Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
28 июня 2019 года Дело №А41-18666/19
Резолютивная часть объявлена 17 июня 2019 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2019 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Ю.С.Петропавловской, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой В.А.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП ФИО1
к Комитету архитектуры и градостроительства Московской области
о признании ответа № 30ТГ-8617/Т-56 от 11.12.2018 незаконным, признании незаконным бездействия,
При участии в судебном заседании- согласно протоколу с/з от 17.06.2019
Установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области (далее – Главархитектура, управление, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать ответ № 30ТГ-8617/Т-56 от 11.12.2018 неправомерным, нарушающим законные интересы предпринимателя, бездействия ведомства незаконными;
- обязать управление разработать проект планировки территории под размещение автомагистрали в границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:71898;
- обязать управление разработать проект межевания территории под размещение автомагистрали в границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:71898;
- обязать управление утвердить проект планировки и проект межевания территории под размещение автомагистрали в границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:71898.
В обоснование требований предприниматель указала, что является собственником земельного участка с КН 50:33:0000000:71898 категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского хозяйства», местоположением в районе д. Гридюкино Ступинского района, поставленного на кадастровый учет 19.12.2012.
Участок частично используется истцом для выращивания картофеля, овощных культур, заготовки сена, свиноводства, планируется расширение сельскохозяйственной деятельности путем строительства зданий и сооружений для сельскохозяйственного производства в соответствии с законом № 74-ФЗ (семейная ферма).
В этих целях предприниматель подала заявление на разработку градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), и 17.03.2016 получила ГПЗУ, в котором указано, что объекты капитального строительства на участке не предусмотрены, кроме того, участок находится в зоне СХ-1 и в зоне планируемого строительства трассы Наро-Фоминск – ФИО2 – ФИО3 - М5 Урал.
В феврале 2018 года предпринимателю было отказано в принятии решения об изъятии земельного участка, с указанием, что не определено точное расположение и конфигурация планируемого объекта (автодороги) в связи с отсутствием проекта планировки территории и проекта межевания территории для автодороги. Между тем в письме также указано на то, что согласно утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 Схеме территориального планирования, земельный участок полностью расположен в зоне планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец не может ни использовать земельный участок по назначению (в связи с нецелесообразностью повышения сельскохозяйственного качества участка по причине его будущего изъятия), ни продать его (в связи с фактической утратой им рыночной стоимостью).
В ходе судебного разбирательства истец ходатайствовал об уточнении заявленных требований и просил обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подготовить и выдать заключение о необходимости подготовки документации по планировке территории включая границы земельного участка с КН 50:33:0000000:71898; обязать Правительство Московской области принять решение о подготовке документации по планировке территории включая границы земельного участка с КН 50:33:0000000:71898.
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ отказал в принятии уточнений, поскольку ими изменяется и предмет, и основания иска.
Судом рассматриваются первоначальные требования заявителя.
Заявитель также ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Правительство Московской области. Суд в порядке ст. 51 АПК РФ ходатайство отклонил, поскольку нет оснований полагать, что судебный акт повлияет на права и обязанности данного лица.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для организации крестьянского хозяйства», общая площадь 58000 кв.м., адрес Московская область Ступинский район дер. Гридюкино, КН 50:33:0000000:71898 (л.д.6 – свидетельство о госрегистрации права от 11.02.2014).
Согласно выданному Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) № RU50528302-MSK000278 от 17.03.2016, участок входит в зону СХ-1 «Зона земель сельскохозяйственного назначения», основные виды разрешенного использования: пахотные земли, луга, пастбища; земельный участок не предназначен для размещения объектов капитального строительства (л.д.7-10).
В ГПЗУ также содержится информация о нахождении части участка в охранной зоне инженерных сетей ЛЭП, частичном расположении участка в зоне планируемой реконструкции региональной автомобильной дороги «Чирково-Михайловское» и полном расположении в зоне планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта – дороги регионального значения «КАД-ФИО2-ФИО3-М-5 Урал» (л.д.10).
Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства внесена в ГПЗУ на основании Правил землепользования и застройки сп Семеновское Ступинского района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов сп Семеновское от 24.10.2013 № 46/8 (л.д.10).
Согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, земельный участок с КН 50:33:0000000:71898 полностью расположен в зоне планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения «ЦКАД- ФИО2 – ФИО3 – М5 Урал», и частично в зоне реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Чирково-Михайловское».
В январе 2018 года ФИО1 обратилась с заявлением о принятии решения об изъятии земельного участка с КН 50:33:0000000:71898. Письмом № 21 TL-5542 от 16.02.2018 Министерство транспорта Московской области отказало в принятии такого решения, указав, что точное расположение и конфигурация планируемого объекта и необходимый земельный участок для его размещения будут определены в процессе разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории (ПМТ) указанного объекта. Также на основании ПМТ будут определены земельный участки подлежащие изъятию для государственных нужд Московской области. В настоящий момент мероприятия по проектированию указанного объекта не предусмотрены Государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2018 по делу № А41-36109/18 ответ Минтранса признан законным, а в требовании предпринимателя об обязании принять решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:71898 отказано.
17 октября 2018 года ФИО1 обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области с заявлением о разработке проекта планировки и проекта межевания территории под размещение автомагистрали в границах земельного участка с КН 50:33:0000000:71898 с определением границ подлежащего изъятию участка (л.д.13).
В ответе от 12.11.2018 Главархитектура сообщила, что испрашиваемая заявителем документация будет разрабатываться в соответствии с установленном законом порядком и в установленные сроки (л.д.17-18).
Письмом от 11.12.2018 № 30ТГ-8617/Т-56 управление на очередной запрос предпринимателя ответила, что ответы на запросы о разработке проектов планировки и межевания территории по существу и в полном объеме давались в письменном виде 16.02.2017, 30.10.2017, 12.11.2018 (л.д.21).
Не согласившись с данным ответом, предприниматель обратилась в суд с заявленными требованиями о признании его неправомерным, бездействие Главархитектуры незаконным, и обязании данного ведомства осуществить действия по разработке проектов планировки и межевания территории.
Постановлением Правительства МО от 02.10.2018 N 689/35 утверждено Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (далее – положение), согласно которому Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах совершенствования архитектурно-художественного облика городов и иных населенных пунктов, архитектуры и отдельных направлений градостроительной деятельности, реализующим государственную политику в указанных сферах.
Согласно п. 10 указанного положения, комитет является правопреемником Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
В судебном заседании, состоявшемся 16.04.2019, суд по заявлению заинтересованного лица произвел замену Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые решение, действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
Согласно ст. 210, ст. 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ч. 1 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56.3, ч. 2 ст. 56.12 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается органом местного самоуправления, принявшим решение о комплексном развитии такой территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу пунктов 1, 2, 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий;
территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (части 1, 3 ст. 14 ГрК РФ).
Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч. 10 ст. 9 ГрК РФ).
В главе 4 ГрК РФ содержатся нормы о градостроительном зонировании. Согласно ст. 30 ГрК РФ «Правила землепользования и застройки» относятся к документам градостроительного зонирования,разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
- необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
- планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (ч. 3 ст. 41 ГрК РФ).
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Частями 1, 2, 4, 5 ст. 41.2 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;
2) материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков;
3) материалов, необходимых для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории.
Состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания лица, принявшего решение о подготовке документации по планировке территории в соответствии с настоящим Кодексом, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, размещение которых планируется в соответствии с такой документацией, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, степени изученности указанных условий.
Согласно частям 1, 5 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (ч. 3 ст. 45 ГрК РФ)
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45).
Согласно ч. 18 ст. 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2017 N 884 утверждены Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил, уполномоченный орган принимает решение о подготовке документации по планировке территории и обеспечивает подготовку такой документации, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц, заинтересованных в строительстве, реконструкции объекта федерального значения или межрегионального объекта капитального строительства (далее - инициатор), либо по собственной инициативе. Лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории принимается самостоятельно.
Постановлением Правительства МО от 30.12.2016 N 1025/47 утверждено Положение о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области на основании предложений физических или юридических лиц (утратило силу в связи с принятием Постановление Правительства МО от 04.12.2018 N 884/39 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в Московской области" и действовало на момент рассматриваемых правоотношений), устанавливающее последовательность и сроки выполнения действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, участвующих в принятии решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в Московской области (далее - принятие решения), требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме (далее – положение).
Согласно п. 1.2 и п. 1.3 положения проект планировки территории - градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проекта межевания территории. Проект межевания территории - градостроительная документация, разрабатываемая в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий, в границах элементов планировочной структуры, определенных проектом планировки территории, в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Согласно п. 1.5 положения, оно не распространяется на подготовку проекта планировки и проекта межевания в отношении объектов федерального и регионального значения.
Из изложенных норм следует, что решения о подготовке и утверждению проектов планировки и межевания территории принимаются в специально установленном порядке, с применением соответствующих процедур, и органами, обладающими полномочиями на принятие таких решений, в т.ч. по инициативе уполномоченных на это органов и имеющих на это право лиц, указанных в законе.
Заявитель таким правом требования осуществления испрашиваемых им действий от заинтересованного лица не обладает.
Как следует из пояснений комитета, в настоящее время в соответствии с государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области обеспечивает разработку проекта планировки территории и проекта межевания территории для строительства автомобильной дороги регионального значения ЦКАД-ФИО2-ФИО3-М5 Урал на участке от Старосимферопольского шоссе до М-2 «Крым» в Чеховском районе, в которую спорный земельный участок с КН 50:33:0000000:71898 не входит.
Заявителем оспаривается бездействие комитета по непринятию решений о разработке документации по планировке территории, однако, по мнению суда, бездействие комитетом не допущено. В материалах дела имеется несколько писем-ответов комитета (правопредшественника – управления) на запросы и обращения предпринимателя, в которых он сообщает о наличии специального установленного законом порядка принятия таких решений.
Оспариваемый заявителем ответ комитета (управления), в котором он ссылается на ранее направленные заявителю ответы по существу запросов, нормам законодательства не противоречит, т.к. из данных ответов усматривается, что управление неоднократно разъясняло заявителю нормы Градостроительного кодекса РФ в отношении документов территориального планирования (Схемы), территориального зонирования (Проект планировки территории) и особенностях принятия на основании указанных документов проектов планировки и межевания территории.
Суд также считает необходимым отметить, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми ответом и бездействием комитета. Заявитель как собственник земельного участка не лишен правовомочий собственника: владения, пользования и распоряжения данным участком, вправе использовать его по целевому назначению, а также распоряжаться им.
Невозможность осуществления данных действий, на которую ссылается заявитель, относится к его предпринимательскому риску (ст. 2 ГК РФ), и не имеет отношения к действиям (бездействию) заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Ю.С. Петропавловская