Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«02» июля 2010 года Дело № А41-18468/10
«30» июня 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
«02» июля 2010 года решение изготовлено в полном объёме.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи С.Н. Сабитовой,
протокол судебного заседания вёл помощник судьи Е.В. Махова,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонного природоохранного прокурора Московской области
к Закрытому акционерному обществу «Топливно-заправочный комплекс Шереметьево»
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, помощник межрайонного природоохранного прокурора, служебное удостоверение выдано 03.03.2010 года;
от заинтересованного лица – ФИО2, заместитель директора по правовым вопросам, паспорт РФ, доверенность № 228 от 02 июня 2010 года; ФИО3, директор по правовым вопросам, водительское удостоверение, доверенность № 226 от 02 июня 2010 года;
установил:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской областис заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс Шереметьево» (далее – ЗАО «ТЗК Шереметьево», заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просит привлечь ЗАО «ТЗК Шереметьево» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, пояснив, что представленные в материалы дела договоры о реализации отработанных нефтепродуктов и справки о движении отходов подтверждают осуществление ЗАО «ТЗК Шереметьево» деятельности по сбору отходов.
Представитель заинтересованного лица представил на обозрение суда подлинники договоров о реализации отработанных нефтепродуктов № 54/с от 01 апреля 2004 года, № 78/с от 21 января 2009 года, № 65/с от 27 октября 2006 года, № 51 от 30 августа 2004 года, заявленные требования не признал, пояснив, что в договорах о реализации отработанных нефтепродуктов не определена цена отходов, в связи с чем договоры не могут служить доказательством извлечения обществом прибыли.
Суд в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлял перерыв в судебном заседании на «30» июня 2010 года для представления заявителем приложений к договорам о реализации отработанных нефтепродуктов и выписок из лицевого счёта ЗАО «ТЗК Шереметьево» о поступлении денежных средств от сторонних организаций за реализацию отходов.
После перерыва представитель заявителя представил запрос от 23.06.2010 № 14-03В-10 и ответ ЗАО «ТЗК Шереметьево» на запрос от 28.06.2010, пояснил, что не представляется возможным представить приложения к договорам о реализации отработанных нефтепродуктов и выписки с лицевого счёта ЗАО «ТЗК Шереметьево» о поступлении денежных средств от реализации отходов, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, представитель заявителя указал, что ЗАО «ТЗК «Шереметьево» осуществляет деятельность по сбору и хранению отходов, доказательствами получения обществом прибыли являются заключенные договоры о реализации отработанных нефтепродуктов.
Суд обозрел представленные документы, их копии приобщил к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица представил объяснения, справки по ООО «Вторнефтепродукт», ООО «Скраб», ООО Энергоресурсы», копии заявлений о предоставлении лицензии от 24.05.2010 № 05-515, от 15.04.2009 вх. 2591, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в объяснениях, пояснив, что ЗАО «ТЗК Шереметьево» осуществляет приём и накопление отходов нефтепродуктов для дальнейшей передачи специализированным организациям, заявителем не доказано извлечение обществом прибыли при осуществлении указанной деятельности, представил дополнительные объяснения.
Поступившие от представителя заинтересованного лица документы приобщены судом к материалам дела.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в полном объёме, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
12 мая 2010 года сотрудниками Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области была проведена проверка соблюдения требований водного и санитарно-эпидемиологического законодательства ЗАО «ТЗК Шереметьево», расположенного по адресу: Московская область, Химкинский район, Международный аэропорт Шереметьево, осуществляющим деятельность по хранению горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и заправку ими воздушных судом, авиационной и наземной техники, автотранспорта и других подвижных транспортных средств. Указанная деятельность осуществляется на земельном участке общей площадью 107 200 кв.м. на основании договора субаренды земельного участка № Р07105330 от 02.08.2007 года, заключённого с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
В ходе проверки было установлено, что ЗАО «ТЗК Шереметьево» осуществляет сбор отходов 3 класса опасности (смесь нефтепродуктов) и их хранение в специальных шламохранилищах, в отсутствие специального разрешения (лицензии) на сбор отходов 1-4 класса опасности.
Выявление вышеуказанных обстоятельств послужило основанием для вынесения 14 мая 2010 года и.о. межрайонного природоохранного прокурора Московской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО «ТЗК Шереметьево» в порядке части 2 статьи 28.4 КоАП РФ (л.д. 7-9).
При вынесении указанного постановления присутствовал представитель общества по доверенности ФИО4
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли закономадминистративная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 рублей до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введённым в действие Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).
В соответствии со статьёй 4 Федерального Закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.
Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании и статьёй 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 года № 524, лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет, что
отходы производства и потребления (далее - отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
сбор отходов – приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех хозяйствующих субъектов, для которых такая деятельность является основной и включает в себя перечисленные действия.
На основании вышеизложенного, ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, наступает за осуществление юридическим лицом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов как самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от данного вида деятельности.
Таким образом, для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ необходимо доказать, что деятельность по сбору и хранению отходов осуществляется с целью получения прибыли.
Справки о движении отходов, договоры о реализации отработанных нефтепродуктов сами по себе не свидетельствуют о фактическом осуществлении данной деятельности.
Заявителем не представлено доказательств исполнения указанных договоров: расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе проверки было выявлено осуществление ЗАО «ТЗК Шереметьево» деятельности по сбору отходов 3 класса опасности и их хранение в специальных шламохранилищах.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что сбором отходов является приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; хранением отходов является содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В нарушение статьи 65, 205 АПК РФ прокурором не установлено и не доказано осуществление обществом деятельности по сбору опасных отходов с целью дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения таких отходов, также как и хранение отходов с целью их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Из положений статьи 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленных в материалы дела Устава ЗАО «ТЗК Шереметьево», пояснений представителей юридического лица, сертификата соответствия № ФАВТ А.05.01027, основным видом деятельности общества является организация топливообеспечения аэропорта Шереметьево, а именно: осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов, их хранение и заправка ими воздушных судов и другой техники и транспортных средств.
Законодателем разграничена деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, и установлено, что деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, т.е. обычная хозяйственная деятельность любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требует лицензирования, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов, т.е. та деятельность, которая требует наличия специальных условий для ее осуществления, может осуществляться лишь при наличии лицензии.
Судом установлено, что отходы образуются от деятельности общества и накапливаются им в отдельных резервуарах, в последующем отходы вывозятся специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 116-118, 124-130, 137-138).
До сдачи отходов специализированным организациям ЗАО «ТЗК Шереметьево» осуществляется временное накопление отходов, деятельность, на осуществление которой действующим законодательством не предусмотрено получение лицензии.
Таким образом, факт совершения ЗАО «ТЗК Шереметьево» вменяемого ему правонарушения не доказан, а вина указанного лица в совершении этого правонарушения не установлена, в связи с чем оснований для привлечения к административной ответственности указанного лица не имеется.
В соответствии со статьёй 206 АПК РФ и пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09 декабря 2002 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по результатам рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судом принимается решение, а не постановление, как это предусмотрено статьёй 29.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что отсутствуют законные основания для привлечения ЗАО «ТЗК Шереметьево» к административной ответственности в связи с чем в удовлетворении заявления Межрайонного природоохранного прокурора Московской области следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181 и 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать Межрайонному природоохранному прокурору Московской области в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности Закрытого акционерного общества «Топливно-заправочный комплекс Шереметьево» на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
СУДЬЯ С.Н. Сабитова