Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«26» января 2012 г. Дело № А41-21169/11
Резолютивная часть решения объявлена «17» января 2012 г.
Текст решение изготовлен в полном объеме «26» января 2012 г.
Арбитражный суд Московской области
в составе судьи Васильевой Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Донцовым А. А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Объединение Центростройкомплект»
к Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, паспорт, ген. директор, протокол от 07.05.2010,
от заинтересованного лица – ФИО2, удостоверение, дов. от 10.08.2011,
установил:
ОАО «Объединение Центростройкомплект»обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений, т. 1, л. д. 136-141), в котором просит:
- отменить незаконное требование Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области о предоставлении истцом ответчику «заключения Управления архитектуры и градостроительства о наличии красных линий (обременений)» при продаже земельного участка с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058;
- обязать Администрацию муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области заключить с ОАО «Объединение Центростройкомплект» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, общей площадью 19799 кв. м, расположенного по адресу: г. Люберцы, Московская область, ул. Транспортная, д. № 1, по цене равной 899508, 17 руб., что составляет 2, 5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует Администрация муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области.
В обоснование своих требований заявитель указал, что имеет право в порядке ст. 36 ЗК РФ на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, общей площадью 19799 кв. м, расположенного по адресу: г. Люберцы, Московская область, ул. Транспортная, д. № 1, поскольку на немрасположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, в связи с тем, что ранее они были отчуждены из государственной собственности.
В заседании суда представитель заявителя настаивал на доводах и требованиях своего заявления.
Представители Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Судом установлено, что ОАО «Объединение Центростройкомплект» образовано путем преобразования Государственного предприятия - «Управление по комплектации оборудованием объектов строительства при Администрации Московской области» в АООТ «Объединение Центростройкомплект» и является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия, что подтверждается Уставом ОАО «Объединение Центростройкомплект», утвержденным протоколом общего собрания акционеров от 17.05.2002 № 1.
Свидетельствами о государственной регистрации права удостоверено, что ОАО «Объединение Центростройкомплект» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, зарегистрированном Управлением ФРС по Московской области на основании Плана приватизации государственного предприятия – Управление по комплектации оборудованием объектов строительства при Администрации Московской области, утвержденного решением Мособлкомимущества от 30.06.1994 № 366:
- здание нежилого назначения (административное здание), общей площадью 882, 50 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 15.07.2005);
- здание нежилого назначения (гараж), общей площадью 1299, 20 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 15.07.2005);
- здание нежилого назначения с антресолью, платформой и навесами (склад), общей площадью 6710 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.08.2005);
- здание нежилого назначения (канализационная насосная станция), общей площадью 23, 40 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2005);
- здание нежилого назначения (зарядная кирпичная), общей площадью 100, 40 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2005);
- здание нежилого назначения (проходная), общей площадью 124, 40 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2005);
на основании плана приватизации Государственного предприятия - Управление по комплектации оборудованием объектов строительства при Администрации Московской области от 22.09.1994 следующие объекты:
- сооружение – дороги и площадка, площадь застройки 2750 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.11.2010);
- сооружение – открытая складская площадка, площадь застройки 676 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.11.2010);
- сооружение – автодорога и бетонная площадка, площадь застройки 5781, 30 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 30.11.2010);
а также на основании Акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 26.12.2005 и распоряжения Главы муниципального образования Люберецкий район Московской области от 10.05.2006 № 1146-РГ, следующие объекты:
- здание нежилого назначения (склад), общей площадью 781, 70 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2006);
- здание нежилого назначения (склад), общей площадью 342, 90 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2006).
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, общей площадью 19799 кв. м, по адресу: <...>.
18.08.2000 между Комитетом по управлению имуществом Московской области (арендодатель) и ОАО «Объединение Центростройкомплект» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 16003-Z. По данному договору передается земельный участок общей площадью 23000 кв. м, по адресу: г. Люберцы, Московская область, ул. Транспортная, д. 1.
Договор аренды земельного участка от 18.08.2000 № 16003-Z зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой 28.11.2000.
Дополнительным соглашением от 21.01.2010 к договору аренды земельного участка от 18.08.2000 № 16003-Z, заключенным между Министерством имущественных отношений Московской области, Администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и ОАО «Объединение Центростройкомплект» стороны внесли изменения в указанный договор аренды земельного участка от 18.08.2000 № 16003-Z в части уменьшения площади земельного участка с 23000 кв. м до 19799 кв. м, а также смены арендодателя данного земельного участка на Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, которая в соответствии с данным дополнительным соглашением приняла на себя права и обязанности арендодателя по указанному договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственной деятельности.
Дополнительное соглашение от 21.01.2010 к договору аренды земельного участка от 18.08.2000 № 16003-Z зарегистрировано Московской областной регистрационной палатой 04.05.2010.
В кадастровом паспорте указанного земельного участка от 01.09.2011 в разделе В. 3 подтверждается расположение на земельном участке с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, общей площадью 19799 кв. м, объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Из материалов дела следует, что заявитель неоднократно обращался в Администрацию муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области с заявлениями о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, общей площадью 19799 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с приложением соответствующих документов (заявления от 23.01.2008 № 1/01/5, от 11.03.2008 № 1/02/3, от 17.11.2010 вх. № 6564/1-1-14, от 04.04.2011 вх. № 1891/1-1-14).
Письмом от 24.03.2011 № 1047/1-1-14 Администрация муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области отказала заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка, сославшись на заключение Управления архитектуры и градостроительства Люберецкого района о наличии красных линий и иных ограничений на данный земельный участок (определение градостроительного сервитута от 29.12.2010 № 50:22/RGS 0213 10), согласно которому часть земельного участка, расположенная за пределами красных линий, может быть предоставлена только в арендное пользование.
Письмом от 10.05.2011 № 1891/1-1-14 Администрация муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области, рассмотрев повторное обращение заявителя от 04.04.2011, указала о невозможности оформления земельного участка в собственность, сославшись на письмо от 24.03.2011 № 1047/1-1-14.
На основании вышеизложенного заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что заявителем фактически оспаривается отказ Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области, выраженный в нормативной совокупности в сообщениях от 24.03.2011 № 1047/1-1-14, от 10.05.2011 № 1891/1-1-14.
Заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка подано заявителем в орган местного самоуправления в порядке реализации права, установленного ст. 36 ЗК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанный Перечень, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ заявитель должен подтвердить право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке, а также отсутствие оснований, указанных в ст. 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающей ограничения оборотоспособности земельных участков.
Судом установлено, что право собственности ОАО «Объединение Центростройкомплект» на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом заявителем земельном участке, подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л. д. 12-22).
К заявлениям о приобретении в собственность спорного земельного участка ОАО «Объединение Центростройкомплект» приложен комплект документов, перечень которых установлен абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ и предусмотрен Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания и сооружения (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 187-0 отмечается, что из п. 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 № 187-0 обращается внимание на то, что если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу ст. 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ - не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Судом установлено, что отказывая в удовлетворении заявлений ОАО «Объединение Центростройкомплект» о приобретении в собственность спорного земельного участка Администрация указала о наличии заключения Управления архитектуры и градостроительства Люберецкого района о наличии красных линий и иных ограничений на данный земельный участок (определение градостроительного сервитута от 29.12.2010 № 50:22/RGS 0213 10), согласно которому часть земельного участка, расположенная за пределами красных линий, может быть предоставлена только в арендное пользование.
В материалы дела представлено Определение градостроительного сервитута от 29.12.2010 № 50:22/RGS 0213 10, согласно которому испрашиваемый земельный участок частично расположен за пределами красных линий проектируемого проезда и указанная часть может быть предоставлена только в арендное пользование.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, в состав которой входят испрашиваемый земельный участок, с нанесенными красными линиями, в материалы дела не представлено. Доказательства, свидетельствующие о том, что на момент обращения ОАО «Объединение Центростройкомплект» с заявлением на спорном земельном участке в соответствии с генеральным планом, утвержденным в установленном порядке, предусмотрено размещение проектируемого проезда, в материалы дела также не представлены.
Таким образом, доказательств того, что спорный земельный участок частично расположен за границей красных линий, а также наличия предусмотренных законом ограничений в предоставлении в собственность спорного земельного участка в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного судом установлено, что сообщения Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 24.03.2011 № 1047/1-1-14, от 10.05.2011 № 1891/1-1-14, содержащие отказ в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка в нормативной совокупности подлежат признанию незаконными.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» и ст.12 Закона Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», согласно которым до 1 января 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (пп. 1 п. 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ).
Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленным пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела «Объединение Центростройкомплект» является собственником объектов недвижимых имуществ приобретенных в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявитель имеет право приобрести спорные земельные участки по льготной цене.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что заинтересованное лицо нарушило исключительное право заявителя, установленное статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, на приватизацию вышеуказанного земельного участка, что в свою очередь лишает заявителя возможности по дальнейшему владению и распоряжению данным земельным участком, в связи с чем суд в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя обязывает Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 19799 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, по цене равной 899508, 17 руб., что составляет 2, 5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка.
В силу нормативного единства ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа его принявшего или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
Материалами дела не подтверждается факт наличия достаточных оснований, предусмотренных земельным законодательством, для принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении за плату в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными в нормативной совокупности сообщения Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 24.03.2011 № 1047/1-1-14, от 10.05.2011 № 1891/1-1-14.
Обязать Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 19799 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 50:22:001 01 10:0058, по цене равной 899508, 17 руб., что составляет 2, 5 % от кадастровой стоимости данного земельного участка.
В остальной части заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 АПК РФ.
Судья Е. В. Васильева