ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-21873/17 от 21.11.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

11 декабря 2017 года                                          Дело №А41-21873/17

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2017 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.А. Гапеевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.О.Баранец,  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия»

к  Администрации городского округа Красноармейск Московской области

с участием третьих лиц - Министерства образования Московской области, Контрольно-счетной палаты городского округа Красноармейск Московской области

о признании незаконными действия

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – генерального директора Смирнова В.Н., Волковой И.Б. по доверенности от 07.07.2017;

от заинтересованного лица – Украинской Л.А. по доверенности от 19.09.2017 №92;

от  Министерства – Крючкова А.И. по доверенности от 03.08.2017, Коломыцевой О.А. по доверенности от 03.08.2017, Сорокиной О.А. по доверенности от 14.01.2016 № исх-158/05д;

от Контрольно-счетная палата г.о. Красноармейск Московской области - не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л :

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия»  (далее – АНОО «НОП ЦЕНТР», заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в  порядке  ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации городского округа Красноармейск Московской области (далее – Администрация) в котором просит:

- признать незаконным действие Администрации, выразившееся в направлении Министерству образования Московской области заявки для расчета субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области бюджету городского округа Красноармейск на финансирование АНОО «НОП ЦЕНТР» в 2017 году по количеству 78 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования, оформленное письмом от 15.03.2017  № 118Исх-850;

- обязать Администрацию направить в Министерство образования Московской области для расчета средств субвенции,  предоставляемой  из  бюджета Московской  области,     скорректированную заявку на финансирование АНОО «НОП ЦЕНТР» в 2017 году с количеством 115 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования, и направить АНОО «НОП ЦЕНТР» соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Красноармейск  за  счет  средств  Московской  области  в  2017  году  на  выполнение муниципального задания на оказание образовательных услуг по нормативам для муниципальных    общеобразовательных       организаций,    имеющих    интернат   с профильными классами начального, основного и среднего общего  образования согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07.12.2016 № 154/2016-ОЗ.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ в отсутствие представителя Контрольно-счетной палаты городского округа Красноармейск Московской области, извещенного надлежащим образом о начавшемся судебном процессе.

В судебном заседании представители АНОО «НОП ЦЕНТР»  требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации заявленные требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Представитель Министерства с требованиями АНОО «НОП ЦЕНТР»  не согласился.   

 Из материалов  дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

 АНОО «НОП ЦЕНТР» на основании лицензии от 25.11.2016 № 76689, свидетельства о государственной  аккредитации от 19.12.2016 № 4044 оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.

 Письмом от 25.01.2017, адресованным главе  г.о. Красноармейск, АНОО «НОП ЦЕНТР»  направило заявление о заключении договора о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Красноармейск Московской области на выполнение муниципального задания АНОО «НОП ЦЕНТР» за счёт средств бюджета Московской области в 2017 году по нормативам профильных классов для муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих интернат, согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07.12.2016  № 154/2016-O3.

Письмом  от  08.02.2017 главе  г.о. Красноармейск  предоставлены дополнительные сведения в подтверждения правомерности финансирования АНОО «НОП ЦЕНТР» по нормативу интерната с профильными   кадетскими  классами  с    1-го  по  11-й   класс.

01.03.2017  в  АНОО  «НОП   ЦЕНТР»  от Администрации поступил  проект договора на  финансирование муниципального задания  по  нормативу для обычных классов без наличия интерната и с уменьшенным количеством обучающихся, чем запрошено.

  АНОО     «НОП     ЦЕНТР»  обратилось к главе г.о. Красноармейск с претензией исх. 18 от 07.03.2017  о заключении договора о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Красноармейск Московской области на выполнение муниципального задания АНОО «НОП ЦЕНТР» за счет средств бюджета Московской области в 2017 года по нормативам профильных классов с 1-го по 11-й класс для муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих интернат, согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07.12.2016   № 154/2016-03.

Глава г.о. Красноармейск направил в адрес  Министерства   письмо №118Исх-850, в котором указано, что направляется скорректированная информация, необходимая для расчета средств субвенции, представляемой из бюджета Московской области бюджету г.о.Красноармейск в 2017г. на финансовое обеспечение получения образования в части уточнения контингента обучающихся в АНОО «НОП ЦЕНТР» по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом наличия в организации интерната.

Из приложений к указанному письму следует, что  АНОО «НОП ЦЕНТР» осуществляет деятельность по обучению детей в 2017 году с прогнозируемой численностью  78 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования.

 Не согласившись с действием Администрации, выразившемся в направлении Министерству заявки для расчета субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области бюджету городского округа Красноармейск на финансирование АНОО «НОП ЦЕНТР» в 2017 году по количеству 78 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования, оформленным письмом от 15.03.2017  № 118Исх-850, АНОО «НОП ЦЕНТР»  обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. При этом, заявитель указывает, что численность обучающихся больше, чем указано в заявке, кроме того, в АНОО «НОП ЦЕНТР»  организовано обучение в школе-интернате с профильными кадетскими классами с 1-по 11-й.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  арбитражный суд  установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 АПК РФ,  из  которой следует, что производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 3 ст. 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия), не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих права заявителя  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых решения и требования закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012                       № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

В силу положений статьи 8 этого Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012                       № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»   к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Согласно части 5 стать 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации (статья 8), установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований (статья 9 БК РФ).

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86).

Законом Московской области от 12.12.2013 № 147/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» (вместе с «Методикой расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области на реализацию государственных полномочий») органы местного самоуправления городских округов Московской области на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования, в том числе: на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов Московской области из бюджета Московской области. Объемы субвенций бюджетам городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий определяются в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам городских округов Московской области.

Объемы субвенций бюджетам городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий утверждаются законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

В соответствии с Законом Московской области от 26.12.2016 № 175/2016-03 (ред.10.04.2017) «О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден размер субвенции бюджету городского округа Красноармейск Московской области на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) на 2017 год.

Согласно  п. 18 ст. 2  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

  Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

АНОО «НОП ЦЕНТР» является юридическим лицом - унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан в целях предоставления услуг в сферах образования, психологии, науки, физической культуры и спорта  и иных сферах некоммерческой деятельности, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль  между учредителями (п. 1.1, 1.2 Устава).

АНОО «НОП ЦЕНТР» действует на основании Устава, в соответствии с которым реализует, в том числе, образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с дополнительными общеразвивающими  программами кадетского образования, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (п. 3.3.5).

В соответствии с лицензией от 25.11.2016 № 76689 АНОО «НОП ЦЕНТР» наделено правом оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования по подвиду  - дополнительное образование детей и взрослых.

В силу пункта 14 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В соответствии с со ст. 75  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ч. 1). Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 2).

Генеральным директором АНОО «НОП ЦЕНТР» утверждены Положение о структурном подразделении «Красноармейская кадетская школа-интернат», созданном в целях реализации уставной деятельности, и Правила внутреннего распорядка учащихся (кадет) АНОО «НОП ЦЕНТР».

Согласно  ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч. 7).

В соответствии с Положением о структурном подразделении «Красноармейская кадетская школа-интернат» образовательная деятельность ведется на основании образовательной программы,  в которую интегрированы дополнительные общеразвивающие  программы кадетского профиля, реализуемые в условиях функционирования «кадетская школа-интернат». В соответствии с п. 6.2 Положения о структурном подразделении «Красноармейская кадетская школа-интернат» источниками финансирования являются, в том числе, субсидии из бюджета Московской области, выделяемые для кадетской школы-интерната по действующим нормативам финансового обеспечения образовательной деятельности.

Генеральным директором АНОО «НОП ЦЕНТР» утверждено Положение об интернате, который организован в целях:

- воспитания кадет, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей в условиях круглосуточного пребывания;

- обучения и воспитания детей, проявивших желание, определенные способности и склонности к получению кадетского образования;

- обеспечения социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации кадет;

 - создания благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному  и физическому развитию личности кадет;

- обеспечения охраны здоровья и укрепления здоровья кадет (п. 1.2).

Кадеты получают койко-место в интернате с отоплением и освещением в соответствии санитарно-гигиеническим требованиям к проживанию в интернате. За каждым воспитанником закреплена кровать со всеми постельными принадлежностями, тумба (на двоих кадет), ячейка и вешалки в шкафу (п. 1.9).

Из приложения № 16 к Положению об интернате «Договор об образовании на обучение по образовательным программам основного общего образования», из Договора № 921-БФ об образовании на обучение по образовательным программам основного общего образования от 28.12.2016г., заключенного АНОО «НОП ЦЕНТР» с Баландиной Е.В. (ребенок Баландин С.К 11.12.20105 г.р.) на предоставление образовательной услуги по образовательной программе основного общего образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с учебными планами в очной форме обучения в условиях школы интернат с профильными кадетскими классами следует, что образовательные услуги оплачиваются за счет субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляемых образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утвержденной Законом Московской области от 02.12.2015 № 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Приказов генерального директора АНОО «НОП ЦЕНТР» от 09.01.2017г. утвержден список обучающихся в 1-11 классах в школе-интернате с профильными кадетскими классами  на 09.01.2017г. в общем количестве 115 учащихся, в  списке в числе прочих  указан ребенок – ученик 5 класса Баландин С.К. 

Возможность создания интерната как структурного подразделения для проживания обучающихся по усмотрению организации предусмотрена ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная организация свободна в формировании собственной структуры (ч. 1 ст. 27 Закона). Закон об образовании не требует перечислять все структурные  подразделения в Уставе организации. Устав АНОО «НОП ЦЕНТР» предусматривает внесение в Устав лишь сведения о созданных филиалах  и представительствах, внесение в Устав сведений о  структурных подразделениях не предусмотрено.

Также  действующим законодательством не предусмотрено обязательное указание на наличие интерната в наименовании общеобразовательной организации.

Наличие интерната и условий для проживания в нем Администрацией подтверждается в заявке № 118Исх-850 от 15.03.2017г., направленной в Министерство образования.

 Арбитражный суд установил, что АНОО «НОП ЦЕНТР» на основании лицензии осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности при численности учеников в количестве 115 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования, следовательно, согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07.12.2016 № 154/2016-ОЗ имеет право на получение субсидий  из бюджета городского округа Красноармейск  за  счет  средств  Московской  области  в  2017  году  на  выполнение муниципального задания на оказание образовательных услуг по нормативам для муниципальных    общеобразовательных       организаций,    имеющих    интернат   с профильными классами начального, основного и среднего общего  образования.

Довод Администрации о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и подлежит прекращению, рассмотрен судом и признан несостоятельным, так как спорные правоотношения возникли между юридическими лицами, при этом образовательная деятельность является основной деятельностью АНОО «НОП ЦЕНТР» .

Доводы о том, что АНОО «НОП ЦЕНТР»  не имело полномочий по созданию кадетской школы-интерната, так как такие школы вправе создавать лишь Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, также судом не принимаются. 

Согласно ч. 3 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" создаются только Российской Федерацией. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус" создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации.

Как следует из Устава,  АНОО «НОП ЦЕНТР»  не является общеобразовательной организацией с вышеуказанным специальным наименованием, следовательно, данное ограничение на него не распространяется.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» действует автономно и не предусматривает никаких ограничений по месту реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеобразовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних к обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Часть 2 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание специализированных организаций, вместе с тем формулировка: «в рамках обучения…» не исключает реализацию интегрированных программ без создания специализированных организаций со специальными наименованиями.

Таким образом, пользуясь закрепленной в ст. 38 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свободой определения содержания образования, разработки и утверждения общеобразовательных программ, а также правом   осуществлять дополнительные общеобразовательные программы (ч. 4 ст. 23 Закона), АНОО «НОП ЦЕНТР»  законно реализует программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами при условии указания обоих видов программ в лицензии на образовательную деятельность и в Уставе. Более того, в ч. 4 ст. 75  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется общеобразовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей  образовательную деятельность самостоятельно.

Данная позиция так же изложена в письме Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательств» (т. 1, л.д. 77).

Доводы о том, что АНОО «НОП ЦЕНТР» признала позицию Администрации и заключила с Администрацией соглашение № 267 от 22.06.2017г. о предоставлении субсидии из бюджета  на 2017г. из расчета обучающихся в количестве 115 в  обычных классах с 1 по 9-й  и в профильных классах с 10 по 11-й, также несостоятельны, так как представитель заявителя пояснил, что отсутствие подписанного соглашения полностью лишает АНОО «НОП ЦЕНТР» получения субсидии, что препятствует осуществлению деятельности, АНОО «НОП ЦЕНТР» было вынуждено подписать соглашение на условиях Администрации, однако, это не свидетельствует о согласии с позицией Администрации.

Представленные Администрацией и третьими лицами акты проверок не опровергают доводов заявителя об оказании образовательной услуги  по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования.

Суд установил, что заявленные АНОО «НОП ЦЕНТР» требования    являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины в сумме 3000 руб. следует отнести на заинтересованное лицо. Оснований для освобождения  администрации от отнесения судебных расходов, фактически понесенных заявителем, действующее процессуальное законодательство не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия» удовлетворить.

Признать незаконным действие Администрации   городского   округа Красноармейск, выразившееся в направлении Министерству образования Московской области заявки для расчета субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области бюджету городского округа Красноармейск на финансирование Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия» в 2017 году по количеству 78 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования, оформленное письмом от 15.03.2017  № 118Исх-850.

Обязать Администрацию городского округа Красноармейск Московской
области направить в Министерство образования Московской области для расчета средств субвенции,  предоставляемой  из  бюджета Московской  области,     скорректированную заявку на финансирование Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия»  в 2017 году с количеством 115 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования, и направить Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия»  соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Красноармейск  за  счет  средств  Московской  области  в  2017  году  на  выполнение муниципального задания на оказание образовательных услуг по нормативам для муниципальных    общеобразовательных       организаций,    имеющих    интернат   с профильными классами начального, основного и среднего общего  образования согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07.12.2016 № 154/2016-ОЗ.

Взыскать с Администрации городского округа Красноармейск Московской области  в пользу Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр непрерывного образования «Наука. Образование. Профессия» расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня  его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд  через арбитражный суд Московской области. 

Судья                                                                                                Р.А. Гапеева