Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
19 мая 2021 года Дело №А41-19671/21
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО «МСК-НТ» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»
об оспаривании протокола об административном правонарушении от 01.03.2021, постановления от 09.03.2021 по делу №08ОГ/09-1498-27-9-2021
при участии в судебном заседании: лиц согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ООО «МСК-НТ» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – управление, заинтересованное лицо, ГУ МО «ГЖИ», административный орган) с требованием отменить постановление №08ОГ/09-1498-27-9-2021 от 09.03.2021 и протокол №08ОГ/09-1498-27-9-2021 от 01.03.2021.
В судебном заседании представителем заявителя поддержаны заявленные требования.
Представителем заинтересованного лица заявленные требования не признаны по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 26.02.2021 года в 15 часов 30 минут в результате проведенной проверки административным органом установлено, что ООО «МСК-НТ», осуществляющее предпринимательскую деятельность по предоставлению коммунальных услуг по обращению с ТКО по адресу: <...>, нарушены требования, установленные части 15.1 статьи 161 ЖК РФ.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 26.02.2021 № 08ОГ//09-1498-27-9-2021.
По данному факту в отношении заявителя составлен Протокол об административном правонарушении от 01.03.2021 № 08ОГ/09-1498-27-9-2021.
09.03.2021 управлением в отношении ООО «МСК-НТ» вынесено Постановление №08ОГ/09-1498-27-9-2021 по делу об административном правонарушении, согласно которому ООО «МСК-НТ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренным статьей 7.23 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей.
В ходе проверки выявлено, что заявитель допустил нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: многоквартирный дом № 17 4-го микрорайона Московской области не оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии на отопление; собственниками принято решение о заключении «прямого» договора на предоставление услуг отопления, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения со сроком заключения договора с 01.03.2019; заявителем – ресурсоснабжающей организацией, как исполнителем коммунальной услуги отопления, не приняты меры по обеспечению нормативного уровня обеспечения коммунальной услуги по отоплению по обращению жителя кв. 27, не проведена проверка факта с составлением соответствующего акта проверки.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 21.01.2020 № 08ОГ/13-1212-7-13-2019/2 МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется и на наличие таковых заявителем не указывалось.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 15.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация-обезвреживание. захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование. обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.б Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641». (далее - Правила обращения с ТКО) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Согласно п.2 ст.24.6 Закона №89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка-утилизация. обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.9 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с 5 отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В п. 10 Правил предусмотрены следующие способы складирования твердых коммунальных отходов потребителями: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы): в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках: в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее -Правила № 354).
В соответствии с п. 2 Правил № 354 услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге, следовательно, положения указанных правил распространяются на отношения по предоставлению названной услуги.
Главой XV (1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» Правил № 354 установлен порядок расчета платы за ТКО.
В соответствии с п. 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:
-предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;
-производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами. превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
В соответствии с пп. В п.3 Правил № 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Как видно из материалов дела, согласно информации предоставленной Администрацией г.о. Подольск от 27.01.2021, контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...> внесена в Реестр контейнерных площадок, расположенных на территории городского округа Подольск, с привязкой отходообразователей в ноябре 2020 года, после полученного 13.11.2020 заключения Подольского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области о соответствии нормам действующего законодательства данной контейнерной площадки.
Соответственно в реестре накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа Подольск указанная контейнерная площадка до 17.12.2020 отсутствовала. Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: Подольск, ул. Рабочая, д. 4 о привязке к иной контейнерной площадке не представлен. Общее собрание собственников многоквартирного дома по ул. Рабочая, д. 4 о привязке к иной контейнерной площадке также не проводилось.
По данным регионального оператора ООО «МСК-НТ» с 01.02.2020 осуществлен переход на прямые договора с собственниками многоквартирного дома по адресу: <...>. Соответственно начисления размера платы за коммунальную услугу региональный оператор осуществлял с 01,02.2020 с доначислением в едином платежном документе за февраль. март, ноябрь, декабрь 2020 г.. в январе 2021 г. с доначислением за апрель 2020 г. и т.д. (о чем свидетельствует единый платежный документ за декабрь 2020 г. январь 2021 г.) График вывоза твердых коммунальных отходов разрабатывается региональным оператором ООО «МСК-НТ».
В соответствии с графиком, представленным региональным оператором 12.01.2021 вывоз ТКО по вышеуказанному адресу осуществляется ежедневно с 8-00 до 12-00.
По предоставленным платежным документам собственника жилого помещения. расположенного по адресу: <...>. взимание платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществлялось с 01.02.2020 г.
В соответствии с реестром контейнерных площадок, расположенных на территории городского округа Подольск, определено место накопления потребителями твердых коммунальных отходов по ул. Рабочая, д. 4 г. Подольск, однако согласно предоставленным сведениям данная площадка для сбора отходов не функционировала до 13 ноября 2020 г.
Вместе с тем, плата за коммунальную услугу «обращению с ТКО» в период с февраля 2020 года по 13 ноября 2020 года взимается с граждан в полном размере, что является нарушением Правил № 354, а также заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, поскольку данная услуга фактически не оказывается.
Таким образом, «МСК-НТ» своими действиями нарушило требования действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьи 7.23 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден актом проверки № 080Г/09-1498-27-9-2021 от 26.02.2021, протоколом об административном правонарушении №080Г/09-1498-27-9-2021 от 01.03.2021.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Арбитражным судом установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Законный представитель общества надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Таким образом, процедура и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении №08ОГ/09-1498-27-9-2021 от 09.03.2021, является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.
В соответствии с части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В части оспаривания протокола об административном правонарушении от 01.03.2021 № 08ОГ/09-1498-27-9-2021 судом отмечается следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой.
Под ненормативным правового актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ индивидуального властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, распоряжения, влияющие на гражданские права и охраняемые законом интересы конкретных лиц, обеспечиваемый мерами принудительного характера (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение), направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Характерной особенностью ненормативного правового акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), влекущих для адресата юридические последствия.
Протокол об административном правонарушении не обладает признаками подобного ненормативного правового акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения (то есть фактические данные), и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Составление протокола не завершает производство по делу об административном правонарушении и не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, в судебном порядке может быть обжалован только такой правовой акт уполномоченного органа, который содержит обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагает на заинтересованное лицо, которому он адресован, какие-либо обязанности и влечет для него правовые последствия.
Оспариваемый протокол от 01.03.2021 № 08ОГ/09-1498-27-9-2021 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ, составленный Управлением в отношении общества, не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку, как следует из его содержания, данный документ составлен ГУ МО «ГЖИ МО» на основании статьи 28.2, пункта 4 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ, и является процессуальным документом, составляемым в ходе административного дела, в котором фиксируется факт совершения административного правонарушения.
Следовательно, оспариваемый заявителем протокол об административном правонарушении не является ни ненормативным правовым актом, ни решением органа или должностного лица, поэтому не может быть обжалован самостоятельно в арбитражном суде.
Кроме того, ни нормами КоАП РФ, ни нормами АПК РФ не предусмотрена возможность обжалования протокола об административном правонарушении в качестве самостоятельного документа. По результатам рассмотрения протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности, которое может быть оспорено в судебном порядке, как затрагивающее права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования ООО «МСК-НТ» к административному органу об оспаривании протокола об административном правонарушении от 01.03.2021 № 08ОГ/09-1498-27-9-2021 не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по заявлению общества в указанной части должно быть прекращено применительно к положениям статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150-151, 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Прекратить производство по заявлению ООО «МСК-НТ»
к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» в части оспаривания протокола об административном правонарушении от 01.03.2021 № 08ОГ/09-1498-27-9-2021.
2. В удовлетворении заявленных ООО «МСК-НТ» требований в части, касающейся оспаривания постановления по делу об административном правонарушении от 09.03.2021
по делу №08ОГ/09-1498-27-9-2021, отказать.
3. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный
суд в течение десяти дней.
Судья А.В. Цховребова