ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-22862/22 от 09.06.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

09 июня 2022 года                                                                                           Дело № А41-22862/22

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Обарчука А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурьевым Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Орион» (ОГРН. 1067746554281)

к Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН. 1025005245055)

об оспаривании решения,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания от 09.06.2022г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношении Московской области (далее – Министерство, Минмособлимущество) о признании незаконным бездействия, выраженного в не включении объекта недвижимого имущества – нежилого здания «Общественно-административный центр в КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854, в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением от 29.11.2021 №15ВР-2199, обязании включить имущество в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направить измененный перечень в налоговый орган по месту нахождения здания, разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети «Интернет» в установленном порядке и взыскании расходов по оплате государственной пошлины  размере 3 000 рублей.

В судебном заседании общество заявленные требования поддержало в полном объеме, указав на необходимость включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень, утвержденного Распоряжением Мособлимущества от 29.11.2021 № 15ВР-2199.

В судебном заседании представитель Министерства против удовлетворения заявления возражал.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, объективно и всесторонне исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, общество является собственником нежилого здания «Общественно-административный центр в КП «Александровский», расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, общей площадью 2 862,6 кв.м., кадастровый номер 50:11:0050409:854.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерством имущественных отношений Московской области утверждено Распоряжение от 29.11.2021 № 15ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В утвержденный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, принадлежащий обществу объект включен не был.

18.02.2022г. общество обратилось в Министерство с просьбой внести в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорное недвижимое имущество.

Полагая, что Минимуществом МО допущено незаконное бездействие в части не включения спорного здания в перечень объектов, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2  данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

Так, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Из материалов дела следует, что площадь общественно-административного центра составляет 2 862,6 кв. м.

Согласно Экспликации нежилого здания от 09.06.2016г. площадь помещений магазина, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет 162,8 кв.м., то есть 6% общей площади здания и включает в себя торговый зал, складское помещение, киоск, тамбур (1-й этаж, помещение № 1); площадь помещений ресторана, предназначенных для оказания услуг общественного питания, составляет 539,4 кв.м., то есть 19 % общей площади здания и включает в себя залы ресторана, кухню, складское помещение, раздевалку, мойку посуды и другие (подвал, помещение №2).

В совокупности площадь данных помещений составляет 25% от общей площади здания.

Кроме того, на основании Договоров аренды нежилых помещений от 01.07.2019 №02/07- 19, от 01.11.2019 № 01/11/19 помещения общей площадью 612 кв.м. и 1 825 кв.м. переданы в аренду ООО «Семейный клуб «Александровка» для размещения частного детского сада и школы.

Указанные договоры действуют по настоящее времени, в материалы дела представлены платежные поручения по оплате ООО «Семейный клуб «Александровка» арендной платы и коммунальных услуг за 2022 год, подтверждающие исполнение сторонами договоров аренды.

Основной вид деятельности арендатора согласно открытым сведениям из ЕГРЮЛ - предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91).

Услуги по уходу за детьми являются бытовыми в соответствии с ГОСТ Р 57597-2017.

 Так, согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 57597-2017 услуги по уходу и присмотру за детьми предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, которым утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации.

Из пункта 1 названных Правил следует, что главным критерием бытовых услуг является их оказание гражданам исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отнесение услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91) к бытовым услугам подтверждается также соответствующим Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р (Приложение № 1 к Распоряжению).

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (код 88.91) отнесено к «прочим видам бытовых услуг» и в соответствии с собирательной классификационной группировке «платные услуги населению», утвержденной Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244.

При этом факт оказания арендатором самостоятельного вида услуг по присмотру и уходу за детьми, Министерство не оспаривает.

Из фото-таблицы, приложенной к Акту обследования от 07.06.2020 № 20/004-П, также следует, что помещения здания фактически используются для размещения объекта бытового обслуживания - детского сада.

На поэтажных планах заявителя сделаны записи о дополнении к выводам инспектора о том, что помещения на подвальном, первом, втором и мансардном этажах используются для бытового обслуживания, а именно, оказания платных услуг по дневному уходу за детьми.

Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что более 20 % от общей площади здания фактически используется для целей размещения объектов бытового обслуживания, что подтверждает выполнение условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ в отношении названного здания.

В настоящем случае, спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050409:341 с разрешенным использованием «деловое управление».

В соответствии Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, подраздел «деловое управление» (код 4.1) входит в раздел «предпринимательство», которое предполагает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.

Таким образом, нежилое здание расположено на земельном участке, разрешенный вид использования которого предполагает размещение объектов недвижимости для осуществления торговой и иной предпринимательской деятельности.

Данные обстоятельства ранее неоднократно устанавливались судами при рассмотрении дел №№ А41-78349/20, А41-24287/21.

Исходя из полученных Министерством в порядке ведомственного взаимодействия документов и установленных по арбитражным делам обстоятельств, следовало, что спорный объект относится к административно-деловым центрам/торговым центрам, в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечает критериям, заложенным в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области».

Следовательно, у государственного органа имелись основания включать объект недвижимого имущества в Перечень на 2022 год.

Вопреки доводам Министерства, направление письма от 25.03.2022 № 15исх-7343 об отсутствии оспариваемого бездействия не свидетельствует, так как обществом не просит признать незаконным бездействие по не рассмотрению обращения от 18.02.2022 № И2022/02-5, а указывает, что в установленном порядке уполномоченный орган должен был включить объект в Перечень при подготовке Распоряжения от 29.11.2021 №15ВР-2199, в том числе, учитывая уже состоявшиеся судебных акты между теми же сторонами.

В настоящем случае, при наличии соответствующей информации о назначении спорного объекта, Министерство соответствующих мер по его включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не приняло.

При этом, суд не может признать достаточным при определении данного перечня действий Министерства по запросу информации только лишь у глав городских округов и муниципальных районов Московской области, без учета сведений о зарегистрированных объектах, в том числе, находящихся в общем доступе для всех заинтересованных лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Министерство неправомерно при определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не включило в него спорный объект заявителя, что повлекло завышение налоговой базы для общества при исчислении налога на имущество организаций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества подлежал включению в перечень, утвержденный Распоряжением от 27.11.2017 № 13ВР-1746, суд полагает возможным обязать Министерство с целью восстановления нарушенного права общества включить их в перечень, определенный распоряжением, и совершить действия, предусмотренные в связи с этим пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на сайте в сети Интернет).

При обращении в суд общество платежным поручением от 29.03.2022 № 46 оплатило госпошлину в размере 3 000 рублей.

В связи с тем, что требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме, в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме   3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в не включении объекта недвижимого имущества – нежилого здания «Общественно-административный центр в КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854, в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений) на 2022 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением от 29.11.2021 №15ВР-2199.

Обязать Министерство имущественных отношений Московской области включить объект недвижимого имущества – нежилое здание «Общественно-административный центр в КП «Александровский» общей площадью 2 862,6 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Красногорский район, д. Александровка, бульвар Александра Первого, д.1, с кадастровым номером 50:11:0050409:854, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, который утвержден Распоряжением Мособлимущества от 29.11.2021 № 15ВР-2199, направить измененный перечень в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети «Интернет» в установленном порядке.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Орион» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                                              А.А. Обарчук