ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-23348/11 от 15.02.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«12» марта 2012 г. Дело № А41-23348/11

Резолютивная часть решения объявлена «15» февраля 2012 г.

Текст решение изготовлен в полном объеме «12» марта 2012 г.

Арбитражный суд Московской области

в составе: судьи Васильевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Донцовым А. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГК «Российские автомобильные дороги»

к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

3-и лица: ФГУ «Дороги России Федерального дорожного агентства», Министерство обороны РФ, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, СНТ «Фиалка-2», Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве

об оспаривании решения от 02.03.2011 № МО-11/РКФ/1-45346 и обязании снять с временного учета земельные участки,

при участии в заседании:

от заявителя – Сорокин Д. В., паспорт, дов. от 27.05.2011,

от заинтересованных лиц: от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области – Носков М. Ю., паспорт, дов. от 30.01.2012; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Новак Ю. А., удостоверение, дов. от 16.01.2012,

от третьих лиц: от ФГУ «Дороги России Федерального дорожного агентства» - не явился, извещено; от Министерства обороны РФ – Мадзаева Е. В., удостоверение, дов. от 29.06.2011; от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области – не явился, извещена; от СНТ «Фиалка-2» - Момотенко В. Н., паспорт, председатель; от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве – Присакарь А. А., паспорт, дов. от 14.11.2011,

установил:

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений, т. 3 л. д. 52), в котором просит:

- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 и установлению в результате данных незаконных действий границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146, ранее стоящем на кадастровом учете без установленных границ;

- обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу снять с временного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146.

В качестве заинтересованных лиц, в отношении которых предъявлены требования, в деле участвуют ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГУ «Дороги России Федерального дорожного агентства», Министерство обороны РФ, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, СНТ «Фиалка-2», Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.

В обоснование своих требований заявитель указал, что при наличии сведений в государственном кадастре объектов недвижимости о временном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 отсутствует возможность постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, необходимого для строительства автомобильной дороги общей площадью 3612 кв. м в кадастровом квартале 50:20:0040111 из земель неразграниченной государственной собственности.

В отзыве на заявленные требования Управление Росреестра по Московской области просило отказать в их удовлетворении.

В отзыве на заявленные требования Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве поддержало заявленные требования.

08.02.2012 в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании судом объявлен перерыв до 15.02.2012, о чем вынесено протокольное определение.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено, в порядке ч. 5 ст. 163 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие представителей ФГУ «Дороги России Федерального дорожного агентства», Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, уведомленных о времени и месте судебного заседании надлежащим образом.

Представителем ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области заявлено устное ходатайство о проведении в отношении последнего процессуального правопреемства в связи с реорганизацией в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Суд в порядке ст. 48 АПК РФ произвел процессуальное правопреемство.

С учетом того, что представителями ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области являются бывшие сотрудники ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, суд продолжил судебное разбирательство.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 1708-р «Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» утвержден инвестиционный проект «Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с   федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск» (соединительная автомобильная дорога от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с ул. Молодогвардейской до автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск)».

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2010 № 2246-р ответственным исполнителем указанного инвестиционного проекта является Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 № 511-р заключено концессионное соглашение между Российской Федерацией в лице Росавтодора и ООО «Северо-западная концессионная компания» (от 27.07.2009 № К-2 о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «скоростной автомобильной дороги Москва -Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км»).

Полномочия концедента от имени Российской Федерации при исполнении концессионного соглашения осуществляет Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (распоряжение Правительства РФ от 24.04.2007 № 512-р (ред. от 11.05.2010).

В соответствии с Передаточным актом от 30.04.2010 № 1-ГК строящийся новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск» (далее - Дорога) передан Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в доверительное управление.

Согласно п. 6 части 2 ст. 37 Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 20.03.2011) «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и поручения Федерального дорожного агентства от 07.06.2010 № 01-24/6016 Государственная компания «Российские автомобильные дороги» наделена правом на обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества.

В результате мероприятий по подготовке территории для строительства Дороги 04.06.2007 подписан акт о выборе земельного участка для строительства.

26.07.2007 Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом издано распоряжение № 2741-р «О предварительном согласовании места размещения нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск) в Московской области».

01.04.2011 Росавтодором издано распоряжение № 298-р «О предварительном согласовании места размещения объекта «Строительство нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск (соединительная автомобильная магистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск), Московская область», которым утвержден акт о выборе земельного участка от 04.06.2007 площадью 2933103 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в соответствии с проектом границ (проектом территориального землеустройства), утвержденным руководителем администрации Одинцовского муниципального района, кроме того, предварительно согласовано Государственной компании «Российские автомобильные дороги» место размещения объекта «Строительство нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск (соединительная автомобильная магистраль от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск), Московская область».

Заявитель указал, что согласно проектным решениям и решению о предварительном согласовании места размещения Дороги в полосу отвода Дороги попадает земельный участок площадью 3612 кв. м в кадастровом квартале 50:20:0040111 из неразграниченной государственной собственности, расположенный севернее г.п. Одинцово Московской области.

С целью формирования и постановки на государственный кадастровый учет указанного земельного участка общей площадью 3612 кв.м. в кадастровом квартале 50:20:0040111 из неразграниченной государственной собственности, расположенного севернее гл. Одинцово Московской области подрядной организацией Государственной компании в орган кадастрового учета подано заявление вх. № 5020/102/10-8322 от 27.12.2010 о проведении государственного кадастрового учета, однако в отношении поданных документов органом кадастрового учета принято решение об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 02.03.2011 № МО-11/РКФ/1-45346.

Причиной отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3612 кв. м являются следующие обстоятельства:

- местоположение земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, полностью совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:193;

- не использованы сведения ГКН на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040111:193.

По сведениям, полученным от ФГУ «Дороги России», земельный участок с кадастровым номером 50:20:0040111:193 и земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 сформированы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование для ведения личного подсобного хозяйства рабочих и служащих в/ч 75105 подсобному хозяйству «Фиалка» на основании государственного акта за № 235. Государственный акт выдан ПХ «Фиалка» в соответствии с Постановлением главы администрации Одинцовского района от 06.11.1992 № 1565.

Согласно п. 16 кадастровой выписке о земельном участке от 28.09.2009 № 2.5020/208/09-26902 граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Заявитель, считая действия Управления Росреестра по Московской области по постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 и установлению в результате данных действий границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146, ранее стоящем на кадастровом учете без установленных границ незаконными, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 1Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации Одинцовского района от 06.11.1992 № 1565 земельный участок площадью 3,00 га изъят из земель Пионерского лесничества и предоставлен войсковой част 75105 для ведения личного подсобного хозяйства служащих части в бессрочное пользование, утверждены границы данного земельного участка.

На основании данного постановления подсобному хозяйству «Фиалка» выдан Государственный Акт № 235 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 3, 00 га для ведения личного подсобного хозяйства рабочих и служащих в/ч 75105.

В материалы дела представлена кадастровая выписка указанного земельного участка от 11.01.2012 № МО-12/ЗВ-5473, в котором отражено, что данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ПХ «Фиалка», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 30.11.1992. Из данного земельного участка образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196.

В материалы дела также представлены кадастровые выписки о земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196  от 03.02.2012 №№ МО-12/ЗВ-61068, МО-12/ЗВ-61072, МО-12/ЗВ-61096, МО-12/ЗВ-61076, соответственно, в п. 17 которых отражено, что сведения о данных земельных участках носят временный характер, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 02.09.2010.

Из представленных суду кадастровых дел объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 следует, что с соответствующими заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков обратилось Нелипович Е. Л., действовавшая от имени ООО «ГеоТехнолигия» и в интересах СНТ «Фиалка-2».

Согласно Уставу СНТ «Фиалка-2», утвержденному решением общего собрания членов товарищества от 11.03.2006 № 2, данное товарищество как некоммерческая организация учреждена гражданами – рабочими и служащими в/ч 75105 на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения садоводства и организации здорового отдыха садоводов и членов их семей. Товарищество образовано на базе подсобного хозяйства «Фиалка» от войсковой части 75105, на земельном участке размером 2,60 га, выделенном в бессрочное пользование Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 06.11.1992 № 1565 для ведения садоводства и личного подсобного хозяйства рабочими и служащими в/ч 75105. Государственный Акт на землю выдан Администрацией Одинцовского района подсобного хозяйству «Фиалка» от в/ч 75105 и зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 235 (п. 3 Устава).

В материалы дела представлено письмо в/ч 75105 от 07.05.2010 № 297, адресованное Руководителю администрации Одинцовского муниципального района Московской области, в котором в/ч 75105 подтверждает переименование в 2005 году подсобного хозяйства «Фиалка» на СНТ «Фиалка-2».

На основании вышеизложенного, доводы заявителя о том, что подсобное хозяйство «Фиалка» и СНТ «Фиалка-2» являются различными субъектами, судом отклоняются, как необоснованные и противоречащие материалам дела.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 указанной статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», перечислены необходимые для кадастрового учета документы представляемые заявителем вместе с заявлением.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены основания для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, а именно, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

9) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

10) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

11) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

12) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

13) в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

14) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, отличается от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;

15) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.

Поскольку основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, органом кадастрового учета приняты соответствующие решения о постановке земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 на государственный кадастровый учет, сведения о которых носят временный характер.

Как установлено судом, граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146, из которого образованы указанные выше земельные участки, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и он не снят с кадастрового учета, о чем свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке от 03.02.2012 № МО-12/ЗВ-61382.

Суд также отмечает, что согласно, представленного в материалы дела Акта о выборе земельного участка для строительства от 04.06.2007, являющегося неотъемлемой частью распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.07.2007 №2741-р к изъятию у подсобного хозяйства «Фиалка» из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146 планировалось 637 кв. м. (т. 1 л.д. 28, 29, 32), тогда как сформирован был земельный участок площадью 3612 кв. м. документов обосновывающих изменение планируемой площади и увеличение ее почти в 6 раз суду не представлено.

С учетом изложенного, заявленные ГК «Российские автомобильные дороги» в рамках рассматриваемого дела требования, в том числе требование о признании незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0040111:193, 50:20:0040111:194, 50:20:0040111:195, 50:20:0040111:196 и установление в результате данных незаконных действий границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040111:146, ранее стоящем на кадастровом учете без установленных границ, свидетельствуют о наличии спора о границах земельных участков, об их площади, то есть спора о праве, который не может быть рассмотрен в рамках данного дела, рассматриваемого в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 № 2420/11, согласно которому системное толкование статей 24, 25, подпункта 4 пункта 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости позволяет прийти к заключению об ошибочности выводов судов о том, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений, имеющих временный характер о земельных участках, границы которых пересекаются с границей испрашиваемого участка, не является препятствием для реализации права заявителя на формирование испрашиваемого земельного участка.

Президиум указал, что поскольку возник спор относительно границ земельного участка и его площади, данный спор подлежит разрешению по существу.

В ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Глава 20 Гражданского кодекса РФ устанавливает специальные способы защиты прав собственности и других вещных прав граждан и юридических лиц.

Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

На основании вышеизложенного судом установлено, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов.

Кроме того, при обращении с настоящим заявлением в суд, заявителем нарушены процессуальные сроки, предусмотренные ч.4 ст. 198 АПК РФ, т.к. первоначально заявитель обратился 21.06.2011 с требованием об оспаривании решения органа кадастрового учета от 02.03.2011 №Мо-11/РКФ/1-45346, в дальнейшем изменяя предмет требований, заявитель начал оспаривать действия совершенные уполномоченным органом 02.09.2010. Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока заявителем не подавалось.

Пропуск процессуального срока, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку лицо не ограничено в праве на обращение в уполномоченные органы, что подтверждается выводами сделанными Конституционным судом РФ в определении от 18.11.2004 №367-О.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Таких доказательств суду не представлено.

На основании вышеизложенного у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья Е. В. Васильева