ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-29521/10 от 25.05.2011 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

03 июня 2011 года Дело №А41-29521/10

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 года

Полный текст решения изготовлен 03 июня 2011 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В.Бычковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожиной Е.И.

рассмотрев в судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Элит Строй»

к Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области;

Управлению архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области

- о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 11.08.2010 года № 1083/2.10 в утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха;

- об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия в отношении заявителя

При участии в судебном заседании:

Явка участников процесса отражена в протоколе судебного заседания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Элит Строй»ИНН <***>, ОГРН <***> (далее по тексту – ООО «Элит Строй», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области (далее по тексту – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 11.08.2010 года № 1083/2.10 в утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха; об обязании заинтересованного лица совершить определенные действия в отношении заявителя.

В качестве второго заинтересованного лица к участию в деле определением суда от 25 января 2011 года было привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

В судебном заседании, состоявшемся 17 мая 2011 года, в соответствии с положениями ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв на срок до 25 мая 2011 года до 14 часов 10 минут.

После перерыва заседание суда продолжено.

В судебном заседании, состоявшемся 17 мая 2011 года, заявитель обратился с письменным ходатайством о переводе привлеченного в качестве заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку у заявителя отсутствуют какие-либо требования к Управлению.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Также представитель заявителя обратился с письменным ходатайством об уточнении заявленных требований.

Заявитель просит арбитражный суд:

- признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 11.08.2010 года № 1083/2.10 в утверждении градостроительного плана земельного участка № RU50511305-01.1.1.2010000 (2010 г.) с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха;

- обязать Администрацию сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области утвердить градостроительный план земельного участка № RU50511305-01.1.1.2010000 (2010 г.) с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха.

Уточненные требования были рассмотрены и приняты арбитражным судом в порядке положений ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель требования (с учетом принятых арбитражным судом уточнений) поддерживает, изложил свои доводы по спору.

Представители Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области; Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области возражают против заявленных требований по мотивам, изложенным в представленных в материалы дела отзывах.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном процессе, арбитражный суд установил следующие обстоятельства спора.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка для размещения торгового комплекса, категория земель – земли поселений, общая площадь 10 000 кв.м., с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 ноября 2006 года 50 НА № 1414301 (т.1 л.д.8).

В целях получения разрешения на строительство Общество 27 апреля 2010 года обратилось в МУП «Архитектуры и градостроительства города Одинцово и пригородной зоны» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее по тексту – ГПЗУ) с приложением пакета необходимых документов.

МУП «Архитектуры и градостроительства города Одинцово и пригородной зоны» разработало и предоставило заявителю ГПЗУ для согласования органом местного самоуправления.

28 июня 2010 года ООО «Элит Строй» обратилось к Главе сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района с просьбой об утверждении ГПЗУ № RU50511305-01.1.1.2010000.

Администрация сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области письмом № 1083/2.10 от 11 августа 2010 года отказала ООО «Элит Строй» в утверждении градостроительного плана в связи с тем, что схема организации дорожного движения не понятна, возможность въезда и выезда и пожарного объезда вокруг здания не подтверждено, градостроительный план заполнен с нарушением Инструкции «О порядке заполнения формы ГПЗУ» (т.1 л.д.14). В том же ответе Администрация просила заявителя вернуться к рассмотрению вопроса строительства торгового комплекса с учетом этажности существующей комплексной застройки и проекта Правил землепользования и застройки на территории сельского поселения Барвихинское. Также Администрация сообщила Обществу о необходимости уменьшения пятна застройки и осуществлять дальнейшее планирование использования территории только в кадастровых границах участка, включая парковку, благоустройство и подъездные пути.

Заявитель, полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ООО «Элит Строй», обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В обоснование своих возражений, Администрация указывает на то, что в соответствии с ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

В соответствии с п.3.1 раздела 3 Постановления Главы Одинцовского муниципального района Московской области № 107-ПГл от 28 июня 2008 года (в редакции от 18.12.2009 года № 242-ПГл) «Об утверждении «Положения о подготовке, утверждении, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории Одинцовского муниципального района Московской области» уполномоченным органам по подготовке, регистрации и учету градостроительных планов земельных участков на территории Одинцовского муниципального района является Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. Таким образом, по мнению заинтересованного лица, уполномоченным органом по подготовке, регистрации, учету и выдаче ГПЗУ является именно Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, а Администрация Барвихинского сельского округа Одинцовского муниципального района Московской области своим письмом, обжалуемым в настоящем споре, не отказало ООО «Элит Строй» в утверждении ГПЗУ, а лишь выразило просьбу при подготовке ГПЗУ учесть правила землепользования и застройки на территории сельского поселения Барвихинское.

Далее, в своих возражениях относительно заявленных требований, Администрация обращает внимание, что в соответствии с генеральным планом территории сельского поселения Барвихинское «Правил землепользования и застройки» 2009 года, раздела 2 общественно-деловой зоны (ОД 1) территория, на которой расположен участок, принадлежащий ООО «Элит Строй», отнесена к зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД 1). Для такой зоны установлены предельные параметры застройки: процент застроенности участка – не более 40%, процент озеленения участка – не менее 10%, что не было отражено в представленных материалах ГПЗУ. Парковочные места для обслуживания торгового комплекса должны располагаться в границах участка, предоставленного под застройку, а не на территории смежных участков, как это указано в чертеже ГПЗУ. На представленном чертеже не указаны минимальные отступы от границ земельного участка, не указана санитарно-защитная зона железной дороги, Рублевского шоссе, не обозначены линии градостроительного регулирования (границы зон действия публичных сервитутов).

Кроме того, обустройство въездов и выездов на участок с Рублевского шоссе требует дополнительных согласований. Письмом Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения 2 СП ДСП ГИБДД на спецтрассе № 45/2-1629 от 20.09.2010 года сообщается, что организация дополнительных заездов-выездов на Рублево-Успенское шоссе для застройки территории между Рублево-Успенским шоссе и веткой Московско-Смоленской железной дороги «Ромашково-Усово-Тупик» недопустима.

Также Администрация ссылается на то, что заявителем не были получены разрешения и заключения соответствующих служб (ФСО и ГИБДД).

По мнению Администрации, следует принять во внимание, что из письма Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области № 674 от 20 ноября 2010 года (т.1 л.д.114), направленного в адрес заявителя и Главы сельского поселения Барвихинское усматривается, что разработчик ГПЗУ – МУП «Архитектура и градостроительство г.Одинцово и пригородной зоны» проводит корректировку материалов градостроительного плана земельного участка в дер.Барвиха с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209. В связи с чем, Управление просит считать выданные по заявлению от 27 апреля 2010 года материалы ГПЗУ утратившими силу.

В своем отзыве на заявленные требования Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области ссылается на то обстоятельство, что ГПЗУ приобретает силу как документ с момента его утверждения органом местного самоуправления, а до этого момента его материалы, также как и любая другая проектная документация, могут уточняться и изменяться. Учитывая обстоятельства, связанные с эксплуатацией спецтрассы (отсутствие необходимых согласований ФСО РФ и Государственной инспекции безопасности дорожного движения), а также учитывая собственные допущенные ошибки, откорректировало материалы Градостроительного плана земельного участка ООО «Элит Строй», согласовало их в установленном порядке и предоставило в распоряжение Администрации сельского поселения Барвихинское и ООО «Элит Строй».

Исследовав в совокупности представленные материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, принимая во внимание обстоятельства спора, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражный суд полагает, что выданный ГПЗУ № RU50511305-01.1.1.2010000 (т.1 л.д.9-13) соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, ст.ст.44, 46 ГрК РФ, Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом № 93 от 11.08.2006 года «О порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка», постановлению № 840 от 29 декабря 2005 года «О форме градостроительного плана земельного участка», постановлению Главы Одинцовского муниципального района Московской области № 107-ПГл от 28.07.2008 года «Об утверждении «Положения о подготовке, утверждении, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории Одинцовского муниципального района Московской области».

Так, в соответствии с п.2.3 Постановления № 107-ПГл от 28.06.2008 года (т.1 л.д.121-130) подготовка ГПЗУ осуществляется при наличии утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории.

Земельный участок, собственником которого является ООО «Элит Строй», расположен на территории, в отношении которой разработана градостроительная документация, в том числе «Проект планировки территории с размещением объектов соцкульбыта вдоль Рублево-Успенского шоссе в районе д.Барвиха, д.Жуковка Одинцовского района» (т.1 л.д.111).

Проект планировки разработан в соответствии со ст.42 ГрК РФ, в том числе рассмотрен на публичных слушаниях (Постановление № 63 от 20.02.2007 года «О назначении публичных слушаний по теме «Рассмотрение проекта планировки и застройки территории в дер.Барвиха: ООО «Элит Строй», ООО «Билдленд»; в дер.Жуковка: ООО «Жуковка-деловой центр», ЗАО «Рельеф», д.66 – т.1 л.д.144), результаты публичных слушаний опубликованы в газете «Новые рубежи» 01.08.2007 года (т.1 л.д.145). Проект планировки утвержден Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района № 2572 от 18.09.2007 года (т.1 л.д.120).

ГПЗУ подготовлен в соответствии с Проектом планировки территории, о чем свидетельствует п.2 ГПЗУ. Чертеж ГПЗУ совпадает с планом Проекта планировки территории, согласован с МУП «Архитектура и градостроительство г.Одинцово».

Генеральный план территории сельского поселения Барвихинское не может являться доказательством, поскольку находится в стадии разработки и не утвержден в установленном законодательством порядке, Правила землепользования и застройки на территории сельского поселения Барвихинское отсутствуют, что подтверждается письмом Главного Управления Архитектуры и градостроительства Московской области № 3/1276 от 29.12.2010 года (т.1 л.д.77), письмом Администрации сельского поселения Барвихинское № 2128/2.10 от 20.01.2011 года (т.1 л.д.147).

Парковочные места на территории смежных участков указаны на чертеже ГПЗУ в соответствии с «Проектом планировки территории с размещением объектов соцкультбыта вдоль Рублево-Успенского шоссе в районе д.Барвиха, д.Жуковка Одинцовского района», утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области № 2572 от 18.09.2007 года, и на который имеется ссылка в ГПЗУ.

Доводы возражений Администрации относительно того, что на чертеже ГПЗУ не указаны минимальные отступы от границ земельного участка, не указана санитарно-защитная зона железной дороги, Рублевского шоссе, не обозначены линии градостроительного регулирования, суд также находит несостоятельными по следующим основаниям.

Минимальные отступы от границ земельного участка в ГПЗУ не указаны по той причине, что согласно ГПЗУ, разработанного в соответствии с «Проектом планировки территории с размещением объектов соцкультбыта вдоль Рублево-Успенского шоссе в районе д.Барвиха, д.Жуковка Одинцовского района», утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области № 2572 от 18.09.2007 года, размещение объекта строительства разрешено на всей площади земельного участка. При этом отсутствие минимальных отступов от границ участка не исключает наличие минимальных отступов равных нулю. Порядок и методика определения минимальных отступов от границ земельного участка законодательно не определены.

Отсутствие указания в ГПЗУ границ зон публичных сервитутов свидетельствует об их отсутствии на территории участка, принадлежащего ООО «Элит Строй».

Кроме того, в связи с тем, что ст.44 ГрК РФ, Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 93 от 11.08.2006 года не предусмотрено положений об указании в составе ГПЗУ сведений о въезде и выезде на участок, доводы Администрации, изложенные в отзыве о том, что обустройство въездов и выездов на участок с Рублевского шоссе требует дополнительных согласований, а также ссылка на Письмо Управления ГИБДД 2 СП ДСП ГИБДД на спецтрассе 45/2-1629 от 20.09.2010 года также является несостоятельной.

Возможность размещения торгового комплекса на земельном участке подтверждена положительным заключением государственной экспертизы ГУМО «Мособлэкспертиза» № 50-1-4-0360-09, утв. 22.05.2009 года (т.1 л.д.81-110). Расположение объекта строительства на земельном участке, пятно застройки, планирование использования территории согласовано Главой сельского поселения Барвихинское в составе Градостроительного решения (архитектурно-планировочное предложение организации территории) и совпадает с чертежом ГПЗУ.

Схема организации движения транспорта и пешеходов для эксплуатации торгового комплекса на земельном участке согласована Управлением ГИБДД ГУВД Московской области, Начальником отдела ГИБДД УВД Одинцовского муниципального района, ОГИББ Одинцовского УВД в подведомственности которых находится расположение объекта (т.1 л.д.149).

Проект «Организация дорожного движения» на внутренней территории и подъездах к зданию торгового комплекса на земельном участке также согласован, что подтверждается письмом Управления ГИБДД ГУВД по Московской области № 21/ДО-1339 от 25 декабря 2007 года (т.1 л.д.146).

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и раскрыть доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Принимая во внимание обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого заявителем отказа.

В соответствии с п.1 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст.104, 167-170, 176, 180-181, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л :

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Элит Строй» требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 11.08.2010 года № 1083/2.10 в утверждении градостроительного плана земельного участка № RU50511305-01.1.1.2010000 (2010 г.) с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха.

Обязать Администрацию сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области утвердить градостроительный план земельного участка № RU50511305-01.1.1.2010000 (2010 г.) с кадастровым номером 50:20:001 04 09:0209, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Барвихинское, деревня Барвиха.

Взыскать с Администрации сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Элит Строй» расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 2 000 руб.

Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.

СУДЬЯ А.В. БЫЧКОВА