ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-18708/12 от 10.10.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

10 октября 2012 года Дело №А41-18708/12

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Морхата П.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Разореновой К.К.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Гелио-Ресурс»

к ИФНС России по г. Мытищи Московской области

о признании недействительным решения от 20.10.2011 № 9602 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; о признании недействительным решения от 20.10.2011 г. № 241 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 доверенность от 14.05.2012, паспорт, ФИО2 доверенность от 14.05.2012, ФИО3, директор, паспорт

от заинтересованного лица: ФИО4 доверенность от 13.01.2012 № 04-16/0023@, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

ООО «Гелио-Ресурс» (далее - «заявитель», «налогоплательщик», «компания», «общество») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Мытищи Московской области (далее - «налоговый орган», «инспекция», «ИФНС России по г. Мытищи») о признании недействительным решения от 20.10.2012 № 9602 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; о признании недействительным решения от 20.10.2011 № 241 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Уточнение принято судом.

Согласно уточненных требований, заявитель просит признать недействительным в полном объеме решение налогового органа № 241 от 20.10.2011 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Представитель налогового органа просил отказать в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил.

28 апреля 2011 года налогоплательщиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года. Согласно указанной декларации, сумма налоговых вычетов составила 5 137 994 руб. (т. 12, л.д. 81-85).

Должностными лицами налогового органа проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен Акт № 14960 от 11.08.2011 (т. 12, л.д. 55-78), вынесено решение № 9602 от 20.10.2011 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение № 241 от 20.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

01 ноября 2011 г. налогоплательщиком поданы апелляционные жалобы на решение № 9602 от 20.10.2011г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение № 241 от 20.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в Управление ФНС России по Московской области.

Решением Управления ФНС России по Московской области № 07-12/111914/111912/111910 от 10 января 2012 г. налогоплательщику было отказано в удовлетворении апелляционных жалоб (т. 12, л.д. 1-4). Решения ИФНС России по г. Мытищи Московской области № 9602 от 20.10.2011 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 12, л.д. 11-37), решение № 241 от 20.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению оставлены без изменения, утверждены и вступили в силу.

Не согласившись с указанными актами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Согласно уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по оборотам на внутреннем рынке, составила 2 554 771 руб. (5 903 832 руб. (общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 6 строк 180-200) «минус» 3 349 061 руб. (общая сумма НДС, подлежащая вычету). Налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, составляет 7 692 765 руб., в том числе: в Дальнее Зарубежье - 7 692 765 руб. (налоговая база – 88 122 899 руб.). Итого, сумма налога, исчисленная к уменьшению составляет 7 692 765 руб.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщиком представлены документы по экспортным контрактам, согласно ст. ст. 165, 171, 172 Налогового кодекса РФ, в частности: контракты (с приложениями), паспорта сделки, грузовые таможенные декларации, инвойсы, грузовые авианакладные, товарно-транспортные накладные. Также налогоплательщиком представлены выписки банка, мемориальные ордера, межбанковские сообщения СВИФТ-послания. В ответ на запрос налогового органа о получении расширенных выписок по движению денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика из ОАО «ТЕМПБАНК» получен ответ с копиями документов (выписки по счету), подтверждающий поступление экспортной выручки по представленным контрактам (вх. № 01-11/504 от 27.05.2010). По результатам проведенных налоговым органом контрольных мероприятий в отношении основных поставщиков налогоплательщика поставщиками были подтверждены взаимоотношения с налогоплательщиком, также было выявлено, что поставщики не относятся к категории налогоплательщиков, представляющих «нулевую отчетность», требования инспекции о представлении документов № 1094 от 06.05.2011 и № 3887 от 16.06.2011 налогоплательщиком частично исполнены; проведена сверка грузовых таможенных деклараций представленных налогоплательщиком с электронной базой данных, предоставленной ФТС России - факт вывоза товара в режиме экспорта подтверждается электронной базой данных налогового органа (ГТД содержатся в электронной базе данных ИФНС России по г. Мытищи). Дополнительно инспекцией проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагентов ООО «Гелио-Ресурс» с использованием ресурса, предоставленного МИ ФНС по ЦОД, согласно которого установлено, что контрагенты ООО «Гелио-Ресурс» состоят на налоговом учете, своевременно и в полном объеме представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность. Налоговым органом проведена проверка ООО «Гелио-Ресурс» по вопросу нахождения по адресу постоянного действующего исполнительного органа в учредительных документах на территории Мытищинского муниципального района Московской области, а также правомерности использования адреса указанного заявителем в Заявлении о государственной регистрации, по результатам которой установлено, что по договору аренды №Н-ГР-03-09 от 01.03,2009 г. ООО «Гелио-Ресурс» использует нежилые помещения площадью 6614,78кв.м. в производственных целях, а также под офисные помещения.

В проверяемый период организация осуществляла производство и реализацию полупроводниковых элементов, приборов, включая фоточувствительные и оптоэлектронные, прочих технических керамических изделий, в том числе на экспорт. ООО «ГЕЛИО-РЕСУРС» является производителем поставляемой на экспорт продукции.

В соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Согласно ч. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

В соответствии с ч. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ, лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 100 Налогового кодекса РФ, по результатам налоговой проверки должностными лицами налогового органа составляется акт налоговой проверки. В соответствии с ч. 3 ст. 100 Налогового кодекса РФ, в акте налоговой проверки указываются: документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно Акта камеральной налоговой проверки № 14960 от 11 августа 2011 г. налоговый орган отказывает налогоплательщику в применении налогового вычета в сумме 7 470 599,80 руб. (6 055 812,50 руб. «плюс» 233 741,59 руб. «плюс» 978 318,39 руб. «плюс» 202 727,32 руб.); налоговая база: 85 799 762,20 руб. (72 356 257,62 руб. «плюс» 3 267 521,39 руб. «плюс» 8 769 475,70 руб. «плюс» 1 406 507,49 руб.) в связи с имеющимися, по мнению инспекции, противоречиями в документах, представленных налогоплательщиком: в грузовых таможенных декларациях, на которых имеется отметка таможенных органов «товар ввезен», указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных, которые не были представлены на проверку; при этом на проверку налогоплательщиком представлены грузовые авианакладные в качестве товаросопроводительного документа. Также, по мнению инспекции, налогоплательщиком неверно оформлены грузовые таможенные декларации: в графе 21 указаны сведения о транспортном средстве «самолет», в графе 44 указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных. Исходя из выявленных противоречий, налоговый орган делает следующий вывод: «оформив международные товаротранспортные накладные, означает, что товар вывезен в режиме экспорта автомобильным транспортом. Более того, CMR не представлены на проверку, что является нарушение п.4 ст. 165 ПК РФ» - стр. 20, 21, 22, 23 решения № 9602 от 20.10.2011 г.

В итоговой части Акта - «Выводы и предложения по камеральной проверке» – налоговым органом указывается единственное нарушение – применение ООО «Гелио-Ресурс» налоговой ставки «0%» по операциям при реализации товаров в сумме 85 799 732,20 руб. При этом сумма вычетов признается по указанному эпизоду необоснованной в полном объеме – 7 692 765 руб., которая рассчитывается из налоговой базы 88 122 899 руб. (вместо 7 470 599,80 руб., рассчитанной исходя из налоговой базы 85 799 732 руб.), при том, что в п. 1.4.2. Акта (стр. 77) налоговый орган указывает: отгрузка на основании ГТД 10123070/300508/0002831, 10123070/120808/0004112, представленных в обоснование правомерности применения ставки НДС «0%» в размере 2 323 166,8 руб., удовлетворяет требованиям ст. 165 НК РФ.

Иных нарушений по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО «Гелио-Ресурс» по НДС за 3 квартал 2008 г., в том числе относительно приобретенного налогоплательщиком сырья (товарно-материальных ценностей), в акте № 14960 от 11 августа 2011 г. налоговым органом не выявлено, в акте № 14960 от 11 августа 2011 г. они не содержатся.

В соответствии с ч. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В возражениях на акт № 14960 от 11 августа 2011 г., налогоплательщик опровергает выводы налогового органа относительно противоречий в документах, представленных налогоплательщиком, приводя доводы о представлении в налоговый орган копий транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации за 3 квартал 2008 г., согласно п. 4 ст. 165 НК РФ.

В связи с отсутствием в акте № 14960 от 11 августа 2011 г. иных нарушений налогового законодательства, помимо нарушения ст. 165 НК РФ, какие-либо дополнительные доводы и возражения налогоплательщиком не представлялись.

В соответствии с п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

После рассмотрения возражений налогоплательщика на акт камеральной налоговой проверки № 14960 от 11 августа 2011 г. налоговым органом вынесено решение № 161 от 21.09.2011 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля», согласно которого налоговому органу необходимо провести следующие мероприятия: по каждой экспортной отгрузке, заявленной в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008г. (с указанием экспортной ГТД) представить пояснения и причины представления уточненной налоговой декларации; по каждой экспортной отгрузке, заявленной в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008 г. (с указанием экспортной ГТД) предъявить общий расчет заявленного налогового вычета; по каждой экспортной отгрузке, заявленной в уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008 г. (с указанием экспортной ГТД) представить расчет разницы входного НДС по приобретению ТМЦ, которые впоследствии были реализованы в режиме экспорта, представить карточки счетов учета ТМЦ, подтверждающие факт списания ТМЦ в производство для изготовления продукции, которая в дальнейшем была реализована в режиме экспорта, отраженная в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008г., представить карточки складского учета, подтверждающие факт оприходования и списания ТМЦ в производство для изготовления продукции, которая в дальнейшем была реализована в режиме экспорта, отраженная в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 г.

Как следует из текста решения № 161 от 21.09.2011 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля», в нем, в нарушение ч. 6 ст. 101 НК РФ, не изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 27 мая 2010 г. № 65-О-О, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (пункт 6). Данное решение выносится после того, как руководителем (заместителем руководителя) налогового органа будут установлены юридически значимые обстоятельства, в частности: совершало или не совершало лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах и образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения (пункт 5).

Из буквального толкования текста указанного Определения следует вывод о том, что решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля выносится в целях подтверждения состава нарушения, выявленного и указанного в акте налоговой проверки, с учетом возражений налогоплательщика.

Иными словами, в настоящем деле целью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля могли быть лишь факты непредставления налогоплательщиком документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (ч. 4 ст. 165 НК РФ).

Между тем, решение № 161 от 21.09.2011 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» содержит выводы о необходимости проведения налоговым органом дополнительных мероприятий, не основанных на применении ч. 4 ст. 165 НК РФ.

28.09.2011 г. налогоплательщиком в УФНС по Московской области подана жалоба на решение инспекции № 161 от 21.09.2011 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» (т.д. 12 л.д. 42-43), в котором налогоплательщик указал, что все документы, предусмотренные ч. 4 ст. 165 НК РФ, были представлены им в рамках камеральной проверки (до составления акта № 14960 от 11 августа 2011 г.), в связи с чем продление камеральной проверки на основании решения № 161 от 21.09.2011 г. считает незаконным и необоснованным.

30.09.2011 налогоплательщиком в налоговый орган представлены: таблицы складского учета МПЗ, карточки счетов № 10, 43, производственные отчеты в разрезе цехов (штемпель налогового органа о приеме документов от 30.09.2011) (т. 12 л.д. 41).

Пунктами 3, 4, 5, 6, 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена процедура рассмотрения материалов проверки и принятия решения по результатам рассмотрения.

Согласно пункту 3 названной статьи перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В силу пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан установить:

1) совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы (пункт 6 статьи 101 Кодекса).

Пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений статей 100 и 101 Налогового кодекса следует, что налоговым законодательством установлена последовательная процедура закрепления и рассмотрения результатов налоговой проверки, предоставляющая налогоплательщику гарантии защиты его прав на каждом из этих этапов.

В соответствии с п. 7 ст. 101 Налогового кодекса РФ, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ, в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Приказом ФНС России от 31.05.207 № ММ-3-06/338@ утверждена форма решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, обстоятельства нарушений законодательства о налогах и сборах так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; обстоятельства, служащие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В описательной части решения № 9602 от 20.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган отказывает налогоплательщику в применении налогового вычета в сумме 7 470 599,80 руб. (6 055 812,50 рублей «плюс» 233 741,59 рублей «плюс» 978 318,39 руб. «плюс» 202 727,32 руб.) основан на имеющихся, по мнению инспекции, противоречиях в документах, представленных налогоплательщиком: в грузовых таможенных декларациях, на которых имеется отметка таможенных органов «товар ввезен», указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных, которые не были представлены на проверку; при этом на проверку налогоплательщиком представлены грузовые авианакладные в качестве товаросопроводительного документа. Также, по мнению инспекции, налогоплательщиком неверно оформлены грузовые таможенные декларации: в графе 21 указаны сведения о транспортном средстве «самолет», в графе 44 указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных. Исходя из выявленных противоречий, налоговый орган делает следующий вывод: «оформив международные товаротранспортные накладные, означает, что товар вывезен в режиме экспорта автомобильным транспортом. Более того, CMR не представлены на проверку, что является нарушение п.4 ст. 165 ПК РФ» - стр. 20, 21, 22, 23 решения № 9602 от 20.10.2011 г.

В п. 1.4.2. описательной части решения № 9602 от 20.10.2011 налоговый орган указывает: отгрузка на основании ГТД 10123070/300508/0002831, 10123070/120808/0004112, представленных в обоснование правомерности применения ставки НДС «0%» в размере 2 323 166,8 руб., удовлетворяет требованиям ст. 165 НК РФ.

Иных нарушений по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО «Гелио-Ресурс» по НДС за 3 квартал 2008 г., в том числе относительно приобретенного налогоплательщиком сырья (товарно-материальных ценностей), в описательной части решения № 9602 от 20.10.2011 не содержится.

Между тем, выводы налогового органа, содержащиеся в решении № 9602 от 20.10.2011 г. не следуют из его (решения) описательной части и основаны:

- на непредставлении налогоплательщиком карточек счетов учета товарно-материальных ценностей, подтверждающих факт списания товарно-материальных ценностей в производство для изготовления продукции, которая в дальнейшем была реализована в режиме экспорта,

- на непредставлении налогоплательщиком карточек складского учета, подтверждающих факт оприходования и списания ТМЦ в производство для изготовления продукции, которая в дальнейшем была реализована в режиме экспорта.

В итоговой части решения № 9602 от 20.10.2011 инспекция указывает, что в связи с непредставлением налогоплательщиком вышеназванных документов, не представляется возможным подтвердить правомерность заявленного налогового вычета по приобретенным товарно-материальным ценностям, поскольку не установлено их оприходование и принадлежность к заявленным экспортным отгрузкам. Инспекция указывает: на основании полученных от налогоплательщика документов ей не удается определить: из какого сырья (приобретенный товар) изготовлена экспортная продукция, когда получено и оприходовано данное сырье, впоследствии используемое для изготовления экспортной продукции, кем и когда переработано данное сырье в производстве, когда получена на склад после переработки готовая продукция, когда списана со склада в реализацию изготовленная экспортная продукция.

08.12.2008 г. налогоплательщиком в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 г. (т.д. 12 л.д. 122-126).

Согласно указанной декларации, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по оборотам на внутреннем рынке, составила 685 622 рублей (5 904 039 рублей (общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 6 строк 180-200) «минус» 5 218 417 руб. (общая сумма НДС, подлежащая вычету). Налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, составляет 3 866 819 руб. Итого, сумма налога, исчисленная к уменьшению составляет 3 181 197 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 г., представленной налогоплательщиком в инспекцию 08.12.2008 г., налоговым органом вынесено решение № 111 от 18.03.2009 г. (т.д. 12 л.д. 121), согласно которого применение налоговых вычетов в сумме 9 085 236 рублей (5 218 417 руб. «плюс» 3 866 819 руб.) признано обоснованным; применение налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 88 122 899 руб. – обоснованно. Указанным решением налогоплательщику возмещена сумма налога на добавленную стоимость в размере 3 181 197 руб.

28.04.2011 налогоплательщиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года. Согласно указанной декларации, сумма налоговых вычетов составила 5 137 994 руб.

Согласно уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по оборотам на внутреннем рынке, составила 2 554 771 руб. (5 903 832 руб. (общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 6 строк 180-200) «минус» 3 349 061 руб. (общая сумма НДС, подлежащая вычету). Налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, составляет 7 692 765 руб., в том числе: в Дальнее Зарубежье - 7 692 765 руб. (налоговая база – 88 122 899 руб.). Итого, сумма налога, исчисленная к уменьшению составляет 7 692 765.00руб.

Согласно уточненной налоговой декларации, представленной в инспекцию 28.04.2011, по сравнению с уточненной налоговой декларацией, представленной в инспекцию 08.12.2008, были внесены изменения в налоговую базу при реализации, товаров по ставке 0%, а также увеличена сумма налоговых вычетов при реализации товаров на внутреннем и внешнем рынках, так как в предыдущей декларации налоговая база рассчитывалась на дату отгрузки товаров, а в уточненной декларации рассчитывается на дату оплаты реализованной продукции. Налоговые вычеты увеличились за счет увеличения стоимости ТМЦ, которые не были приняты к вычету ранее.

Исходя из общей суммы вычетов, заявленных согласно уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2008 г. – 7 692 765 руб. – налоговым органом делается вывод о неправомерности вычетов в сумме 3 825 946 руб. (7 692 765 руб. «минус» 3 866 819 руб.).

Как указывает налогоплательщик, в налоговый орган вместе с декларацией 28.04.2011 г. были представлены: документ распределения НДС за 3-й квартал 2008 г.; таблицы определения процента за 2 и 3-й квартал 2008 г.; таблицы распределения входящих счетов-фактур за 3-й квартал 2008 г.; таблицы распределения сырья за 2-й и 3-й кварталы 2008 г.; таблицы распределения входящих счетов-фактур относящиеся к уточненной декларации по НДС за 3-й квартал 2008 г. в разрезе каждой экспортной декларации. Также в налоговый орган были представлены: документы по складскому учету материально-производственных запасов, карточки счетов 10, 43, производственные отчеты в разрезе цехов в полном объеме, что, по мнению налогоплательщика, полностью подтверждают оприходование приобретенных товарно-материальных ценностей и последующее списание их в производство. Кроме того, у заявителя, на основании п. 4 ст. 170 НК РФ, ведется раздельный учет входного НДС.

Указанные документы также представлены налогоплательщиком в материалы дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанных норм налоговым органом не представлены доказательства необоснованного заявления налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 г., представленной в инспекцию 28.04.2011, налоговых вычетов в сумме 7 692 765 руб., необоснованного заявления суммы НДС к возмещению в размере 5 137 994 руб.

Налоговым органом не представлены доказательства противоречивости отчетов о наличии и движении основных и вспомогательных материалов, отчетов о наличии и движении сырья, отчетов о наличии и движении расходных материалов, складского учета МПЗ, карточек счетов 10, 43, а также иных представленных документов. Налоговым органом не указано, из каких факторов, с учетом представленных налогоплательщиком документов, вытекает невозможность определения из какого сырья (приобретенного товара) изготовлена экспортная продукция, когда получено и оприходовано данное сырье, впоследствии используемое для изготовления экспортной продукции кем и когда переработано данное сырье в производстве, когда получена на склад после переработки готовая продукция, когда списана со склада в реализацию изготовленная экспортная продукция.

Кроме того, решение № 9602 от 20.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует ст. 101 НК РФ.

Проанализировав представленные налогоплательщиком в материалы дела документы, суд установил, что они соответствуют ст. 165 Налогового кодекса РФ, что является основанием для применения налогового вычета.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Судом не принимается довод налогового органа, изложенный в описательной части решения № 9602 от 20.10.2011 г. и основанный на имеющихся, по мнению инспекции, противоречиях в документах, представленных налогоплательщиком, а именно: в грузовых таможенных декларациях, на которых имеется отметка таможенных органов «товар ввезен», указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных, которые не были представлены на проверку; при этом на проверку налогоплательщиком представлены грузовые авианакладные в качестве товаросопроводительного документа; налогоплательщиком неверно оформлены грузовые таможенные декларации: в графе 21 указаны сведения о транспортном средстве «самолет», в графе 44 указаны регистрационные номера международных товарно-транспортных накладных.

Наименования (содержание) и количество товара, указанные в грузовых таможенных декларациях, контрактах (приложениях), международных товарно-транспортных накладных, соответствуют друг другу, что свидетельствует о полноте пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ.

Ввиду вышеизложенных обстоятельств, решение № 9602 от 20.10.2011 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует нормам налогового законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Форма решения об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, утверждена Приказами ФНС РФ от 11.01.2009 N ММ-7-3/1@, от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@.

В решении об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, указываются реквизиты решения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Таким образом, решение об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, основывается на выводах решения, вынесенного на основании ст. 101 Налогового кодекса РФ и непосредственно следует из него.

В связи с установленным судом несоответствием нормам налогового законодательства решения № 9602 от 20.10.2011 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение № 241 от 20.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению также подлежит признанию недействительным.

В соответствии с ч. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 18 декабря 2007 г «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов», если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое решение (бездействие) незаконным и в резолютивной части судебного акта обязывает налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму НДС.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление ООО «Гелио-Ресурс» (с учетом уточнения, принятого арбитражным судом) удовлетворить.

Признать недействительным решение ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 20.10.2011 № 9602 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 2 о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.

Признать недействительным решение ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 20.10.2011 № 241 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части пункта 3: применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 956 590 руб.

Обязать ИФНС России по г. Мытищи Московской области ((ИНН <***>, адрес: 141021, <...>, дата регистрации 31.12.2004) возместить ООО «Гелио-Ресурс» (ИНН <***>, адрес: 141006, <...> номер дома 42, дата государственной регистрации 23.05.2006) сумму налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению в уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 г., в размере 1 956 590 руб. на р/с <***> в филиале «Альфа-Темп» ОАО «МАБ «Темпбанк» БИК 044583303 к/с 30101805000000000303.

Взыскать с ИФНС России по г. Мытищи Московской области (ИНН <***>, адрес: 141021, <...>, дата регистрации 31.12.2004) в пользу ООО «Гелио Ресурс» (ИНН <***>, адрес: 141006, <...> номер дома 42, дата государственной регистрации 23.05.2006) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать в порядке, установленном ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья П.М. Морхат