ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-2394/18 от 18.04.2018 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

04 мая 2018 года Дело №А41-2394/18

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2018 года

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи Кузьминой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шиляевым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ИП Маричика Дениса Александровича (ИНН 502411524745, ОГРН 317502400001532; дата рождения: 29.10.1984г., место рождения: г. Красногорск Московская обл.; юридический адрес: 143532, Московская обл., р-н Истринский, д. Надовражино, д. 22; дата регистрации - 13.01.2017);

к Управлению Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561; юридический адрес: 143403, Московская область, Красногорский район, город Красногорск, Речная улица, 8; дата регистрации - 21.12.2004);

Доп. адрес: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д.13

Третье лицо:

- ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области 143026, Московская обл., Одинцовский р-он, р.п. Новоивановский, ул. Агрохимиков, д. 6

- Грищенко Иланна Алексеевна (39631, г. Украина, Полтавская обл., г. Кременчуг, ул. Московская, д.7, кв.58)

о признании незаконным решения, обязании осуществить кадастровый учет

при участии: согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ИП Маричик Денис Александрович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее – заинтересованное лицо, управление) со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ):

1. Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 07.11.2017г. № МО-17/РКФ-480924 о приостановлении кадастрового учета

2. Признать незаконным решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.11.2017г. №50/17

3. Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области №МО-18/РКФ-44098 от 07.02.2018г.

4. Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана, поданного с заявлением о государственной регистрации права от 01.11.2017г. № 50-0-1-296/3001/2017-16665.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Грищенко И.А. и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, представитель заинтересованного лица возражал в удовлетворении требований по доводам, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено в порядке ст. 200 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Решением Истринского городского суда от 08.11.2016г. по делу №22-3179/2016:

- произведен раздел земельного участка площадью 2164 кв.м с кадастровым номером 50:08:00502117:71, адрес: Московская область, Истринский район, с.п. Павло-Слободское, д. Зеленково, уч. 23,

- в порядке раздела данного участка в собственность Грищенко А.И. выделен в собственность земельный участок площадью 1564 кв.м;

- в порядке раздела данного участка в собственность Вола Ю.Ц. выделен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м;

- право общей долевой собственности Вола Ю.Ц. и Грищенко А.И. на земельный участок с кадастровым номером 50:08:00502117:71 прекращено.

По заказу Грищенко И.А. заявителем по договору №9-17 от 28.02.2017г. изготовлен межевой план земельного участка площадью 1564 кв.м, выделенного по решению суда в пользу Грищенко И.А. из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050217:71.

Из заключения кадастрового инженера следует, что границы участка установлены в соответствии с решением суда от 14.12.2016г. по делу №А2-3179/16.

07.11.2017г. управлением издано уведомление о приостановлении кадастрового учета в связи с отсутствием согласия Вола Ю.Ц.- второго участника общей долевой собственности на объект учета (л.д. 59-60).

23.11.2017г. решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении учета принято решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению (л.д. 65).

07.02.2018г. управлением принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления.

Считая, что отказ в осуществлении кадастрового учета нарушает права и законные интересы заявителя (согласно п. 2.1. договора №9-17 от 28.02.2017г., работы считаются выполненными предпринимателем после получения Грищенко А.И. выписки из ЕГРН), последний обратился в суд с настоящими требованиями.

Изучив доводы сторон, оценив все представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 закона N 218-ФЗ).

Частью 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 закона N 218-ФЗ).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).

Согласно ч. 12 ст. 29 закона N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Однако обращаясь в суд с требованием о признании незаконным приостановлении государственного кадастрового учета, заявителем не учтено то обстоятельство, что решением №МО-18/РКФ-44098 от 07.02.2018г. в осуществлении кадастрового учета отказано.

Таким образом, поскольку на дату рассмотрения спора заявление предпринимателя фактически было рассмотрено, удовлетворение данного требования не приведет к восстановлению нарушенного права.

Руководствуясь ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016), заявитель просит суд признать незаконным решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.11.2017г. №50/17.

Однако законом N 218-ФЗ не предусмотрено претензионного порядка обжалования действий (приостановка, отказ) Управления Росреестра Московской области в рассматриваемом случае. Следовательно, положения ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Кроме того, Согласно ч. 12 ст. 29 закона N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке, а обжалование в апелляционной комиссии осуществляется в административном порядке, независимо от судебного.

Заявитель также просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области №МО-18/РКФ-44098 от 07.02.2018г. об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В обоснование отказа управление указало на то, что заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления учета.

Однако заинтересованным лицом не учтено то обстоятельство, что межевой план фактически составлен во исполнение решения Истринского городского суда от 08.11.2016г. по делу №22-3179/2016.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 14 закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Пунктом 7 части 2 статьи 14 закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Положения части 4 статьи 18 закона N 218-ФЗ устанавливают, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Выделение земельного участка площадью 1564 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050217:71 установлено решением Истринского городского суда от 08.11.2016г. по делу №22-3179/2016, в решении также указаны координаты поворотных точек такого участка.

При этом, в межевом плане, представленном в Управление Росреестра по Московской области, данная информация отражена.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 21.07.2009 N 132 сформулировал правовую позицию, согласно которой судебный акт является самостоятельным основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали основания для отказа в государственном учете.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (п. 2 ст. 201 АПК РФ).

Следовательно, требование о признании такого отказа незаконным подлежит удовлетворению.

В целях устранения нарушенных прав суд обязывает Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана, поданного с заявлением о государственной регистрации права от 01.11.2017г. № 50-0-1-296/3001/2017-16665.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181, 201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

1. Требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области №МО-18/РКФ-44098 от 07.02.2018г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.

Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельного участка на основании межевого плана, поданного с заявлением о государственной регистрации права от 01.11.2017г. № 50-0-1-296/3001/2017-16665.

В остальной части заявленных требований отказать.

2. Взыскать с Управления Росреестра по Московской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья Кузьмина О.А.