ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-19727/11 от 07.02.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«21» февраля 2012 г. Дело № А41-19727/11

Резолютивная часть решения объявлена «07» февраля 2012 г.

Текст решение изготовлен в полном объеме «21» февраля 2012 г.

Арбитражный суд Московской области

в составе: судьи Васильевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Донцовым А. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению СПК «Василек»

к Администрации г. Лыткарино Московской области

об оспаривании бездействия и обязании передать земельный участок,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, паспорт, дов. от 08.07.2009,

от заинтересованного лица - не явился, извещена,

установил:

СПК «Василек» обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Администрации г. Лыткарино Московской области в вопросе о передаче СПК «Василек» в собственность бесплатно земельного участка по адресу: Московская область, г. Лыткарино, площадью 9936 кв. м, относящегося к имуществу общего пользования;

- обязать Администрацию г. Лыткарино Московской области передать в собственность СПК «Василек» бесплатно земельный участок с кадастровым номером 50:53:0020205:440, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, площадью 9936 кв. м, относящийся к имуществу общего пользования.

В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует Администрация г. Лыткарино Московской области.

В отзыве на заявленные требования Администрация г. Лыткарино Московской области просила отказать в их удовлетворении.

31.01.2012 в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании судом объявлен перерыв до 07.02.2012, о чем вынесено протокольное определение.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено, в порядке ч. 5 ст. 163 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие представителя Администрации г. Лыткарино Московской области, уведомленной о времени и месте судебного заседании надлежащим образом.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Огородному товариществу «Василек» на основании постановления мэра г. Лыткарино № 24-п от 14.01.1994 предоставлен в аренду сроком на 5 лет без права выкупа земельный участок площадью 3,29 га в районе закрытого Мячковского карьера на некультивированных землях (л.д. 6).

По утверждению Администрации договор аренды спорного земельного участка не заключался, заявителем в материалы дела указанный договор также не представлен.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что договоры аренды заключались с каждым членом товарищества в период с 1994 по 1998 год. В дальнейшем индивидуальные земельные участки были приватизированы членами ОТ «Василек».

В 1998 году ОТ «Василек» было преобразовано в садоводческий потребительский кооператив (СПК) с увеличением площади занимаемого земельного участка и численности его членов.

22.03.2011 СПК «Василек» обратился к Главе Администрации г. Лыткарино Московской области с заявлением, в котором просил принять решение о передаче ему в собственность бесплатно земельного участка общего пользования с кадастровым номером 50:53:0020205:440, состоящего из проездов на территории, занимаемой СПК «Василек», и являющегося остатком общего земельного участка после передачи в собственность индивидуальных садовых участков (л.д. 18).

На указанное обращение 08.04.2011 Администрацией был дан ответ (письмо от 08.04.2011 № 1380), согласно которому заявителю отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка, на основании следующего. Проект организации и застройки территории СПК «Василек» в Администрацию г. Лыткарино не предоставлялся и в установленном порядке не утверждался. Согласно Генеральному плану развития г. Лыткарино на период до 2020 г. рассматриваемая территория предназначена под размещение коммунально-складских объектов и их резервов. Кроме того, территория, занимаемая СПК «Василек», прилегает к промышленным предприятиям промзоны Тураево и имеет большое количество ограничений в использовании. Согласно письму ТУ Роспотребнадзора по Московской области в городах Дзержинский, Лыткарино, Люберецком районе от 06.09.2008 № 2021 земельный участок СПК «Василек» находится в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий ЗАО «Агропромсервис», ООО «Славянское Подворье», ООО «Старатели», кладбища.

Письмом от 21.04.2011 заявитель повторно обратился к Главе Администрации г. Лыткарино Московской области с заявлением о принятии решения о передаче ему в собственность бесплатно земельного участка общего пользования с кадастровым номером 50:53:0020205:440.

Ответа на указанное обращение от уполномоченного органа не последовало.

Заявитель, считая бездействие Администрации г. Лыткарино Московской области в вопросе о передаче СПК «Василек» в собственность бесплатно земельного участка по адресу: Московская область, г. Лыткарино, площадью 9936 кв. м, относящегося к имуществу общего пользования незаконным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимым условием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является совокупность признаков несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, закону, иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что заявителем фактически оспаривается непредоставление СПК «Василек» в собственность бесплатно земельного участка по адресу: Московская область, г. Лыткарино, площадью 9936 кв. м, относящегося к имуществу общего пользования, а не получение ответа на обращение заявителя от 21.04.2011.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 вышеуказанной статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем при обращении в Администрацию с заявлением о приобретении земельного участка не был представлен предусмотренный законом пакет документов (копии учредительных документов; описание местоположения земельного участка, составленное исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, и определяющее местоположение объекта землеустройства относительно ориентиров).

Заявителем также не были представлены правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок.

В качестве документов-оснований для предоставления земельного участка площадью 9936 кв. м, с кадастровым номером 50:53:0020205:440 заявителем в материалы дела представлены постановление Мэра г. Лыткарино Московской области от 19.01.1994 № 24-п о предоставлении в аренду огородническому товариществу «Василек» сроком на 5 лет земельного участка площадью 3, 29 га без права выкупа (т. 1, л. д. 6), постановление Главы Администрации г. Лыткарино Московской области от 17.10.1994 № 860-п «О включении в состав огороднического товарищества «Василек» работников «АТП-19», проект границ земельного участка площадью 3, 3 га (дата выполнения 06.07.2007). Доказательств утверждения указанного проекта суду не представлено.

Представленное заявителем гарантийное письмо Главы Администрации г. Лыткарино Московской области от 01.08.1994 № 939 не является правоустанавливающим документом на земельный участок.

Иных доказательств формирования земельного участка площадью 9936 кв. м, с кадастровым номером 50:53:0020205:440 заявителем в материалы дела представлено.

Следовательно, заявителем не представлены надлежащие правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок, позволяющие идентифицировать его по площади и местоположению.

Кроме того, ранее заявитель обращался в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании бездействия Администрации г. Лыткарино Московской области, выразившегося в решении вопроса о передаче в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, пос. Тураево, площадью 9050 кв.м., относящегося к имуществу общего пользования и обязании передать бесплатно в собственность указанный земельный участок. Решением Арбитражного суда Московской области от 09.12.2009 по делу № А41-26878/09 по указанному заявлению в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок, позволяющих идентифицировать его по площади и местоположению (т 1 л. д. 58-61).

Также судом установлено, что в материалах межевого плана отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы, подтверждающие правомерность формирования испрашиваемого земельного участка в границах в которых он сформирован.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Таких доказательств заявителем суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья Е. В. Васильева