ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-28612/16 от 23.06.2016 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

23 июня 2016 года                                                                                           Дело № А41-28612/16

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2016 года

Полный текст решения изготовлен 23 июня 2016 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Обарчука А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шушковой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Кранстройсервис» (ОГРН.1025007110611)

к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН.1037739058653)

об оспаривании действий,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания от 23.06.2015г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кранстройсервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее – Министерство, Минстрой МО) о признании незаконными действий по отказу включить ООО «Кранстройсервис» в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и обязании включить ООО «Кранстройсервис» в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права были нарушены, взыскании государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях к нему.

Министерство против удовлетворения заявления возражало.

Выслушав представителя лица, участвующего в деле, объективно и всесторонне исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что в заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 26.08.2009г. между обществом с ограниченной ответственностью «ВВК-XXI» (Застройщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Гранит XXIвек» (Участник долевого строительства) заключен Договор участия в долевом строительстве от 26.08.2009 № 8/57-58-59, согласно пункта 1.1. которого застройщик принимал на себя обязательства построить многоэтажный жилой дом № 8, расположенный по адресу: Московская область, г. Электросталь, Рабочий проезд, и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участнику долевого строительства двухкомнатную квартиру № 57 общей проектной площадью 68,81 кв.м., расположенную на 9 этаже, однокомнатую квартиру № 58 общей проектной площадью 47,57 кв.м., расположенную на 9 этаже, двухкомнатную квартиру №59 общей проектной площадью 63,96 кв.м., расположенную на 9 этаже.

По условиям Договора уступки права требования от 01.04.2014 № 57 обществу было переданы права (требования) к ООО «ВВК-XXI» по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома в части двухкомнатной квартиры № 57 общей проектной площадью 68,81 кв.м., расположенной на 9 этаже.

В связи с неисполнением застройщиком своих обязательств по передаче объекта долевого строительства общество обратилось с Заявлением о включении в реестр  граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (письмо от 28.03.2016 № 145).

Письмом от 31.03.2016 № 20 исх-5887/93 заявителю отказано во включении организации в Реестр по причине его несоответствия критериям отнесения граждан к числу пострадавших.

Не согласившись с действиями Минстроя МО по отказу, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При этом, суд считает необходимым отметить, что проверка законности совершенных действий и принятых ненормативных актов осуществляется на дату их совершения/принятия и исходя из тех правовых оснований, которые были положены уполномоченным органом в их основание.

В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об участии в долевом строительстве) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,  и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В силу пункта 4 Правил включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр), подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Согласно Критериям основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются следующие обстоятельства:

просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);

признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении такого лица процедуры банкротства или ликвидации являются основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (подпункты 3, 6, 9 пункта 2 Критериев).

Пунктом 14 Правил предусмотрены основания для отказа во включении заявителя в Реестр, к которым отнесены:

1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 Правил;

3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель, и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;

4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

В настоящем случае, с учетом установленного пунктом 1.6 Договора участия в долевом строительстве от 26.08.2009 № 8/57-58-59 срока сдачи объекта в эксплуатацию (конец IIквартала 2010 года), как пояснил представитель общества в судебном заседании в дальнейшем срок сдачи объекта был продлен до 2011 года, т.е. на момент обращения общества в Минстрой МО просрочка исполнения обязательства по передаче объекта капитального строительства составила более 9 месяцев.

Между тем, в силу частей 4 и 7 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве и положений Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403, уполномоченный орган устанавливает критерии и правила ведения реестра лишь граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших.

Так, в частности частью 4 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве предусмотрено, что уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Следовательно, ведение реестра предусмотрено лишь в отношении такой категории лиц как граждане, которые участвовали в долевом строительстве, в результате непредвиденных обстоятельств не получили объект долевого строительства и в силу этого относятся к пострадавшим.

Несмотря на то, что согласно части 1 статьи 1 Закона об участии в долевом строительстве Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости как граждан, так юридических лиц, положения статьи 23 названного Федерального закона не предусматривают возможность включения в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены юридических лиц.

Конкретной нормы права, которая бы допускала включение в спорный Реестр юридического лица, а не только граждан, заявителем не приведено. 

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду правомерности отказа Минстроя МО включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены иного субъекта гражданских правоотношений – юридического лица.

Кроме того, в настоящем деле суд не усматривает нарушения каких-либо прав и законных интересов общества, поскольку на момент заключения Договора уступки права требования от 01.04.2014 № 57 просрочка исполнения застройщиком обязательств по передаче объекта капитального строительства составила более 2-х лет, однако заявитель несмотря на данное обстоятельство заключил договор уступки и в дальнейшем начал принимать меры по получению от застройщика или уполномоченных органов, которые не имеют отношения к застройщику, имущества или денежных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                                              А.А. Обарчук