Арбитражный суд Московской области
проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«17» марта 2009 г. Дело № А41-25578/08
Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2009 г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 17 марта 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вела судья Севостьянова Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя военного прокурора Московского военного округа в интересах Территориального управления по управлению государственным имуществом по Московской области
к Совету депутатов г.ФИО4 Московской области, Комитету имущественных отношений администрации г.ФИО4 Московской области
третьи лица: Объединенный военный комиссариат г.ФИО4, Министерство обороны Российской Федерации
об оспаривании решения от 10 сентября 2008г. №341/53 и действий
при участии в заседании:
от заявителя: военный прокурор Носова Е.Г., удостоверение № 004385
от Совета депутатовг.ФИО4: ФИО1, представитель по доверенности от 24.12.2009г. № 126-ГС
от КУИ: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2009г. №1
от ОВК: военком ФИО3, представитель по доверенности от 06.03.2009г.
от Министерство обороны РФ: не явился, извещен
установил:
Заместитель военного прокурора Московского военного округа в интересах Территориального управления по управлению государственным имуществом по Московской области (далее – военный прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Совету депутатов г.ФИО4 Московской области (далее - Совет депутатов), Комитету имущественных отношений администрации г.ФИО4 Московской области ( далее – КУИ г.ФИО4) со следующими требованиями:
1. Признать недействительным решение Совета депутатов г. ФИО4 Московской области от 10 сентября 2008 года № 341/53 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность г. ФИО4 Московской области».
2. Признать незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области по включению в реестр муниципальной собственности г. ФИО4 Московской области части здания - нежилое помещение, подвал, лит. Б, расположенного по адресу: <...> д. ЗА, пом. II, общей площадью 514 кв.м.
3. Обязать Комитет имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области исключить из реестра муниципальной собственности г. ФИО4 Московской области часть здания - нежилое помещение, подвал, лит. Б, расположенного по адресу: <...> д. ЗА, пом. II, общей площадью 514 кв.м.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Объединенный военный комиссариат г.ФИО4 (далее – ОВК г.ФИО4, военкомат).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель заявителя прокурор в судебном заседании требования поддержала.
Представитель Совета депутатов в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель КУИ г.ФИО4 в судебном заседании с требованиями не согласилась.
Представитель ОВК г.ФИО4 в судебном заседании требования поддержал, пояснив, что военкомат расположен по адресу <...> занимает все здание, органы местного самоуправления никогда не располагались в указанном здании.
Министерство обороны Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Спор рассмотрен в порядке, предусмотренном ч.3 ст.156, ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие его представителей.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Решением исполнительного комитета Калининградского городского Совета народных депутатов Московской области от 11.06.1982г. № 323/10 «О распределении площади спроектированного здания военкомата ул. Болдырева, 3», площадь спроектированного здания военного комиссариата распределялась следующим образом: первый и второй этажи - для размещения Калининградского городского военкомата; третий этаж - для размещения штаба гражданской обороны города и городских курсов гражданской обороны; встроенное убежище 3-го класса на 150 рабочих мест под запасный пункт управления партийных и советских органов.
В период с января 1985 года по декабрь 1988 года по адресу: Московская область, г. Калининград (ныне - г. Королев), ул. Болдырева, д. 3 произведено строительство 3-х этажного здания горвоенкомата с встроенным пунктом управления гражданской обороны. Заказчиком строительства являлось предприятие п/я М-5539 (ныне ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»).
В соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством Горвоенкомата от 31 декабря 1988 года под председательством первого заместителя руководителя предприятия п/я 5539 (Заказчик), заместителя председателя - военного комиссара г. Калининграда (ныне - г. Королев) здание военного комиссариата принято в эксплуатацию.
Приказом Московского областного военного комиссара № 152 от 12 августа 1991 года Калининградскому горвоенкому предписано принять от ЦНИИМАШ на баланс здание горвоенкомата.
Согласно акту приемки-сдачи здания горвоенкомата, коммунальных
сооружений и оборудования, территории ГВК от 12 августа 1991 года
первый заместитель ЦНИИМАШ сдал, а комиссия Калининградского
городского военного комиссариата приняла здание военкомата площадью
1877 кв.м., в том числе спецподвал - 616,4 кв.м., помещение гаража - 350
кв.м., земельный участок - 1 га, забор железобетонный - 286 м.пог., забор
металлический 135 м.пог., техническую документацию на здания, сооружения и оборудования.
В настоящее время в спорном подвальном помещении расположен пункт управления ОВК г. Королев - база мобилизационного развертывания и привлечения граждан в аппарат усиления военного комиссариата.
В ходе прокурорской проверки был выявлен ненормативный правовой акт органа местного самоуправления - решение Совета депутатов г. ФИО4 Московской области от 10 сентября 2008 года № 341/53 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность г. ФИО4 Московской области» в соответствии с которым объект недвижимости подвальное помещение здания ОВК г. ФИО4 общей площадью 514 кв.м., расположенного по адресу: <...> д. ЗА, признан муниципальной собственностью.
Во исполнение указанного решения, согласно выписке из реестра Муниципальной собственности г. ФИО4 Московской области от 19 сентября 2008 года, Комитетом имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области в реестр муниципальной собственности внесена часть здания - нежилое помещение, подвал, лит. В, расположенное по адресу: <...> д. ЗА, пом. 11, общей площадью 514 кв.м.
Заявитель считает, решение Совета депутатов г. ФИО4 Московской области от 10 сентября 2008 г. № 341/53 является недействительным, а действия Комитета имущественных отношений администрации г. Королев по внесению части здания ОВК г. Королев в реестр муниципальной собственности - незаконными, как несоответствующие требованиям закона и нарушающие права и законные интересы других лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду представлены.
Пунктом 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 государственная собственность в Российской Федерации разграничена на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
В приложении 1 к указанному постановлению перечислены объекты, относящиеся к исключительно федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и ведомственной подчиненности предприятий.
Пунктом 2 раздела II приложения № 1 к постановлению № 3020-1 «Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач» установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации относится исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст. И Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в муниципальных образованиях Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Из изложенного следует, что ОВК г. Королев входит в состав Вооруженных Сил РФ, в связи с чем на него в полной мере распространяютсяположения перечисленных нормативно-правовых актов.
Кроме того, в соответствии с п. 2 раздела III «Объекты оборонного производства» Приложения № 1 к Постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Подвальное помещение ОВК г. Королев проектировалось и создавалось именно как убежище 3-го класса, запасный пункт управления государственных органов.
Таким образом, недвижимое имущество здание военного
комиссариата, в том числе подвальное помещение, находится в федеральной собственности, право на которое возникло в силу закона, из ведения военного комиссариата и федеральной собственности никогда не выбывало.
Поскольку право федеральной собственности на здание городского военного комиссариата, в том числе и его подвальное помещение, возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «0 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то в соответствии с п. 1 ст. 6 этого закона, право Российской Федерации на недвижимое имущество признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Включая подвальное помещение здания ОВК г. ФИО4 в перечень объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность г. ФИО4 Московской области, Совет депутатов г. ФИО4 Московской области и Комитет имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области фактически вышли за пределы своих полномочий.
Так, в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2265 органы местного самоуправления имеют право самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, указанных в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1. Данный перечень является исчерпывающим.
В этом же пункте указано, что решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае его несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов гражданина или юридического лица.
В силу ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником здания ОВК г. Королев является государство в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать права владения, пользования и распоряжения своим имуществом другим лицам, оставаясь собственником, обременять и распоряжаться им иными способами.
Таким образом, оспариваемым ненормативным правовым актом фактически изъято у собственника - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области подвальное помещение общей площадью 514 кв.м., в связи с чем ущемлены его права и охраняемые законом интересы .
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Совета депутатов г. ФИО4 Московской области от 10 сентября 2008 года № 341/53 «Об утверждении перечня объектов недвижимости, принятых в муниципальную собственность г. ФИО4 Московской области».
Признать незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области по включению в реестр муниципальной собственности г. ФИО4 Московской области части здания - нежилое помещение, подвал, лит. Б, расположенного по адресу: <...> д. ЗА, пом. II, общей площадью 514 кв.м.
Обязать Комитет имущественных отношений администрации г. ФИО4 Московской области исключить из реестра муниципальной собственности г. ФИО4 Московской области часть здания - нежилое помещение, подвал, лит. Б, расположенного по адресу: <...> д. ЗА, пом. II, общей площадью 514 кв.м.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.
Судья Н.В. Севостьянова