ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-29702/18 от 31.05.2018 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

06 июня 2018 года Дело №А41-29702/18

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 06 июня 2018 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судья П.А. Голубков, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М. Лебедевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО "ВОСКРЕСЕНСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ЦУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления от 13.04.2018 года № Пс/0061-0846вн-2018 (в части назначенного наказания),

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

АО "ВОСКРЕСЕНСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Ростехнадзор) об оспаривании постановления от 13.04.2018 года № Пс/0061-0846вн-2018 в части назначения административного наказания.

Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не представили.

Суд, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

06.04.2018г. на основании распоряжения №846-пр от 21.03.2018г. проведена внеплановая выездная проверка АО "ВОСКРЕСЕНСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ", по адресу: <...>.

При проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений на опасном производственном объекте АО «Воскресенские минеральные удобрения» - площадка цеха аммофоса № 2, котором используются подъемные сооружения, в том числе башенный кран КБ - 403Б, зав. М 2238, рег. № 109507 выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а имени

1. При эксплуатации башенного крана КБ-403Б зав. № 2238, рег. № 109507 АО «Воскресенские минеральные удобрения» не обеспечило безопасные условия его работы путем организации надлежащего надзора, а именно заключило договор подряда от 23.12.2016 № 740020/00949/16 с ООО «Стандарт Сервис» на выполнение погрузочно-разгрузочных работ с использованием подъемных сооружений, принадлежащих АО «Воскресенские минеральные удобрения», силами работников ООО «Стандарт Сервис», которое не выполняет требования нормативно правовых документов по промышленной безопасности:

а) не обеспечило выполнение установленного порядок аттестации специалистов и допуска к самостоятельной работе персонала с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которые они допущены;

б) не разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала;

д) не обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала производственных инструкций;

е) не созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закон» «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), нарушены требования подпунктов «б», «д» и «е» пункта 150, пункта 156 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (далее - ФНП ПС), утвержденных приказом Ротехнадзора от 12.11.2013 № 533, нарушены требования пункта 18 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37.

2. Не установлены стационарная эстакады или навесная площадка для стропальщиков на месте эксплуатации башенного крана КБ-403 per. № 109507, в связи с осуществлением постоянной погрузки и разгрузки железнодорожных полувагонов.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования пункта 127 ФНП ПС.

3. Не разработана технология погрузки и разгрузки железнодорожных полувагонов башенным краном КБ-403 Б per. № 109507, утвержденной эксплуатирующей организацией, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ, нарушены требования пункта 127 ФНП ПС.

4. При загрузке, башенным краном КБ-403Б рег. № 109507 железнодорожных полувагонов, стропальщики не покидают полувагоны при опускании в них груза.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ З, нарушены требования пункта 127 ФНП ПС.

5. При эксплуатации башенного крана КБ-403Б рег. № 109507 используются съемные грузозахватные приспособления (траверсы), на которые отсутствуют сертификаты или декларации подтверждающие их соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования пунктов 5 и 6 ФНП ПС, нарушены требования пункта 2 статьи 18 и приложения 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011.

6. Не работают тормозные устройства на механизмах передвижения ходовых тележек башенного крана КБ-403Б рег. № 109507.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

7. Не исправны подшипники на валах колес ведомых ходовых колес башенного крана КБ-403Б рег. № 109507.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона J к 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

8. Не работает тормозное устройство на механизме поворота башни башенного крана КБ-403Б рег. № 109507.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

9. Разбиты отверстия в полумуфте, соединяющую тормозную машину и электродвигатель грузовой лебедки башенного крана КБ-403Б рег. № 109507.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона ,1а 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

10. На башенном кране КБ-403Б реш. № 109507, коррозионный износ стрелового каната и вантовых оттяжек, превышает браковочные нормы.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 и требования Приложения 7 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

11. На башенном кране КБ-403Б рег. № 109507, порваны передвигающего грузовую тележку.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона требования подпункта «а» пункта 150 и требования Приложения 7 ФНП ПС, Нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

12. На башенном кране КБ-403Б рег. № 109507 не исправны приборы безопасности: ограничитель грузоподъемности крана, концевые выключатели ограничивающие перемещение крана на крановых путях, концевой выключатель ограничивающий переподъем крюковой подвески, концевые выключатели ограничивающие передвижение грузовой тележки по стреле, ограничитель вращения башни в одном направлении.

Чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, нарушены требования подпункта «а» пункта 150 ФНП ПС, нарушены требования Руководства по эксплуатации башенного крана КБ-403Б.

06.04.2018 на основании акта проверки уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол № 4.3-0846вн-Пр/0051-2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

13.04.2018 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания № 4.3-Пс/0061-0846вн-2018, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, исследовав материалы в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, имеет статус специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности.

Полномочия органов промышленного надзора, к которым относится Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ закреплены ст. 23.31 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания от 13.04.2018 года № 4.3-Пс/0061-0846вн-2018, Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении положений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

В статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.

В частности, установлена обязанность соблюдать положения Федерального закона №116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Следовательно, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Федеральным законом № 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.

Согласно ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

На Общество как на лицо, непосредственно эксплуатирующее опасные производственные объекты, возлагается обязанность выполнять возложенные на него законом требования промышленной безопасности при их эксплуатации.

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность; требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

Несоблюдение вышеуказанных требований является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ

Как следует из материалов дела и установлено судом, и заявителем по существу не оспаривается, Обществом допущены нарушения при эксплуатации опасных производственных объектов, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований промышленной безопасности, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, наличие в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса, подтверждено имеющимися в деле доказательствами и Обществом по существу не оспорено.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Административный орган правомерно привлек Общество к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, при назначении Обществу административного наказания были учтены требования статьи 4.1, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25.02.2014 № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к тому, что административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более, в связи с чем предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения.

Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Судом установлено, что выявленные при проведении проверки нарушения носили в значительной части формальный характер, не вызывали угрозу нанесения значительного ущерба имуществу и здоровью людей, кроме того в большей части устранены обществом, доказательства устранения указных нарушений представлены в материалы дела.

Также в материалы дела обществом представлены данные финансовой отчетности, из которых следует, что заявитель находится в тяжелом финансовом положении и осуществляет убыточный вид деятельности на протяжении последних 3 лет.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, причем по отношению, как к физическим, так и к юридическим лицам.

Суд учитывает, что с 11.01.2015 вступили в силу части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимания конкретные обстоятельства совершённого правонарушения и тяжелое финансовое положение общества, суд полагает возможным изменить постановление в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 200 000 рублей на штраф в размере 100 000 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление ЦУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которым АО "ВОСКРЕСЕНСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ" было привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 200 000 рублей на штраф в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья П.А. Голубков