Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26 января
А41-29212/10
«__» ___________ 2011 г. Дело № _____________________
резолютивная часть решения объявлена 19 января 2011 года,
полный текст решения изготовлен 26 января 2011 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
Государственного унитарного предприятия «Жилищное хозяйство» г. Байконур
секретарь судебного заседания Горячева О.В.
судьи Сороченковой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ______________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго», ГУП «Производственное объединение «Горводоканал», ГУП «Газовое хозяйство», Администрация города Байконур, третье лицо – ГУП «Информационный расчетный центр»
к _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
признании права осуществления деятельности как исполнителя коммунальных услуг
согласно протоколу судебного заседания
при участии в заседании:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
установил: Государственное унитарное предприятия "Жилищное хозяйцство" г.Байконур обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Производственно-энергетическое объединение "Байконурэнерго", Государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Горводоканал", Государственному унитарному предприятию "Газовое Хозяйство", Администрация города Байконур об обязании Администрации города Байконур привести в соответствие с действующим законодательством порядок взаимодействия между РСО-ответчиками и истцом, определив Истца Исполнителем коммунальных услуг, как балансодержателя и эксплуатирующую организацию; об обязании РСО-Ответчиков заключить договоры поставки коммунальных ресурсов с Истцом, а Истца с потребителями – нанимателями жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела судом было рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета иска, согласно которому истец просит признать за ГУП «Жилищное хозяйство» право осуществления деятельности как исполнителя коммунальных услуг, исходящее из требований ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации и Уставом ГУП ЖХ, оказывать жилищно-коммунальные услуги гражданам-нанимателям жилых помещений в г.Байконуре, в том числе коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению самостоятельно или посредством заключения договоров снабжения (купли-продажи) с ресурсоснабжающими организациями, а также на основании ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществлять сбор платежей за фактически оказанные услуги.
К участию в деле было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ГУП «Информационный расчетный центр».
Отводов нет. Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Ответчики ГУП «Производственное объединение «Горводоканал», ГУП «Газовое хозяйство» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ч.1 ст.123 п.3 ст.156 АПК РФ.
Истец настаивал на удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений (т. 2 л.д 28-36). Ссылается на нарушение Ответчиками норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, повлекшего за собой нарушение прав Истца, а также прав граждан - нанимателей жилых помещений города Байконур, в чьих интересах Истец осуществляет свою деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Ответчики не признают за Истцом статуса Управляющей компании и исполнителя коммунальных услуг, обосновывая это отсутствием у Истца договора на управление жилищным фондом и особенностью регулирования правоотношений на территории города Байконур в условиях аренды на основании международных соглашений. В связи с чем, Истец лишен возможности в полной мере осуществлять свои права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уставом предприятия, по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города Байконур и оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Ответчики и третье лицо против удовлетворения исковых требований возражали.
Ответчик ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнению к отзыву (т. 1 л.д. 41-44, т. 2 л.д. 137-144).
Ответчик ГУП «Газовое хозяйство» против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т. 1 л.д. 73-79).
Ответчик ГУП «Производственное объединение «Горводоканал» против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (т. 1 л.д. 54-56).
Ответчик Администрация города Байконур против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнению к отзыву (т. 1 л.д. 98-109).
Заслушав сторон, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1. Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 года город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях его аренды Российской Федерацией.
В соответствии с п.п.2, 3 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995г., на территории города размещены объекты космодрома "Байконур", а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города.
На период аренды комплекса "Байконур", город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
В соответствии со статьями 7, 8 Соглашения о статусе города Байконур Глава городской администрации вправе утверждать схемы управления отраслями городского хозяйства, утверждать уставы (положения), определяющие статус предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении городской администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения о статусе города Байконур в пользовании и владении городской администрации находятся объекты, переданные по актам приема-передачи объектов комплекса «Байконур».
Согласно пункту 5 статьи 10 Соглашения о статусе города Байконур приватизация объектов и имущества, переданного в аренду городской администрации, не проводится.
В соответствии со ст. 2 Договора аренды комплекса Байконур между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994г. арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду комплекс Байконур с объектами, указанными в приложении к Договору аренды. Согласно п.25 приложения № 1 Договора аренды, в перечень передаваемых объектов включен город Ленинск (Байконур), с расположенными на его территории зданиями, сооружениями и объектами инфраструктуры.
В соответствии с п.п.3.3 ст.3 вышеуказанного Договора аренды, для обеспечения необходимых условий функционирования комплекса Байконур арендатор, с участием арендодателя, поддерживает и развивает социально-бытовую сферу и инфраструктуру г. Ленинска.
В соответствии с полномочиями, изложенными в Соглашении, Глава администрации города Байконур, в том числе, утверждает уставы (положения), определяющие статус предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении городской администрации.
Исходя из ст. ст. 113, 114 ГК РФ ст. 3, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", можно сделать вывод, что право государственного унитарного предприятия осуществлять конкретную деятельность возникает на основании его устава, утвержденного учредителем.
Как следует из п. 1 ст. 3 ФЗ № 161-ФЗ, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно этому положению унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью и не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ наряду с обязательным наличием в уставе цели деятельности предприятия также необходимо определение в нем и предмета деятельности. При этом п. 3 ст. 9 ФЗ № 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия в обязательном порядке должен содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности.
В соответствии с Уставом Истца, утвержденным в новой редакции распоряжением Главы администрации города Байконур от 13.08.2003г. № 01-219р (с последующими изменениями и дополнениями), предприятие создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения городских социально-экономических заказов по эксплуатации жилищного фонда, производственных помещений, находящихся на балансе Истца, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Из Устава истца, утвержденного распоряжением Главы администрации г. Байконур от 13.08.2003 г. № 01-219р с дополнениями, утвержденными распоряжением от 4.09.2009 г. № 01 -249р, следует, что ГУП «Жилищное хозяйство» было создано для осуществления эксплуатации инженерной инфраструктуры города: внутренних инженерных систем и конструктивных элементов зданий, находящихся на балансе предприятия: эксплуатационное обслуживание и ремонт фасадов, кровель, несущих и ограждающих конструкций зданий, ремонт; работы по эксплуатации внутридомовых систем отопления, канализационных систем, внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, систем внутридомового электроснабжения; услуги по ремонту дорожного покрытия; инженерная диагностика технического состояния и функционирования слаботочных систем; эксплуатационный инжиниринг; уборка и общее обслуживание зданий; управление эксплуатацией инженерной инфраструктуры города. Кроме того, истец осуществляет деятельность по проектированию зданий и сооружений, бытовому обслуживанию, выполнению функций заказчика-застройщика.
Для достижения уставных целей, в соответствии со ст.5 Устава, Истец вправе заключать любые, не противоречащие законодательству Российской Федерации сделки и договоры социального найма жилого помещения, а также владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с международными Договорами и Соглашениями.
В соответствии с п. 3. Правил «управляющая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. При этом согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации указанный договор заключается между управляющей организацией и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определен приоритет международного договора над национальным законодательством. Прямое применение на территории города Байконур ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил приведёт к коллизии норм законодательства международного права.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. № 75 установлено, что к претендентам на статус управляющей организации предъявляются, в частности, следующие требования:
- отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов предприятия;
- отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов предприятия.
Для оказания коммунальных услуг населению по электроснабжению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению, газоснабжению Администрацией города Байконур учреждены государственные унитарные предприятия, в предмет деятельности которых входит оказание конкретных коммунальных услуг: ГУП «Производственно-энергетическое объединение «Байконурэнерго» г. Байконур, ГУП «Газовое хозяйство», ГУП «Производственное объединение «Горводоканал».
В настоящее время на территории города Байконур оказание коммунальных услуг гражданам осуществляется на основании договоров, заключаемых непосредственно между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, что не противоречит пункту 3 Правил и соответствует норме, установленной статьей 548 ГК РФ.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 49 Правил Исполнитель, который самостоятельно не производит коммунальных ресурсов, обязан заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Однако, в силу статьи 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Под законом в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК РФ следует понимать лишь федеральный закон, в то время как Правила являются всего лишь подзаконным актом.
Плата за жилое помещение, поступающая на счет ГУП «ЖХ», устанавливается распоряжением Главы администрации г. Байконур и включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши, техническое обслуживание и текущий ремонт общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов, внутридомового газового оборудования и приборов учета (при их наличии) и технических помещений жилого дома; содержание придомовой территории и вывоз твердых бытовых отходов. Тарифы на электроэнергию, тепло, горячую воду, холодную воду и водоотведение, газ устанавливаются Региональной энергетической комиссией.
Для осуществления оплаты населением г. Байконур жилья и коммунальных услуг, упорядочения учета финансовых средств, сокращения расходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства по выполнению функций начисления сумм оплаты за коммунальные услуги населению и другим абонентам, занимающим помещения в жилом фонде распоряжением Главы администрации г. Байконур от 02.04.2007 г. № 01-1 -8р было создано специализированное государственное унитарное предприятие «Информационный расчетный центр».
Согласно п. 2.2 Устава ГУП «ИРЦ» производит, в частности, начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги на основании информации, предоставленной службами ЖКХ, расчет пени за просрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги, расчет субсидий, печатает единый расчетный документ счета-квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации оплачивают услуги ГУРП «ИРЦ» по начислению платы за коммунальные услуги и формирование единого платежного документа на основании договора.
Денежные средства конкретному поставщику коммунальных услуг перечисляются банком, принимающим платеж от населения, на конкретные счета поставщиков ресурсов, минуя посредников.
Истец утверждает, что право осуществления деятельности как исполнителя коммунальных услуг вытекает из требований с. 676 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ и его устава, поскольку он является наймодателем жилых помещений г. Байконур.
Однако с данной позицией нельзя согласиться, поскольку она не основывается на нормах законодательства.
Согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статья 676 ГК РФ предусматривает обязанность наймодателя передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания; осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Статья 65 ЖК РФ содержит перечень прав и обязанностей наймодателя жилого помещения по договору социального найма, среди них право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 6.1 ст. 6 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.) объекты и имущество комплекса "Байконур", находившиеся на территории Республики Казахстан по состоянию на 31 августа 1991 года, являются ее собственностью.
Согласно Приложения № 1 к Договору аренды комплекса «Байконур» в аренду передан город Ленинск с расположенными на его территории зданиями, сооружениями и объектами инфраструктуры.
Жилищный фонд города Байконур является собственностью Республики Казахстан, переданной во владение и пользование администрации города Байконур в соответствии со ст. 10 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 г., а также ст. 6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994 г.
Таким образом, администрация города Байконур как учредитель ГУПЖХ не закрепляла на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием имущество (жилищный фонд города Байконур), в отношении которого не обладает правом собственности, так как право хозяйственного ведения является производным от права собственности, и передать имущество в хозяйственное ведение может только собственник этого имущества.
Пункт 3.4 Устава ГУП «ЖХ» устанавливает, что имущество, находящее в собственности Республики Казахстан, используется им в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской федерации и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994 г. и другими международными документами по комплексу «Байконур».
Как считает истец, для заключения договора энергоснабжения, пункт 2 статьи 539 ГК РФ требует непосредственного присоединения отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства абонента.
Однако, содержание п. 2 ст. 539 ГК РФ, не позволяет утверждать о необходимости непосредственного присоединения энергопринимающего устройства к сетям РСО.
Исходя из п. 2 ст. 539 ГК РФ, заключение договора энергоснабжения возможно при наличии у потребителя энергии соответствующих технических предпосылок: энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования, в том числе приборов учета энергии.
Присоединение энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации может быть и опосредованным (например, через сети третьего лица). В соответствии с п.4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правовым актом, регулирующим взаимоотношения в области электроэнергетики, являются «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года.
Так пунктами 5, 6 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года определено следующее:
«5. Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
6. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства».
Однако, в соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, законами или добровольно взятым на себя обязательством. В то же время ст.ст. 35, 671, 676, 678 ГК РФ, на которые ссылается истец в качестве основания для своих требований, не содержат норм, из которых вытекала бы обязанность ответчиков заключить договоры поставки коммунальных услуг с истцом.
Указанные нормы законы обязывают наймодателя обеспечить нанимателю предоставление коммунальных услуг.
На основании изложенного, учитывая, что истцом не представлено достаточно доказательств в обоснование своих требований, суд считает требования истца необоснованными, не подтвержденными материалами дела и не подлежащими удовлетворению.
Исковое заявление было принято судом к производству без доказательства перечисления в доход федерального бюджета государственной пошлины. Однако данное нарушение арбитражного процесса не должно приводить к нарушению Налогового кодекса РФ. Поскольку в удовлетворении иска отказано, государственная пошлина в размере 4.000 руб. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.102, 106, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия «Жилищное хозяйство» в доход федерального бюджета 4000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Сороченкова Т.В.