ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-21511/15 от 01.06.2015 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

09 июня 2015 года                                                                                Дело №А41-21511/15

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2015 года

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2015 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Васильевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Е.А. Головиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Луховицы-Карьер»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Центральному  Федеральному округу

о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении №12-35/396 от 24.03.2015;

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, п-т, дов. от 06.04.2015, ФИО2, п-т, ген. дир.;

от   заинтересованного лица  –   ФИО3, уд, дов. от 11.03.2015 №249;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Луховицы-Карьер» (далее – Банк, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному  Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Росприроднадзора) о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении №12-35/396 от 24.03.2015, вынесенного в порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В судебное заседание заинтересованным лицом представлен административный материал, который приобщен к материалам дела.

Заслушан представитель заявителя, требования поддержал.

Заслушан представитель административного органа, против удовлетворения требований возражал.

Судом в порядке ст. 163 АПК РФ протокольным определением в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.05.2015 до 01.06.2015.

В судебном заседании, продолженном после перерыва, заслушаны представители сторон, подержавшие ранее заявленные позиции.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

19.02.2015 прокуратурой Московской области  во исполнение плана работы прокуратуры на 1-ое полугодие 2015 года о проверке соблюдения законодательства организациями, осуществляющими добычу не общераспространенных полезных ископаемых, проведена проверка ОАО «Луховицы-Карьер» расположенного по адресу: 140414, <...>.

В ходе осмотра территории Предприятия административным органом выявлены навалы отходов (бой железобетона и железобетонных конструкций) в необорудованном для данных целей месте, без навесов, на площадке, площадью 21 кв.м., для этого не предназначенной. Результаты осмотра зафиксированы в акте проверки от 19.02.2015 и посредством фотосъемки.

25.02.2015 расценив выявленное как наличие в действиях заявителя признаков события правонарушения, административным органом в отношении ОАО «Луховицы-Карьер» вынесено постановление о возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Одновременно заинтересованным лицом взяты объяснения у генерального директора Общества, из которых следует, что ОАО «Луховицы-Карьер» осуществляет добычу формировочных песков на Луховицком месторождении на основании лицензии на право пользования недрами серии МСК №09349 сроком действия до 2017 года; в результате деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления, что подтверждается Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; последний технический отчет о неизменности производственного процесса подавался в Департамент Росприроднадзора по ЦФО 17.04.2013, о чем имеется отметка на заявлении; в 2014 году данный отчет предприятием не подавался.

24.03.2015 по результатам рассмотрения административных материалов уполномоченным должностным лицом Росприроднадзора, при участии законного представителя Общества – генерального директора, в отношении ОАО «Луховицы-Карьер» вынесено постановление о назначении административного наказания №12-35/396, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в качестве обоснования заявленного требования на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,  представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Из содержания выписки из ЕГРЮЛ от 18.10.2013 №1846 о ОАО «Луховицы-Карьер» судом установлено, что вмененное правонарушение непосредственно связано с осуществлением последним предпринимательской деятельности, в связи с чем данный спор признается подведомственным арбитражному суду.

Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан  доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение (постановление) в полном объеме.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьей 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статья 1 которого определяет, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно пункту 3 статьи 18 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО «Луховицы-Карьер» осуществляет добычу формировочных песков на Луховицком месторождении на основании лицензии на право пользования недрами серии МСК №09349 сроком действия до 2017 года. В результате деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления, что подтверждается Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Последний технический отчет о неизменности производственного процесса подавался в Департамент Росприроднадзора по ЦФО 17.04.2013, о чем имеется отметка на заявлении. В 2014 году данный отчет предприятием не подавался. Изложенное заявителем не оспаривается.

Между тем суд обращает внимание, что проверка в отношении предприятие проведена 19.02.2015, тогда как в зимнее время на территории Московской области добыча песка  не представляется возможной в силу климатических особенностей региона.

Необходимо отметить, что в акте проверки от 19.02.2015 не отражено вмененное заявителю правонарушение, связанное  с непредставлением  в 2014 году отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья. Как следует из акта проверки от 19.02.2015 проверяющим органом установлено наличие боя железобетона и железобетонных конструкций, что подтверждено и  фотоматериалами, составленные в день осмотра.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2015 в качестве объективной стороны правонарушения заявителю вменяется не представление в 2014 году отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, из чего сделан вывод, что лимит на размещение отходов для предприятия на день проверки не установлен.

Вместе с тем, заявителем на обозрение административного органа представлен Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 27.02.2012, установленный на 5 лет при условии ежегодного подтверждения.

В рассматриваемом случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2017 года, их действие не отменено, технический отчет о неизменности производственного процесса подавался 17.04.2013.

Таким образом описанная в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении объективная сторона вмененного правонарушения не подпадает под действие диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, описанные в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания события правонарушения не согласуются между собой, что исключает возможность установления наличия в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения.

Суд также отмечает, что прокурором не мог быть выявлено событие административного правонарушения связанное с непредставлением заявителем  отчетности за 2014 год о неизменности производственного процесса и используемого сырья, т.к. указанные сведения в силу действующего законодательства подаются Обществом в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, а не в прокуратуру.

Дополнительно следует отметить, что в нарушение ст. 26.8 и ч.3 ст. 28.6 КоАП РФ, административным органом, в постановлении о назначении административного наказания не указано наименование, класс опасности, количество отходов производства и потребления, в отношении которых были выявлены нарушения. Документальных доказательств, подтверждающих оказание негативного воздействия на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления, в виде нарушений допустимых концентраций химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, предельно допустимых уровней физических.

Кроме того, в нарушение ст.ст. 28.2, 29.10 КоАП оспариваемое постановление не содержит сведений относительно исследования административным органом вопроса виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения.

Закрепляя общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП РФ исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае, административным органом не представлено безусловных доказательств наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения. Доказательств опровергающих изложенное административным органом во исполнение требований ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ суду не представлено.

Состав административного правонарушения включает в себя как объективную сторону, так и субъективную сторону, отсутствие одной из сторон состава административного правонарушения, является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении  (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу приведенных норм действующего законодательства, с учетом фактических обстоятельств дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь  ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

р е ш и л:

Заявленные ОАО «Луховицы-Карьер» требования удовлетворить.

Признать незаконным постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 24.03.2015 №12-35/396 о назначении ОАО «Луховицы-Карьер» административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                                                   Е. В. Васильева