Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6,
107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«16» августа 2011 года Дело № А41-18407/11
«01» августа 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
«16» августа 2011 года решение изготовлено в полном объёме.
Арбитражный суд Московской области в составе
судьи С.Н. Сабитовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Ю. Соботяк,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального унитарного предприятия «Коломенский трест жилищного хозяйства»
к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность № 02-02/45 от 23.06.2011, паспорт РФ;
от заинтересованного лица – ФИО2, старший государственный административно-технический инспектор, доверенность № 418/09 от 09.09.2010, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Коломенский трест жилищного хозяйства» (далее – заявитель, МУП «Коломенский ТЖХ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (далее – ГУ ГАТН МО, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании представил отзыв и материалы административного дела, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что МУП «Коломенский ТЖХ» привлечено к административной ответственности законно и обоснованно.
Поступившие от представителя третьего лица документы приобщены судом к материалам дела.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
06 апреля 2011 года сотрудниками территориального отдела № 27 ГУ ГАТН МО осуществлён осмотр территории, прилегающей к дому № 32, расположенной по адресу: <...> о чём составлен Акт № 27/271/21.
Актом осмотра территории № 27/271/21 от 06 апреля 2011 года зафиксировано наличие бытового мусора на проезжей части внутридворового проезда; у подъезда № 1 на прилегающей территории с правой и с левой стороны газоны замусорены бытовым мусором: окурки, пачки из-под сигарет, бумага, пакеты, куски пенопласта, стеклотара на площади: слева около 40 кв.м., справа – около 50 кв.м.; у подъезда урна переполнена мусором, рядом с урной пластиковое разбитое ведро, на фасаде расклеены объявления; слева и справа складирован загрязненный снег, объемом около 0,8 куб.м.; у подъезда № 2 на прилегающей территории зафиксировано наличие мелкого бытового мусора на площади: слева – около 50 кв.м., справа – около 30 кв.м., в урне для сбора ТБО вложено пластиковое ведро, на фасаде подъезда расклеены объявления, над входом в подъезд отсутствует фонарь и лампочка освещения; тротуар вдоль жилого дома имеет повреждения, скол асфальтового покрытия на ширину около 1,4 м; ограничители для парковки автомашин имеют деформацию; у подъезда № 2 с левой и правой стороны относительно входа брошены две автомобильные покрышки; основания входных ступеней в подъезде разрушены, имеются нарушения штукатурного слоя и асфальта.
При осмотре осуществлено фотографирование (фотоснимки представлены в материалы дела).
ГУ ГАТН МО направило МУП «Коломенский ТЖХ» уведомление о вызове законного представителя предприятия на составление протокола 08 апреля 2011 года в 10 часов 30 минут.
Указанное уведомление было получено секретарем предприятия 06 апреля 2011 года, что подтверждается штампом заинтересованного лица вх. № 576.
08 апреля 2011 года в отношении МУП «Коломенский ТЖХ» составлен протокол об административном правонарушении № 27/271/109 по пункту 1 статьи 22 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ от 30 ноября 2004 года «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (далее – Закон от 30.11.2004 № 161/2004-ОЗ), выразившееся в наличии мусора, предметов потребления, бытовых отходов, сухой листвы, окурков на прилегающей к дому № 32 по адресу: <...> территории с фасадной части на площади до 10 кв.м. и объемом до 3 куб.м., а также с тыльной стороны дома на площади до 120 кв.м. и объемом до 4 куб.м., чем нарушены требования статей 5, 6 Закона Московской области № 249/2005-ОЗ от 29 ноября 2005 года «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» (далее – Закон МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года) и пунктов 2, 2.3, 2.5, 2.6 Правил санитарного содержания территории, благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в городе Коломнаот 11.12.2002№ 57/16.
Протокол составлен в отсутствии законного представителя МУП «Коломенский ТЖХ» надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
ГУ ГАТН МО направило МУП «Коломенский ТЖХ» уведомление о вызове законного представителя предприятия на рассмотрение дела об административном правонарушении 14 апреля 2011 года в 14 часов 30 минут.
Указанное уведомление было получено предприятием 12 апреля 2011 года, что подтверждается штампом заинтересованного лица вх. № 619.
14 апреля 2011 года должностным лицом ГУ ГАТН МО вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 27/271/109, которым МУП «Коломенский ТЖХ» привлечено к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 161/2004-ОЗ, в виде штрафа в размере 7000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения административного дела.
Не согласившись с вынесенным ГУ ГАТН МО постановлением по делу об административном правонарушении № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года, МУП «Коломенский ТЖХ» обратилось в арбитражный суд.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Российской Федерации.
Закон Московской области от 30.11.2004 года № 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно статье 4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
Законом Московской области № 249/2005-ОЗ от 29 ноября 2005 года «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области» (далее – Закон МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года) установлены единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты и порядка, определены единые требования по надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Московской области.
Пунктом 1 статьи 9 Закона МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года установлено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования «город Коломна» Московской области от 11 декабря 2002 года № 57/16 утверждены Правила санитарного содержания территории, благоустройства и обеспечения и обеспечения чистоты и порядка в городе Коломне, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства города, определяют порядок уборки и содержания городской территории, включая прилагающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правилами санитарного содержания территории, благоустройства и обеспечения и обеспечения чистоты и порядка в городе Коломне установлено, что юридические, физические и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города (пункт 2.1.1 Правил).
Границы уборки территории определяются планом отвода земельного участка, ответственность за наличие которого возлагается на землепользователей, а при его отсутствии - следующим образом: для многоэтажных жилых домов - полоса шириной 50 м с учетом тротуаров, подъездов, площадок и газонов (пункт 2.1.2 Правил).
Уборка территорий многоквартирных жилых домов должна производиться ежедневно до 9.00. Уборка мест массового пребывания людей (городские зоны отдыха, сады, парки, пляжи, мемориалы, территории рынков, торговые зоны, вокзалы, остановки городского пассажирского транспорта, другие общественные места) производится в течение всего рабочего дня соответственно владельцами и предприятиями, за которыми данная территория закреплена (пункт 2.1.5 Правил).
Фасады зданий и сооружений, ограждения, входные двери, экраны балконов и лоджий, водосточные трубы, другие элементы зданий и малые архитектурные формы должны быть отремонтированы и покрашены. Витрины, окна административных, производственных, общественных, торговых зданий и подъездов жилых домов должны быть остеклены и вымыты (пункт 2.3.1 Правил).
Юридические и физические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) со специализированным предприятием, производящим вывоз мусора и его утилизацию (пункт 2.5.1 Правил).
Обязанности по сохранности зеленых насаждений в населенных пунктах возлагаются: по зеленым участкам возле домов и зданий, зеленым насаждениям во дворах – на предприятия, учреждения и организации, в чьем ведении находится данный жилищный фонд, а также на частных домовладельцев (пункт 2.6.1 Правил).
Не допускается: складирование материалов, скола асфальта на газонах (пункт 2.6.2 Правил).
Согласно статье 5 Закона МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года, хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора, образующегося в результате хозяйственной деятельности, с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами.
Уборка улиц и дорог на территории населенных пунктов производится ежедневно в соответствии с договором, заключенным между эксплуатационной организацией и заказчиком.
Дворовые территории, внутридворовые проезды и тротуары, места массового посещения на территории населенных пунктов ежедневно подметаются от смета, пыли и мелкого бытового мусора.
В соответствии со статьёй 6 Закона МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года вывоз мусора должен осуществляться не реже одного раза в три дня. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения.
Согласно пункту 11 статьи 6 Закона МО № 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 года ответственность за состояние контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров-накопителей возлагается на организации жилищно-коммунального хозяйства, хозяйствующие субъекты, на территории которых расположены площадки.
Пункт 1 статьи 22 Закона № 161/2004-ОЗ предусматривает административную ответственность за ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременную и (или) некачественную уборку мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 стать 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02 июня 2004 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004) разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Судом установлено, что МУП «Коломенский ТЖХ» является организацией, обладающей в отношении этой территории функциями эксплуатирующей организацией, которой не были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Московской области предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного, суд установил наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 года № 161/2004-ОЗ, а также факт его совершения МУП «Коломенский ТЖХ» и его вину в совершении данного правонарушения, в связи с чем ГУ ГАТН МО имело все основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года вынесено полномочным административным органом в соответствии с установленным КоАП РФ порядком привлечения к ответственности до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд признаёт, что процедура привлечения МУП «Коломенский ТЖХ» к административной ответственности ГУ ГАТН МО была соблюдена, в ходе производства по делу об административном правонарушении предприятие не было лишено процессуальных гарантий и могло реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
Размер административного наказания определён в пределах санкции пункта 1 статьи 22 Закона МО от 30.11.2004 года № 161/2004-ОЗ с учётом всех обстоятельств, установленных при вынесении постановления.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года является законным, обоснованным и не нарушает прав заявителя, ни материальных, ни процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, заявленные требования МУП «Коломенский ТЖХ» необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать муниципальному унитарному предприятию «Коломенский трест жилищного хозяйства» в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления № 27/271/109 от 14 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, принятого главным специалистом территориального отдела № 27 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, государственным административно-техническим инспектором Московской области, ФИО3
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия.
Судья С.Н.Сабитова