ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-22063/16 от 05.07.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 июля 2016 года                                                                                                                             Дело №А41-22063/16

Резолютивная часть объявлена 05 июля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2016 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья Н.ФИО1,при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Логвинов А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"      к ГУП МО "МОСТРАНСАВТО"

При участии в судебном заседании- согласно протоколу от 05 июля 2016 года,

РЕШИЛ:

ООО "СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" о взыскании задолженности в размере 9 416 129 руб. 03 коп., неустойки в размере 1 072 347 руб. 83 коп., расходов по госпошлине.

Также истцом было заявлено о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 200 000 руб.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило иск, просил взыскать с ответчика неустойку в размере 1 717 771 руб. 14 коп., в остальном требования оставил без изменений. Уточнения судом приняты.

В судебном заседании истец настаивал на иске.

Ответчик против иска возражал.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что между Истцом (Исполнитель) и Ответчиком (Заказчик) был заключен договор № 19/МТА-ТС/50  от  01.08.2015  на  возмездное оказание услуг по  абонентскому обслуживанию и программно-аппаратному сопровождению комплексной   автоматизированной системы «КАСКАД» и ее ремонту.

Согласно п. 2.1 Договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать Заказчику/филиалам Заказчика услуги по абонентскому обслуживанию и программно-аппаратному сопровождению комплексной автоматизированной системы «КАСКАД».

Согласно ст. 1 Договора «Основные понятия» комплексная автоматизированная система «КАСКАД» - это программно-аппаратный комплекс, включающий в себя контроль оплаты проезда с использованием микропроцессорных пластиковых карт и учет транспортной работы.

Согласно п. 2.7 Договора ежемесячная стоимость услуг по абонентскому обслуживанию и программно-аппаратному сопровождению Системы, а также перечень филиалов Заказчика, которым оказываются данные услуги, определяется в соответствии с Приложением №4 к Договору.

Согласно п. 4.2 Договора оплата по Договору осуществляется центральным офисом Заказчика ежемесячно.

Согласно п. 4.2.1 Договора Заказчик ежемесячно производит платежи за предоставление неисключительной лицензии на прикладное программно-технологическое обеспечение Локального центра обработки информации и предоставление услуг по абонентскому обслуживанию комплексной автоматизированной системы «КАСКАД» в размере фиксированной стоимости, определенной в соответствии с Приложением №4 к Договору. Оплата производится Заказчиком до 5-го (пятого) числа текущего месяца.  Приложением № 4 к Договору установлен размер ежемесячной абонентской платы - 6 950 000 руб.

На основании одностороннего уведомления Заказчика от 10.02.2016 Договор был расторгнут с 11.03.2016.

Согласно п. 11.4. расторжение настоящего Договора не освобождает Стороны от взаимных расчетов, с учетом всех произведенных ранее по настоящему Договору выплат, возмещения стоимости фактически оказанных услуг/выполненных работ.

В обоснование иска истец ссылается на то, что Ответчиком допущено нарушение обязательств по оплате, предусмотренных Договором. Задолженность по оплате абонентской платы (сумма основного долга) за февраль 2016г. и  часть марта 2016г. (с 01 по 11 марта 2016г.) составила 9 416 129 руб. 03 коп.

В порядке п.п. 8.1, 8.2 Договора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованиями о погашении задолженности. Претензия оставлена без удовлетворения.

Начислив неустойку в порядке п. 6.3. договора, истец обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу ч. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 429.4  ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.

В силу пункта 2 названной статьи Кодекса абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ч. 1 ст. 64, ст. 71 и 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами ст. ст. 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.

Согласно ст. ст. 67, 68 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив с точки зрения относимости и допустимости представленные доказательства, суд установил, что ООО "СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" не подтверждено документально оказание ответчику услуг на требуемую сумму за спорный период.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» является предприятием, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Московской области, в том числе регулярные перевозки по регулируемым тарифам по социальным картам.

Постановлением правительства Московской области от 19.03.2007 № 171/10 в целях повышения эффективности транспортного обслуживания населения перевозчиками, осуществляющими в Московской области деятельность в сфере перевозок транспортом общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус) было одобрено предложение Министерства транспорта Московской области о внедрении автоматизированной систему контроля оплаты проезда (АСКП) на транспортных средствах перевозчиков, осуществляющих в Московской области деятельность в сфере перевозок транспортом общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус).

ООО «Социальные системы» является единственным разработчиком автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКП). Комплексна» автоматизированная система «Каскад» (АСКП) была внедрена и успешно использовалась с 2007 года.

Она представляет собой программно-аппаратный комплекс, включающий в себя контроль оплаты проезда пассажиров. В этот комплекс входят бортовое и стационарное оборудование (турникеты и т.п.), а также программно-технологическое обеспечение, с помощью которого программа делает анализ и обработку данных по перевезенным пассажирам. Данные по льготным категориям пассажиров выгружались из АСКП U предоставлялись в государственное казенное учреждение Московской области "Центр безопасности дорожного движения Московской области" для возмещения ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» расходов за перевозку льготных категорий пассажиров.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 19.03.2007 N 171/10 "О внедрении автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажиров", Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и в целях организации учета на территории Московской области перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Московской области, оборудованным автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров, по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам Распоряжением Министерства транспорта МО от 15.10.2014 N 20РВ-383 был утвержден Регламент информационного взаимодействия между транспортными организациями, осуществляющими на территория Московской области перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Московской области, оборудованным автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров, по маршрутам регулярных перевозок тю регулируемым тарифам, и государственным казенным учреждением Московской области "Центр безопасности дорожного движения Московской области" (далее - Регламент, ГКУ "ЦБДДМО").

В соответствии с п. 2 Распоряжения руководителям транспортных организаций, осуществляющих на территории Московской области перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Московской области по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, обеспечить представление информации в ГКУ "ЦБДДМО" в соответствии с утвержденным Регламентом.

Согласно п. 1.2 Регламента целью данного Регламента является обмен информацией для организации учета на территории Московской области перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Московской области, оборудованным АСКП, по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальным картам жителя Московской области и социальным картам москвича  далее – СК), по  временным  единым  социальным  билетам  жителя  Московской области и временным единым социальным билетам москвича (далее - ВЕСБ).

ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» руководствовалось в работе положениями данного Регламента до января 2016 года.

В соответствии с Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 27.09.2013 N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Постановлением Правительства МО от 10.09.2014 N 727/36 утвержден Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (СОБОП)".

В соответствии с Постановлением Правительства МО от 10.09.2014 №727/36 «Об утверждении Порядка функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок", Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".

Распоряжением Министерства транспорта Московской области от 04.02.2016 № 21РВ-6 был утвержден новый Регламент информационного взаимодействия между транспортными организациями, осуществляющими на территории Московской области перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Московской области, государственным казенным учреждением Московской области «Центр безопасности дорожного движения Московской области», Оператором системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров, перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок и Министерством транспорта Московской области.

На основании п. 2 Распоряжения Министерства транспорта Московской области от 04.02.2016 №21РВ-6:

«Руководителям транспортных организаций, осуществляющих на территории Московской области перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Московской области по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, обеспечить представление информации в соответствии с утвержденным регламентом».

Согласно  п.8  Распоряжения  Министерства транспорта Московской  области от 04.02.2016 №21РВ-6:

 «Признать утратившим силу Распоряжение Министерства транспорта МО от 15.10.2014 N 20РВ-383 «Об информационном взаимодействии между транспортнымк организациями, осуществляющими на территории московской области перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом московской области, оборудованным автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров (АСКП), по маршрутам регулярных перевозок по регулируем;, тарифам, и государственным казенным учреждением московской области "Цент, безопасности дорожного движения московской области".

Таким образом, на законодательном уровне с 04.02.2016 года ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» использует вместо прежней системы АСКП («КАСКАД») новую систему СОБОП.

Как установлено судом, ГУП МО «МОС ТРАНС АВТО» осуществило выплаты фактически оказанных по договору услуг по 31 января 2016 года. С февраля 2016 года  ГУП МО «МОС ТРАНС АВТО»  в    соответствии    с    законодательством  Московской  области пользуется при перевозке пассажиров системой СОБОП.

В соответствии с п.3.1.2 договора исполнитель ежемесячно в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента окончания соответствующего периода оказания услуг по абонентскому обслуживанию, установленного в соответствии с п.п.3.1.1 Договора, предоставляет Заказчику полную отчетную информацию о полученных от Заказчика/филиалов Заказчика вопросах в рамках абонентского обслуживания и принятых мерах. Только после получения отчета подписывался Акт за месяц.

Абонентское обслуживание согласно Приложению №3 к договору должно было проводиться только по заявкам филиалов.

Как установлено судом, в феврале и марте 2016 года филиалы Заказчика заявки не подавали. Иного не доказано.

Истцом не представлено доказательств предоставления за февраль и март 2016 года отчетной информация по работам, проведенным в рамках абонентского обслуживания в адрес ГУП МО «МОСТРАНСАВТО».

В соответствии с п.3.2.2 неисключительная лицензия предоставляется Заказчику/филиалам Заказчика ежемесячно при условии надлежащего исполнения Заказчиком условий об оплате. В соответствии с п.3.2.1 договора неисключительная лицензия считается продленной на текущий календарный месяц при условии выполнения Заказчиком/филиалами Заказчика обязательств по оплате за текущий месяц.

Подтверждения того, что в феврале и в марте 2016 года ООО «Социальные системы» предоставляли ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» неисключительную лицензию в материалах дела не содержится.

В соответствии с п.1 ст.417 ГК РФ, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Таким образом, в результате издания Министерством транспорта Московской области Распоряжения от 04.02.2016 №21РВ-6, исполнение обязательства ГУП «МО «МОСТРАНСАВТО» перед ООО «Социальные системы» стало полностью невозможным.

Таким образом, истцом не представлены доказательства обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках дела,  позволяющие суду удовлетворить заявленные требования.

Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Взыскать с ООО "СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2 969 руб.50 коп.

Решение может быть обжаловано.

Судья                                                                            Н.ФИО1