Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996
http://www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«09» июня 2008 г. Дело № А41–17201/07
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2008 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего А. Г. Рымаренко
судей (заседателей)______________________________
протокол судебного заседания вела судья А. Г. Рымаренко
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) МУП «Домодедово-Жилсервис»
к ИФНС России по г. Домодедово Московской области
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 10.01.2008 г.; ФИО2, доверенность от 10.01.2008 г.
от ответчика – ФИО3, доверенность от 24.04.2007 г.
установил:
МУП «Домодедово-Жилсервис» просит признать недействительным решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области № 72 от 27.07.2007 г. в части доначисления НДС в сумме 29 265 500 руб., пени по НДС в сумме 2 321 922 руб., штрафа по НДС в сумме 4 108 108 руб.; налога на землю в сумме 734 481 руб.; штрафа по ЕНВД в сумме 81 042 руб.
Представители сторон в судебное заседание явились, изложили свои доводы и возражения.
Из материалов дела суд установил, что заявитель состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Домодедово Московской области.
Налоговый орган в соответствии со ст. 89 НК РФ произвел выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г., по результатам которой составлен акт № 73 от 25.05.2007 г. и вынесено решение № 72 от 27.06.2007 г.
Заявитель считает указанное решение в обжалуемой части необоснованным по следующим основаниям:
По Земельному налогу.
В соответствии со статьей с п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
МУП «Домодедово-Жилсервис» не принимало земельные участки под жилыми домами в собственность (владение и пользование). Право оформления земельных участков под жилыми домами в настоящее время принадлежит гражданам, проживающих в данных многоквартирных домах.
Земельный налог по данным земельным участкам должен исчисляться в соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ. Эксплуатирующая организация, не является плательщиком земельного налога по данным жилым домам.
По налогу на добавленную стоимость.
МУП «Домодедово-Жилсервис» является муниципальным предприятием и создано для технического обслуживания жилых домов.
Ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг (тарифы) в 2003, 2004, 2005 г.г.
устанавливались администрацией Домодедовского района Московской области без
учета НДС.
Письмо МНС РФ от 3 ноября 1999 года № ВГ-15-02/1035 подтверждает, если в конкретном регионе органом регулирования естественных монополий установлен нижний и (или) верхний предельный уровень цен (тарифов) на соответствующие товары (работы, услуги), то соответственно нельзя установить цены без нарушения законодательства о ценообразовании ниже нижнего предельного уровня цен и (или) выше предельного уровня цен. По мнению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в целях осуществления эффективного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, органами регулирования естественных монополий должен устанавливаться как верхний, так и нижний предельный уровень цен (тарифов). При этом нижний предельный уровень цен (тарифов) должен быть зафиксирован на уровне не ниже себестоимости регулируемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам ( тарифам) установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
31 августа 2000 года был заключен договор поручения № 6 с МУ «Расчетно -
кассовый цент жилищно - коммунального хозяйства». Согласно данного договора
МУ «РКЦ ЖКХ» осуществляет начисление, сбор и транзитное перечисление
платежей производителю услуг.
В 2003 году, 2004 году, 2005 году МУ «РКЦ ЖКХ» перечисляло на расчетный счет МУП «Домодедово-Жилсервис» плату за техническое обслуживание населению без учета НДС.
МУ «РКЦ ЖКХ» дополнительно НДС населению не начисляло в связи с противоречиями в законодательстве. С 1 января 2004 года вступил в силу подпункт 10 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не подлежит налогом на добавленную стоимость реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности. До указанной даты услуги данного вида так же не попадали под налогообложение НДС, но регулировалось ст. 27 Федерального закона «О введении в действии первой части НК РФ». Предоставление в пользование жилых помещений в домах, относящихся к государственному, муниципальному и общественному жилищному фонду, осуществляется на основании договора найма жилого помещения. По этому договору собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. В плату за предоставление в пользование жилых помещений в целях налогообложения включаются определенные расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23.02.99 № 9. Предоставление жилого помещения должно соответствовать нормам санитарного состояния здания и быть технически исправным.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определение понятия «Услуги по предоставлению в пользование нежилых помещений», в связи с чем в соответствии с нормами ст. 11 НК РФ указанное понятие применяется в том значении, в котором оно используется в гражданском и жилищных отраслях законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 671, п. 2 ст. 676, ст. 678 ГК РФ собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) предоставляет жилые помещения в пользование, обеспечивая при этом осуществление надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные платежи. Перечень коммунальных услуг указан в п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания п. 2 ст. 676 ГК РФ, расходы по эксплуатации жилого дома, а также по ремонту общего имущества многоквартирного дома наймодатель несет за счет платы за жилье.
МУП «Домодедово-Жилсеовис» в 2003, 2004, 2005 годах налог на добавленную стоимость от технического обслуживания многоквартирных домов не получал и в связи с этим не мог исчислить и уплатить данную сумму в бюджет.
Имеющая судебно-арбитражная практика и принятые постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.12.2006 года № Ф04-7966/2006 года и ФАС Московского округа от 19.12.2005 года № КА-А41/11214-05 подтверждают обоснованность не включения НДС в облагаемый оборот.
По ЕНВД заявитель считает неправомерным привлечение его к ответственности по ст. 119 НК РФ, та как он уже был привлечен за неуплату ЕНВД в сумме 32 417 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ, т. е. привлечен повторно за совершение одного и того же правонарушения.
Налоговый орган заявленные требования не признал по мотивам, указанным в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил, что заявленные требования следует удовлетворить частично.
Налоговый орган начислил заявителю земельный налог в сумме 734 481 руб., который уплачен налогоплательщиком.
Суд считает решение в указанной части соответствующим налоговому законодательству, так как в рамках проведения выездной налоговой проверки Комитету по управления имуществом Домодедовского района Московской области было выставлено требование № 9 от 10.05.2007 г. о представлении документов по вопросу исчисления и уплаты в бюджет налога на землю за 2003 г. по земельным участкам , находящимся под имуществом, которое на правах хозяйственного ведения принадлежит МУП «Домодедово-Жилсервис». Получен ответ 14.05.2007 г. № 12-7/421. Комитет по управлению имуществом Домодедовского района Московской области предоставил документы: налоговые декларации по налогу на землю за 2003 г., представленные в ИФНС России по г. Домодедово МО, платежные документы по уплате земельного налога за 2003 г., перечень объектов, облагаемых земельным налогом, отраженным Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области в налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г.
В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ МУП «Домодедово-Жилсервис» является плательщиком единого налога на вмененный доход.
В соответствии с п.п.1, п.2, ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении вида деятельности - оказание бытовых услуг. Согласно общественному классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. № 163, услуги бань относятся к бытовым услугам, оказываемым физическим лицам и классифицируемым в подгруппе 019000 группы 01 «Бытовые услуги». Физическим показателем для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход является количество работников.
В соответствии с п. 1 ст.346.28, п.п.1 п.2 ст.346.26 НК РФ, а так же Закона Московской области от 24.1 1.2004 №150/2004-03 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений МУП «Домодедово-Жилсервис» является плательщиком единого налога на вмененный доход.
В проверяемом периоде МУП «Домодедово-Жилсервис» декларации по единому налогу на вмененный доход в ИФНС России по г. Домодедово МО не предоставляло, единый налог на вмененный доход не исчисляло и не уплачивало в бюджет.
Учитывая, что по ст. 119 НК РФ состав налогового правонарушения определен как непредставние в налоговый орган декларации в установленный срок, а по ст. 122 НК РФ – неуплата или неполная уплата налога, потому обоснование заявителя о признании недействительным решения в данной части не принимается судом.
В части доначисления НДС в оспариваемом решении суд поддерживает позицию заявителя.
Ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг (тарифы) в 2003, 2004, 2005 г.г.
устанавливались администрацией Домодедовского района Московской области без
учета НДС.
31 августа 2000 года был заключен договор поручения № 6 с МУ «Расчетно -
кассовый цент жилищно - коммунального хозяйства». Согласно данного договора
МУ «РКЦ ЖКХ» осуществляет начисление, сбор и транзитное перечисление
платежей производителю услуг.
В 2003 году, 2004 году, 2005 году МУ «РКЦ ЖКХ» перечисляло на расчетный счет МУП «Домодедово-Жилсервис» плату за техническое обслуживание населению без учета НДС.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в период с 01.01.2001 до 01.01.2004 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Согласно со ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации вводился в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождена от налогообложения НДС реализация услуг "по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах хозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах ЖСК...". С 1 января 2004 г. вступил в силу подпункт 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из ст. ст. 50, 55, 57 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и Правилами пользования жилыми помещениями, которые утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415. За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата, помимо нее взимается плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, входит плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
МУП «Домодедово – Жилсервис» образовано Администрацией г. Домодедово в 2000 году Постановлением № 1063 для управления жилым и нежилым фондом, осуществления содержания и ремонта жилого и нежилого фонда, обеспечения нормативных условий для проживания граждан, осуществления контроля за соблюдением всеми пользователями жилого и нежилого фонда правил и норм технической эксплуатации занимаемых ими помещений, выполнения функций заказчика по всем видам ремонта жилого и нежилого фонда.
Таким образом, по жилищному законодательству заявитель является жилищно-эксплуатационной организацией.
В соответствии со ст. 22 ЖК РСФСР и Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415, жилищно-эксплуатационные организации обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан. Для этих целей организациями, в том числе МУП "Дирекция единого заказчика", проводятся работы по содержанию и ремонту жилого фонда, а также осуществляется контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.
В силу п. 9 указанных выше Правил, ст. 56 ЖК РСФСР и ст. 27 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г. N 5151-Х в обязанности нанимателя входит своевременное внесение платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Письмом Госстроя РФ от 1 июля 1994 г. N 01-04-89 "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг" разъяснялось, что понятие "квартирная плата", введенное постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14.05.28 и инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23.06.28 N 220 предусматривало платежи населения за пользование жилым помещением и включало в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатация ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций, другие расходы), за исключением внутриквартирных расходов, которые осуществлялись проживающими.
В связи с введением института "аренды" и "частной собственности" в отношении жилых помещений в многоквартирных домах Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" было введено новое понятие "оплата жилья" применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения. Поэтому льготы по квартплате, предусмотренные законодательными актами СССР и РСФСР, распространяются и на оплату жилья.
Суд считает, что из приведенных выше норм законодательства следует, что услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда всех форм собственности тождественны услугам по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности, платежи граждан при пользовании жилыми помещениями, независимо от форм собственности на них, должны льготироваться при получении их в качестве оплаты за выполнение работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, то есть за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
Следовательно, оплата населением услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в силу п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области № 72 от 27.07.2007 г. в части доначисления НДС в сумме 29 265 500 руб., пени по НДС в сумме 12 321 922 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 4 108 108 руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ИФНС России по г. Домодедово Московской области в пользу МУП «Домодедово – Жилсервис» госпошлину в сумме 1900 руб., уплаченную по платежному поручению № 2132 от 03.09.2007 г.
Возвратить МУП «Домодедово – Жилсервис» госпошлину в сумме 98 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 2132 от 03.09.2007 г. как излишне уплаченную.
Выдать справку на возврат госпошлины и исполнительный лист в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А. Г. Рымаренко