Арбитражный суд Московской области
107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Москва
07 марта 2012 года Дело №А41-29421/11
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2012г.
Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2012г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.В.Севостьянова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Аслануковой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Обществас ограниченной ответственностью «Дизайнстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривания решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 01.02.2012;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 23.09.2011.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дизайнстрой» (далее - ООО «Дизайнстрой», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании письма об отказе в приобретении в собственность земельных участков №1 и №2 от 22.04.2011 №ИС-4961 недействительным, а действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Правительства Московской области незаконными.
До рассмотрения спора по существу, заявитель в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил:
1. Признать письмо об отказе в приобретении в собственность земельных участков №1 и №2 от 22.04.2011 №ИС-4961 недействительным, а действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Правительства Московской области незаконными;
2. Обязать Министерство имущественных отношений Правительства Московской области принять решение о предоставлении ООО «Дизайнстрой» в собственность, за плату, земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0103000:0001 и земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0301000:2;
3. Обязать Министерство имущественных отношений Правительства Московской области в двухнедельный срок, с момента принятия решения о предоставлении ООО «Дизайнстрой» земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0103000:0001 и земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0301000:2, направить в адрес ООО «Дизайнстрой» проект договора.
Уточнения приняты судом.
Представители заявителя в судебном заседании требования с учетом уточнений, поддержали.
В судебном заседании представитель Министерства с требованиями не согласился.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «Дизайнстрой» является собственником объекта незавершенного строительства, общая площадь застройки 130,8 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, Голуая щель, дом б/н (кадастровый номер: 23:40:0202001:0:1), что подтверждается свидетельством о регистрации права от 12.07.2010 № 064129 (т.1, л.д.9). Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0103000:0001, площадью 57 500 кв.м., который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2009 № 669760 относится к собственности Московской области (т.1, л.д. 8).
ООО «Дизайнстрой» является собственником административного здания, общая площадь 1028 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, Автомагисраль «Дон», 1526 км + 200 м вправо (кадастровый номер: 23:40:0201003:0:13), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2010 № 150080 (т.1, л.д. 11). Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0301000:2, площадью 14 500 кв.м., который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.03.2009 № 759942 относится к собственности Московской области (т.1, л.д. 10).
16.07.2010 и 26.07.2010 ООО «Дизайнстрой» обратилось в Министерство имущественных отношений Правительства Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0103000:1 и 23:40:0301000:2, площадью 57 000 кв.м. и 14 500 кв.м., для размещения полигона по испытанию ветроэнергетических установок, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д.13, 16).
В ответ на данное обращение общества Министерство имущественных отношений Правительства Московской области, письмом от 22.04.2011 №ИС-4961 отказала ООО «Дизайнстрой» в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, в связи с ограничением в обороте земельных участков (т.1, л.д. 14-15).
Считая, что отказ Министерства в предоставлении в собственность указанных земельных участков противоречит ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела и представленные суду доказательства в полном объеме, арбитражный суд пришел к выводу, об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду представлены.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. На основании п. 5 данной статьи ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на:земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иных документах.
На основании свидетельств о государственной регистрации права от 10.03.2009 № 759942 и от 23.03.2009 № 669760 земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0301000:2 и 23:40:01:03000:0001 отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности иного специального назначения.
Данные земельные участки были выделены для строительства ветроэнергетической испытательной базы и размещения полигона по испытанию ветроэнергетических установок, что подтверждается:
- Решением Исполкома Геленджикского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.08.1987 № 521;
- Постановлением главы администрации города Геленджика Краснодарского края от 02.02.1993 №226;
- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2011 № 12/102/2011-360;
- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2011№ 12/102/2011-359.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.03.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты иих земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горносанитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время границы и режим округа санитарной охраны г. Гелеидижик не утверждены органами исполнительной власти Краснодарского края.
В письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18.06.2008 указано, что в 2003г. проект «Округ горно-санитарной охраны города-курорта Геленджик Краснодарского края» разработан филиалом по разведке и охране природных и лечебных ресурсов «Геоминвод», в соответствии с данным проектом участки № 1 и № 2 располагаются в 3 зоне санитарной охраны.
В письме администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01.02.2010 № 110-15-790/10-36-07 указано, что по заказу департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края был разработан проект округа санитарной охраны, который администрацией был согласован и направлен в адрес указанного департамента для последующего согласования. В соответствии с данным проектом земельный участок № 2 отнесен ко 2 зоне округа.
Согласно письму Роспироднадзора по Краснодарскому краю от 19.06.2008 № 03-07/2525 на основании проекта «Округ горно-санитарной охраны города-курорта Геленджик Краснодарского края испрашиваемые земельные участки находятся во второй зоне. Вместе с тем, данный проект не утвержден и находится на стадии утверждения. Также в письме Росприроднадзора указано, что согласно кадастровым планам земельных участков, испрашиваемые участки расположены на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи иного специального назначения. Следовательно, не относятся к землям особо охраняемых территорий и соответственно на данные земельные участки не распространяется требование об ограничении их в обороте.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации «О природных ресурсах побережий Черного и азовского морей» № 1470 от 6 июля 1994 Правительству Российской Федерации было поручено утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается, а изменение установленного режима их использования производится с разрешения органа, утвердившего правовой статус этих территорий.
Во исполнения вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р администрации Краснодарского края, администрации Ростовской области совместно с Минприроды России, ГКФТ России, Рослесхозом, Роскомземом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дано поручение разработать и утвердить в 1996 году схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей в лечебно- оздоровительных и экологических целях. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в настоящее время отсутствует.
На основании ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о статусе особо охраняемых природных территориях, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий,природопользователях,эколого-просветительской,научной,экономической, исторической и культурной ценности должны быть включены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Однако, сведения о включении земельных участков в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий отсутствуют, что также подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.07.2010 № 14-303/31459.
На основании изложенного следует, что в настоящее время, а именно до утверждения границ и режима округа санитарной охраны г. Гелендижик, а также схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий отсутствуют основания полагать, что испрашиваемые земельные участки относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, в которых данные участки отнесены к другой категории, а именно категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства, установленного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно в случаях, прямо указанных в законе, в частности, при приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации.
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в силу статьи 28 Закона о приватизации приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования (пункт 6).
Кроме того, сфера действия норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не ограничена лишь земельными участками, на которых расположены объекты недвижимости, приобретенные исключительно в результате приватизации государственного и муниципального имущества. Так, в статье 3 указанного Закона установлено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при приватизации земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Данная норма не содержит прямого указания на то, что такой объект должен быть непременно отчужден из государственной или муниципальной собственности. Земельное и гражданское законодательство России признают земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения самостоятельными вещами, поэтому выкуп находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, осуществляемый собственником здания, строения, сооружения, - это частный случай приватизации государственного (муниципального) имущества, возможность которой не зависит от основания, по которому собственник приобрел здание, строение, сооружение (в результате приватизации, у частного лица по гражданско-правовой сделке, в силу факта создания «для себя» и т.д.). (приватизация земельных участков)
Ограничение возможности приватизации земельного участка под расположенным на нем объектом недвижимого имущества не согласуется с принципом неразрывности судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Также необходимо отметить, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в (выкупе земельных участков установлен ЗК РФ. К таковым, в частности, относятся случаи: изъятия земельного участка из оборота;ограничения в обороте земельного участка (в случае, если федеральным законом не установлено разрешение на предоставление таких участков в собственность граждан и юридических лиц);установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;резервирования земель для государственных или муниципальных нужд .
Отказ в выкупе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по иным, не указанным выше основаниям, не допускается.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2012 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза с целью установления возможности и целесообразности использования спорных земельных участков для проведения испытаний ветроагрегатов различного класса и определения площади территории, необходимой для их проведения. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
А) могут ли являться земельные участки с кадастровыми номерами 50:40:0103000:1 и 23:40:0301000:2 используемыми как единый промышленный объект?
Б) входят ли в округ санитарной охраны курорта Б.Геленджик Краснодарского края (Геленджикская граппа курортов от Кабардинки до Архиво-Осиповки) земельные участки с кадастровыми номерами 50:40:0103000:1 и 50:40:0301000:2?
В) возможно и целесообразно ли использование спорных земельных участков для проведения испытаний ветроагрегатов различного класса и какая площадь необходима для использования объекта недвижимости административного здания нежилое площадью 1028 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0301000:2 площадью 14500 кв.м. для установленного вида разрешенного использования с учетом рельефа местности, особенностей природно-климатических и ветровых характеристик, целей предоставления и с учетом технических, градостроительных, пожарных норм и правил, а также имеющихся обременений (зоны ЛЭП).
Согласно заключению эксперта, составленным экспертным учреждением ООО «Ветер №5», проведенный анализ позволил эксперту сделать следующие выводы по рассматриваем земельным участкам:
1. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0301000:2 площадью 14500 кв.м и 23:40:0103000:1 площадью 57000 кв.м. могут использоваться как единый промышленный объект, понимая под этим совместное использование обоих участков с единым набором целей использования и задач.
2. При проведении экспертизы эксперты не удалось установить, что имеются сведения о включении рассматриваемых земельных участков в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края до настоящего времени не разработана. Таким образом, в настоящее время, а именно до утверждения границ и режима округа санитарной охраны г. Геленджик, а также схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, по мнению эксперта, отсутствуют основания полагать, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:40:0301000:2 и 23:40:01:03000:0001 относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов.
3. На рассматриваемых участках (площадки №1 и №2) возможно и целесообразно проведение испытаний ветроагрегатов различного класса для оценки различных параметров оборудования (мощность, прочность, шумовое воздействие и т.д.), учитывая необходимую для обслуживания строения (административное нежилое здание) площадь на площадке №1 и обременение (зона ЛЭП) на площадке №2. Для проведения таких испытаний понадобится вся территория площадок, т.к. исходя из площади ометаемой поверхности ветроагрегатов, которые могут размещаться на них, меньшая площадь площадок для их испытаний может сделать вообще невозможным проведение таких испытаний, либо привести к искажению конечных результатов за счёт эффекта «затенения» ветроагрегатами друг друга.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что у заинтересованного лица не было достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа ООО «Дизайнстрой» в предоставлении за плату в собственность испрашиваемых им земельных участков.
Следовательно, отказ Министерства имущественных отношений Правительства Московской области в предоставлении в собственность спорных земельных участков лишает ООО «Дизайнстрой» права на приобретение спорных земельных участков в собственность (ст. 36 ЗК РФ).
В силу нормативного единства ст. 65 и п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
Согласно п.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 177, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать письмо об отказе в приобретении в собственность земельных участков №1 и №2 от 22.04.2011 №ИС-4961 недействительным, а действия (бездействия) Министерства имущественных отношений Правительства Московской области незаконными.
Обязать Министерство имущественных отношений Правительства Московской области принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Дизайнстрой» в собственность, за плату, земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0103000:0001 и земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0301000:2.
Обязать Министерство имущественных отношений Правительства Московской области в двухнедельный срок, с момента принятия решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Дизайнстрой» земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0103000:0001 и земельного участка с кадастровым номером: 23:40:0301000:2, направить в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Дизайнстрой» проект договора.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Дизайнстрой" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Выдать справку..
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Судья Н.В.Севостьянова