ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-29297/14 от 21.07.2014 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

11 августа 2014 года Дело №А41-29297/14

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2014 года

Арбитражный суд в составе судьи М.В. Афанасьевой,

протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания И.А. Султанов,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО "Авиакомпания "Сибирь"

к Отряду пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Домодедово

о признании незаконным и отмене постановления № 3200 от 11.04.2014 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности, доверенность от 13.01.2014 года, паспорт РФ;

от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности, доверенность от 07.07.2014 года, паспорт РФ;

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отряда пограничного контроля Федеральной службы безопасности России в Международном аэропорту Домодедово (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 11.04.2014 года № 3200 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Судом в порядке, предусмотренном ст. 163 АПК РФ, в судебном заседании 14.07.2014 года объявлялся перерыв до 21.07.2014 года.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.

27.03.2014 года в 09 часов 10 минут в аэропорту «Домодедово», при оформлении рейса № 968 ОАО «Авиакомпания «Сибирь», следовавшего по маршруту Ош (Киргизская Республика – Москва (Российская Федерация), в зале «Прилет» выявлен гражданин Республики Казахстан ФИО3 Элдор ДД.ММ.ГГГГ г.р., прибывший на паспортный контроль без документов, действительных для пересечения государственной границы Российской Федерации, что является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ.

По данному факту 28.03.2014 года должностным лицом в отношении ОАО «Авиакомпания «Сибирь» составлен протокол № 3200 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ.

11.04.2014 года административным органом вынесено постановление о привлечении ОАО «Авиакомпания «Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, ОАО «Авиакомпания «Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав
 материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 1 ст. 18.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ), выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Согласно ст. 3 Закона № 114-ФЗ порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации «Государственной границе Российской Федерации» и Законом № 114-ФЗ.

В силу статьи 6 Закона № 114-ФЗ иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.09.2005 г. №575 установлено, что для выезда из Российской Федерации в Киргизскую Республику и въезда в Российскую Федерацию из Киргизской Республики граждан Российской Федерации, а также въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Российской Федерации граждан Киргизской Республики помимо документов, предусмотренных Протоколом к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., подписанным в г. Астане 24 марта 2005 г., используются также следующие документы:

а) для граждан Российской Федерации:

- паспорт гражданина Российской Федерации;

- свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации;

б) для граждан Киргизской Республики:

- удостоверение личности гражданина Киргизской Республики образца 2004 года (пластиковая карточка);

- паспорт гражданина Киргизской Республики образца 1994 года без заполненной загранстраницы;

- свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет) с указанием принадлежности к гражданству Киргизской Республики;

- внутренний паспорт гражданина Киргизской Республики образца 2004 года (ID-карточка).

Судом не принимается довод заявителя о том, что удостоверение личности гражданина Республики Казахстан № 890917302739, предъявленное ФИО3 является действительным для пересечения государственной границы Российской Федерации и что Заявитель во время осуществления международной перевозки действовал строго в рамках закона.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, подписанном в Минске 30 ноября 2000 г. (далее - Соглашение) Граждане государств Сторон независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему Соглашению.

В соответствии с приложением № 2 Соглашения в Перечень документов граждан Республики Казахстан для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории государств - членов Евразийского экономического сообщества входят :

1. Паспорт гражданина Республики Казахстан.

2. Служебный паспорт.

3. Дипломатический паспорт.

4. Паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).

5. Свидетельство на возвращение в Республику Казахстан.

Аналогичный перечень документов содержится в Приложении N 2 к Протоколу, подписанному в Астане 24 марта 2005 г. (далее - Протокол) к вышеуказанному Соглашению.

Совместным заявлением Президента РФ и Президента Республики Казахстан от 17 мая 2005 г. установлена возможность. пересечения российско-казахстанской Государственной границы для граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан по документам, предусмотренным упомянутым Протоколом, а также по внутренним паспортам (удостоверениям личности) и свидетельствам о рождении для детей (граждан Российской Федерации, не достигших возраста 14 лет, граждан Республики Казахстан - 16 лет).

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 341 «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Казахстан» для пересечения российско-казахстанской Государственной границы гражданами Российской Федерации и гражданами Республики Казахстан помимо документов, предусмотренных Протоколом к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Киргизской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., подписанным в г. Астане 24 марта 2005 г., также используются внутренние паспорта (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан) и свидетельства о рождении детей (для граждан Российской Федерации, не достигших 14 лет, и для граждан Республики Казахстан, не достигших 16 лет).

Исходя из вышеизложенного, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан № 890917302739, предъявленное ФИО3 является документом для пересечения только Российско-Казахстанской Государственной границы, то есть по маршруту Республика Казахстан - Российская Федерация (Российская Федерация - Республика Казахстан).

В рассматриваемом случае международная перевозка осуществлялась по маршруту Киргизская Республика - Российская Федерация, в соответствии, с чем удостоверение личности гражданина Республики Казахстан №890917302739, предъявленное ФИО3, не является документом действительным для пересечения Государственной границы РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь», осуществляющая международную перевозку не приняла входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного въезда из Киргизской Республики в Российскую Федерацию гражданина Республики Казахстан ФИО3 Элдор.

В соответствии с частями 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии с требованием ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о недоказанности принятия заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения допущенного нарушения и объективной невозможности соблюдения установленных требований закона.

С учетом изложенного суд считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ, административным органом доказана.

Следовательно, действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ.

В ходе производства по делу об административном правонарушении заявитель не был лишен процессуальных прав и гарантий и мог реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество надлежащим образом уведомлялось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья М.В. Афанасьева