ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-17915/17 от 11.05.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

15 мая 2017 года Дело № А41-17915/17

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2017 года

Полный текст решения изготовлен 15 мая 2017 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Досовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корень А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ресурсинвест» о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области об отказе в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Быченко Э.А. по дов. от 26.10.2016,

от заинтересованного лица – Лямаева О.В. по дов. от 23.06.2016 № 04-17/0515,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ресурсинвест» (далее – ООО «Ресурсинвест») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области (далее – регистрирующий орган) от 30.12.2016
 № 5074047А об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В судебном заседании представитель ООО «Ресурсинвест» настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Регистрирующий орган в отзыве на заявление и в объяснениях представителя, данных в ходе судебного заседания, с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 23.12.2016 в регистрирующий орган поступило заявление ООО «Ресурсинвест» по форме № Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающихся сведений о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.

30.12.2016 регистрирующим органом принято решение № 5074047А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

В обоснование принятого решения регистрирующим органом указано, что в представленном на регистрацию заявлении по форме № Р14001 пункты 6.1 и 6.2 Листа Р заполнены с нарушением требований к заполнению представляемых для государственной регистрации документов.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее – управление) от 22.03.2017 № 07-12/025376@ жалоба ООО «Ресурсинвест» на решение регистрирующего органа от 30.12.2016 № 5074047А об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, ООО «Ресурсинвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения и документы, определенные пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в том числе сведения, содержащие фамилию, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «л»).

Таким образом, в случае смены руководителя организации соответствующие сведения вносятся в ЕГРЮЛ. В силу пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно закреплен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При подаче документов для государственной регистрации юридического лица, заявитель обязан соблюдать требования, предъявляемые к форме данных документов, установленных действующим законодательством.

Согласно пункту 7.21.6 раздела VII Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Требования к оформлению Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р14001), утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, (далее – Требования) раздел 6 «Сведения о лице, засвидетельствовавшем подлинность подписи заявителя в нотариальном порядке» заполняется с учетом положений пункта 2.20.6 Требований, а именно в пункте 6.1 в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение. В пункте 6.2 указывается идентификационный номер налогоплательщика - лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя.

В соответствии с пунктом 1.1 Требований форма заявления, уведомления или сообщения заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по прилагаемому к Требованиям образцу.

Суд полагает, что заполнение вручную нотариусом пунктов 6.1, 6.2 Листа Р заявления не является нарушением пункта 1.1 Требований и не может служить основанием для отказа во внесении изменений в ЕГРЮЛ, т.к. не меняет содержания и установленной формы заявления и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления.

В решении от 22.03.2017 № 07-12/025376@ управление также пришло к выводу о том, что представленное ООО «Ресурсинвест» в регистрирующий орган 23.12.2016 для государственной регистрации заявление по форме № Р14001 в части заполнения пунктов 6.1 и 6.2 Листа Р соответствует Требованиям.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы ООО «Ресурсинвест» управлением установлены иные обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении ООО «Ресурсинвест» заявления по форме № Р14001, заполненного с нарушением Требований.

Как следует из материалов дела, ООО «Ресурсинвест» обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р14001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с назначением на должность генерального директора общества Швецовой Зузаны, которая также выступала заявителем при государственной регистрации.

Управлением установлено, что из представленных в регистрирующий орган копий паспорта Швецовой Зузаны и уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, Швецова Зузана, являясь гражданином Словацкой республики, имеет право на законных основаниях находиться в Российской Федерации по адресу места пребывания: 123056, г. Москва, ул. Брестская, д. 27.

Таким образом, в представленном для государственной регистрации заявлении по форме № Р14001 в отношении Швецовой Зузаны как нового руководителя и заявителя, и не имеющей право на постоянное проживание в Российской Федерации, в пунктах 3.6.1 листа К и 4.5.1 листа Р должен быть указан адрес места пребывания в Российской Федерации: 123056, г. Москва, ул. Брестская, д. 2; а в пунктах 3.6.2 листа К и 4.5.2 листа Р - адрес ее места жительства за пределами Российской Федерации.

Вместе с тем в представленном заявлении по форме № Р14001 пункты 3.6.2 и 4.5.2 не заполнены.

В этой связи представление ООО «Ресурсинвест» заявления по форме № Р14001, заполненного с нарушением Требований, расценено управлением как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ вышестоящий регистрирующий орган без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения (пункт 3 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, в данном случае вышестоящий регистрирующий орган обязан ограничиться только пределами требований общества по поданной им жалобе и не вправе вносить изменения в ненормативные акты нижестоящего регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 7.15.3 Требований в разделе 3 «Сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц» пункты 3.1 - 3.3, 3.5, 3.6 листа К «Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица» заполняются с учетом положений соответственно подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6, а именно:

- в подпункте 3.6.1 указываются сведения об адресе места жительства в Российской Федерации. При отсутствии места жительства в Российской Федерации и наличии адреса места пребывания в Российской Федерации указывается последнее;

- подпункт 3.6.2 заполняется в отношении гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации и не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, а также иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7.21.4 Требований аналогично заполняются подпункты 4.5.1 и 4.5.2 раздела 4 «Сведения о заявителе» листа Р заявления по форме № Р14001.

Между тем в пункте 14.2.05.85 письма ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645 разъяснено, что в случае внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ о генеральном директоре, который является иностранным лицом или лицом без гражданства, сведения раздела 2 и раздела 3 заявления по форме № Р14001 заполняются при наличии таких сведений и в соответствии с паспортом иностранного гражданина или иным другим документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

Как указывает ООО «Ресурсинвест» и не оспаривает регистрирующий орган, у граждан Словацкой Республики отсутствует в документе, удостоверяющем личность, указание на адрес постоянного места жительства. Института регистрации по постоянному месту жительства в Словацкой Республике не предусмотрено.

Таким образом, учитывая заявительный характер государственной регистрации, а также требование к достоверности содержащихся в заявлении сведений, заявитель (Швецова Зузана) правомерно указала те сведения, которые документально подтверждены и достоверны.

Также суд приходит к выводу о том, что подпункт 3.6.1 листа К заполняется в отношении физических лиц, имеющих адрес регистрации/место пребывания в Российской Федерации. В том случае, если такого адреса нет, граждане Российской Федерации, проживающие за границей или не имеющие постоянного места жительства в России, иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, заполняют подпункт 3.6.2.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявитель, заполняя заявление по установленной форме, не допустил нарушений, а, следовательно, не допустил и непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

С учетом изложенного суд считает, что выявленные управлением недостатки в заявлении ООО «Ресурсинвест» не могли повлиять на рассмотрение заявления и внесение в ЕГРЮЛ соответствующих сведений и являться основанием для отказа в государственной регистрации заявителю на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации, а потому у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации от 30.12.2016 № 5074047А не содержит основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах судом установлена совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания решения регистрирующего органа незаконным, а потому суд находит требования ООО «Ресурсинвест» подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение № 5074047А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области от 30.12.2016 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области произвести государственную регистрацию изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Ресурсинвест», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ресурсинвест» 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья М.В. Досова