит недостоверную информацию, нарушен пункт 2.20.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
При изложенных обстоятельствах представление в рассматриваемом случае соответствующих перечню документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождало от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению конкретных документов при государственной регистрации.
При этом нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
При таких обстоятельствах суд полагает, что обжалуемый отказ в совершении регистрационных действий, является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные кооперативом «Семейный капитал» требования подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
В месячный срок решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Левкина