ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-30271/13 от 27.11.2013 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

09 декабря 2013 года Дело №А41-30271/13

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья А.О.Уваров,

при ведении протокола судебного заседания Латоковым Р.Б., рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Славянка"

к МУП "Жилищно-производственный эксплуатационный трест"(ИНН 5036007288, ОГРН 1025004702414)

о признании договора прекратившим действие

встречные исковые требования МУП "Жилищно-производственный эксплуатационный трест"

к ОАО "Славянка"

о взыскании

при участии в судебном заседании

от истца: Косякин А.В.

от ответчика: Митусова Н.А.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Славянка» обратилось в суд с исковыми требованиями о признании Договора №4/2011-КЖФ от 15.04.2011 (далее также – Договор), заключенного между ОАО «Славянка» и МУП г. Подольска «ЖПЭТ», прекратившим свое действие с 1 января 2013 года (т.1 л.д.1-5).

Исковые требования мотивированы истечением срока действия государственных контрактов от 20.07.2010г. №1-КЖФ и от 01.10.2011 №2-КЖФ между ОАО «Славянка» и Министерством обороны РФ, на основании которых заключен Договор №4/2011-КЖФ от 15.04.2011, со ссылкой на пункт 1.5 Договора.

Определением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т.13 л.д.13).

МУП г. Подольска «ЖПЭТ» заявлены встречные исковые требования о взыскании с ОАО «Славянка» задолженности за выполненные работы (оказанные услуги) по Договору №4/2011-КЖФ от 15.04.2011 за период с июля 2012 года по 14 августа 2013 года в сумме 60 847 347, 88 руб. основного долга, и 1 790 433,21 неустойки (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК, сделанных МУП г. Подольска «ЖПЭТ» 27.11.2013 и принятых судом).

Требования мотивированы неисполнением своих обязанностей ОАО «Славянка» по оплате работ (услуг) оказанных МУП г. Подольска «ЖПЭТ» по Договору, оказание которых подтверждено первичными документами, за период с июля 2012 года по 14 августа 2013 года, при продолжении договорных отношений сторон до 14 августа 2013 года.

В судебное заседание явились представители ОАО «Славянка» и МУП г. Подольска «ЖПЭТ».

Министерство обороны РФ в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено.

Дело рассмотрено судом в порядке статьи 153 АПК РФ.

Представитель истца по первоначальному иску – ОАО «Славянка» изложил свою позицию, настаивал на удовлетворении первоначальных исковых требований, в удовлетворении встречного заявления просил отказать.

Письменный отзыв к материалам дела не приобщил.

Подтвердил факт оказания услуг со стороны МУП г. Подольска «ЖПЭТ» за период с июля 2012 по август 2013 года.

Представитель МУП г. Подольска «ЖПЭТ» возражал по доводам истца, по основаниям, приведенным в отзыве на исковое заявление, настаивал на удовлетворении встречного искового заявления.

Исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, и заслушав доводы и объяснения представителей сторон, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения первоначальных требований ОАО «Славянка» по следующим основаниям.

15.04.2011 между МУП г. Подольска «ЖПЭТ» (исполнитель) и ОАО «Славянка» (заказчик) заключен договор №4/2011-КЖФ (т.1 л.д.8-39).

Согласно пункту 1.1. указанного Договора, заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнять работы (оказывать услуги) по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию, включающему в себя обеспечение услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также технической эксплуатации, текущего ремонта и санитарного содержания многоквартирных жилых домов имущественного комплекса, расположенного по строительному адресу: Московская область, г. Подольск, микрорайон «Кузнечики», согласно перечню объектов недвижимого имущества (приложение №1), при этом заказчик обязуется в установленные Договором сроки принять и оплатить указанные выше работы (услуги).

Договор заключен на основании пункта 11.2.4 государственного контракта №1-КЖФ от 20.07.2010 (т.1 л.д.43-70), заключенного между ОАО «Славянка» (исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик), согласно которому государственный заказчик передал, а исполнитель принял на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищный фонд и сети водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации, поименованные в перечне казарменно-жилищного фонда военных городков (приложение №1) и перечне коммунальных объектов и инженерных сетей военных городков, передаваемых исполнителю (приложение №2) (т.1 л.д.23-26).

Согласно пункту 7.1 Договора, объем предоставляемых услуг по договору, и их стоимость определяются расчетным путем в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министром обороны Российской Федерации и согласуется сторонами дополнительно в соглашении о расчетах, являющемся неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 16.2.4 Договора, договор может быть расторгнут в связи с окончанием срока действия договора и уведомления одной из сторон другой стороны о нежелании его продлевать.

Пунктом 16.3 Договора предусмотрено, что Договор считается исполненным после выполнения сторонами взаимных обязательств и осуществления всех расчетов между исполнителем и заказчиком.

Расторжение договора не является основанием для заказчика в прекращении обязательств по оплате фактически произведенных исполнителем затрат (услуг и работ) во время действия договора (пункт 16.4 Договора).

Согласно пункту 1.5 Договора, период действия Договора ограничен периодом действия государственного контракта от 20.07.2010г. №1-КЖФ, однако в случае заключения заказчиком нового государственного контракта, договор №4/2011КЖФ от 15.04.2011 может быть пролонгирован на срок действия нового государственного контракта при условии, что ни одна из сторон не уведомит другую о наличии препятствий к пролонгации договора.

Контракт №1-КЖФ от 20.07.2010 был заключен сроком до 30 июня 2011 года (т.1 л.д.43-70).

Письмом от 08.11.2012 года №10479 (отметка о получении от 05.12.2012, вх.№704) ОАО «Славянка» уведомило МУП г. Подольска «ЖПЭТ» об окончании срока действия государственного контракта от 01.10.2011 №2-КЖФ (т.1 л.д.72-92) и о нежелании дальнейшей пролонгации договора №4/2011-КЖФ от 15.04.2011 (т.1 л.д.119-120).

Между тем последующее поведение сторон указывает на сохранение между сторонами договорных отношений после 1 января 2013 года до 14 августа 2013 года.

В подтверждение данного обстоятельства, в материалы дела представлено дополнительное соглашение к Договору, двусторонне подписанное ОАО «Славянка» и МУП г. Подольска «ЖПЭТ», от 9 августа 2013 года, и протокол разногласий к нему, определяющий объемы и порядок расчетов между сторонами.

Представлен двусторонне подписанный акт сверки взаимных расчетов от 1 августа 2013 года (т.2 л.д.15-16), направленный истцом по первоначальному иску - ОАО «Славянка» в адрес МУП г. Подольска «ЖПЭТ», и подтверждающий задолженность ОАО «Славянка» за период с июля 2012 по 14 августа 2013 года в сумме 60 847 347, 88 руб.

Протоколами оперативных совещаний от 24.07.2013 (т.2 л.д.19- оборот) и от 13.08.2013 (т.2 л.д.20-21), проведенных с участием руководителей ОАО «Славянка», МУП г. Подольска «ЖПЭТ» и представителей Администрации г.о. Подольска, регламентирован порядок прекращения договорных отношений сторон и передачи жилых домов и сопутствующей документации в адрес ОАО «Славянка» в августе 2013 года.

В материалах дела имеются также Акт передачи показаний приборов электроучета от 16.08.2013 (т.2 л.д.24); Акт передачи актов готовности внутренних систем теплоснабжения от 16.08.2013 (т.2 л.д.25); Акт передачи паспортов готовности домов к эксплуатации в зимних условиях от 16.08.2013 (т.2 л.д.26); Акт передачи проектов и исполнительной документации в электронном виде от 16.08.2011 (т.2 л.д.27); Акт передачи технической документации на лифтовое оборудование от 15.08.2013 (т.2 л.д.28); Акты передачи документации и проектов ИТП по мкрн. Кузнечики от 16.08.2013 (т.2 л.д.29-50); Акты о передаче ключей от 41 жилого дома от 15.08.2013 (т.2 л.д.51-90); Акты о приеме-передаче объектов специализированного жилого фонда, передаваемого в управление от 15 августа 2013 года (т.2 л.д.91-179, т.3 л.д.1-317).

Указанными документами подтверждается сохранение обязательств МУП г. Подольска «ЖПЭТ» по оказанию услуг (выполнению работ) по Договору, а также признание объемов и стоимости оказанных услуг со стороны ОАО «Славянка» вплоть до фактической передачи объектов специализированного жилого фонда и сопутствующей документации до 14 августа 2013 года включительно.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанными обстоятельства продолжения действия Договора до 14 августа 2013 года, а требования истца по первоначальному иску – не подлежащими удовлетворению.

В требованиях ОАО «Славянка» судом отказано также по следующим основаниям.

Между ОАО «Славянка» и Министерством обороны РФ, помимо Контрактов №1-КЖФ от 20.07.2010 (т.1 л.д.43-70) и №2-КЖФ от 01.10.2011 (т.1 л.д.72-92), заключен также Контракт №1-УЖФ от 2 августа 2010 года, сроком действия на 5 (пять) лет, до 2 августа 2015 года, по условиям которого ОАО «Славянка» в качестве управляющей компании принимает на обслуживание специализированный жилищный фонд военных городков (т. 1 л.д.93-106).

Объекты передаваемого специализированного жилищного фонда, указанные в приложении №2 к Контракту №1-УЖФ от 2 августа 2010 года (т.1 л.д.107-108), в полном объеме совпадают с объектами, переданными от ОАО «Славянка» в адрес МУП г. Подольска «ЖПЭТ» по Договору (т.1 л.д.23-26).

Согласно пункту 2.2 указанного Контракта, управляющая компания (ОАО «Славянка») по заданию Заказчика (Министерства обороны РФ) обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Приложении №1 к указанному договору, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.

Согласно условиям раздела 3.1. Контракта №1-УЖФ, управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде военных городков, оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах, предоставлять коммунальные услуги нанимателям в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, в необходимом объеме.

Для этого ОАО «Славянка» вправе от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, а также вести их учет.

ОАО «Славянка» указанным договором также уполномочено предоставлять иные услуги нанимателям (радиовещания, телевидения, видеонаблюдения, обеспечения работы домофона, кодового замка двери подъезда и т.п.), определенные Перечнем дополнительных услуг, предоставляемых нанимателям.

Пунктом 3.1.6. указанного Контракта ОАО «Славянка» уполномочено принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление специализированным жилищным фондом военных городков, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями к Договору.

ОАО «Славянка» уполномочено организовывать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание, устранять аварии, выполнять заявки нанимателей.

Согласно пункту 3.2.1 Контракта, ОАО «Славянка» вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по Договору.

Суд приходит к выводу о том, что положения Контракта №1-УЖФ от 2 августа 2010 года являются дублирующими по отношению к аналогичным Контрактам №1-КЖФ от 20.07.2010 и №2-КЖФ от 01.10.2011.

ОАО «Славянка» жилые дома количеством 41 (сорок один) в г. Подольске были переданы на обслуживание МУП «ЖПЭТ» в полном объеме, и последнее выполняло обязанности управляющей компании как в отношении заселенного, так и не заселенного жилого фонда.

Доказательств самостоятельного исполнения ОАО «Славянка» обязанностей управляющей компании за период с 1 января 2013 года по 14 августа 2013 года не представлено. Доказательств заключения ОАО «Славянка» договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг, аварийно-диспетчерских и иных предусмотренных Контрактом №1-УЖФ услуг не представлено.

В то же время, в материалах дела имеются доказательства заключения указанных договоров на предоставление коммунальных услуг между МУП г. Подольска «ЖПЭТ» и соответствующими уполномоченными организациями, а также непосредственное выполнение работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества жилых домов, первичная документация и акты выполненных работ (оказанных услуг), свидетельствующие об исполнении МУП г. Подольска «ЖПЭТ» обязанностей в полном объеме в отношении 41 жилого дома, представляющего собой специализированный жилищный фонд военных городков.

Заключение ОАО «Славянка» контрактов с одинаковым предметом, и различным сроком действия свидетельствует о злоупотреблении истцом по первоначальному иску своими правами, поскольку позволяет недобросовестно ссылаться на прекращение договорных отношений в связи с истечением срока действия государственных Контрактов №1-КЖФ от 20.07.2010 и №2-КЖФ от 01.10.2011. При этом, договорные отношения по обслуживанию жилых домов военных городков между ОАО «Славянка» и Министерством обороны РФ, в том числе в части финансирования, сохраняются на основании Контракта №1-УЖФ от 2 августа 2010 года.

Между тем, фактически услуги/ работы, входящие в предмет Контракта №1-УЖФ от 2 августа 2010 года, выполняются МУП г. Подольска «ЖПЭТ» в отношении домов, переданных последнему в эксплуатационное обслуживание.

Суд приходит к выводу о том, что при изложенных обстоятельствах следует расценивать Контракт №1-УЖФ от 2 августа 2010 года как основание для пролонгации Договора на основании пункта 1.5 Договора до фактической передачи домов и технической документации в адрес ОАО «Славянка» 15-16 августа 2013 года.

Истцу по первоначальному иску в удовлетворении заявленных требований суд отказывает в связи с отсутствием оснований иска, а также в связи со злоупотреблением истцом принадлежащими ему правами.

Согласно части 1,2 статьи 10 АПК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Суд соглашается также с доводами МУП г. Подольска «ЖПЭТ» о том, что признание Договора не действующим именно с 1 января 2013 года не влечет восстановления каких-либо нарушенных прав и законных интересов истца, и не освобождает его от финансовой ответственности.

По состоянию с 14 августа 2013 года, в период рассмотрения дела, договорные отношения между сторонами прекращены, объекты жилого фонда переданы ОАО «Славянка»; согласно подписанному между сторонами акту сверки расчетов от 01.08.2013 признана задолженность ОАО «Славянка» в размере 60 847 347,88 руб. по Договору, которая включает, в том числе и стоимость оказанных услуг за период с 1 января по 14 августа 2013 года (т.1 л.д.15-16).

Таким образом, у истца (ОАО «Славянка») отсутствует материально-правовой интерес в указанном споре, а отсутствие нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей сторон, арбитражный суд полагает требования встречного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В материалы дела представлены ежемесячные сопроводительные письма и акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) МУП «ЖПЭТ» по договору за период с июля 2012 по август 2013 года (т.4 л.д.52-140), а также скорректированные акты выполненных работ и счета-фактуры за указанный период (т.4 л.д.147-188), направленные в адрес ОАО «Славянка» 03.10.2013 г. сопроводительным письмом №1133 (т.4 л.д.146).

Указанными актами подтверждается выполнение МУП г. Подольска «ЖПЭТ» работ и оказанию услуг, и их стоимость, в отношении жилых домов, согласно перечню жилых домов, являющемуся приложением к Договору (т.1 л.д.23-26):

- теплоснабжение;

- обслуживание индивидуальных тепловых пунктов;

- охрана домов и придомовой территории;

- содержание лифтов;

- измерение полного сопротивления петли «фаза-нуль»;

- техническое освидетельствование лифтов;

- техническое, аварийное и диспетчерское обслуживание лифтов;

- техническое обслуживание и эксплуатация жилого фонда.

Представлена также первичная документация, подтверждающая объемы и стоимость оказанных услуг за период с июля 2012 года по 14 августа 2013 года. А именно, договоры на поставку тепла с МУП «Подольская теплосеть» от 01.10.2011 (т.5 л.д.42-123), договоры на обслуживание индивидуальных тепловых пунктов от 29.09.2011 (т.5 л.д.124-165, т.6 л.д.1-40), счета-фактуры МУП «Подольская теплосеть» за энергоуслуги, в том числе горячее водоснабжение (т.6 л.д.41-204, т.7 л.д.1-165, т.8 л.д.1-81), счета-фактуры МУП «Подольская теплосеть» за обслуживание индивидуальных тепловых пунктов (т.8 л.д.82 – 206, т.9 л.д.1-210, т.10 л.д.1 – 166, т.11 л.д.1-123); договоры и счета-фактуры на обслуживание лифтов, заключенные с ЗАО СП «Подъем» и ООО «Экспертная организация «Русь» (т.11 л.д.139 – 171, т.12 л.д.20-45); договор на охрану жилых домов от 17.01.2012 с ЧОП «Русколлект» (т.12 л.д.46-49) и акты приема-передачи услуг по охране (т.12 л.д.55-59).

В материалы дела МУП г. Подольска «ЖПЭТ» также представлены реестры вселения военнослужащих за период с июля 2012 по август 2013 года (т.12 л.д.60-190).

В силу пункта 10.1. Договора фактический объем предоставленных по договору услуг определяется на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), которые составляются уполномоченными представителями исполнителя и представляются районным представителям заказчика.

Согласно пункту 11.1. Договора, заказчик оплачивает фактически выполненные работы/ оказанные услуги исполнителю в соответствии с условиями соглашения о расчетах (Приложение №4) на основании подписанных актов выполненных работ/оказанных услуг, счета и счета фактуры, не позднее 10 дней с момента получения от исполнителя названных документов.

В соответствии с пунктом 9.3.2. Договора заказчик обязуется своевременно принимать и оплачивать услуги исполнителя.

Оплата исполнителю услуг, неразрывно связанных с процессом обеспечения работ по Договору, производится заказчиком на основании выставляемых исполнителем счетов (пункт 11.2 Договора).

Согласно статьям 309 – 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ является собственником многоквартирных домов имущественного комплекса по адресу: Московская область, г. Подольск, микрорайон «Кузнечики» (согласно перечню приложения №1 Договора).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Ответчик (ОАО «Славянка») является управляющей компанией, управомоченной в соответствии с государственным контрактом №1-КЖД от 20.07.2010 на выполнение задач по содержанию жилых помещений и оказанию коммунальных услуг в отношении жилищного фонда микрорайона «Кузнечики».

В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

МУП «ЖПЭТ» в соответствии с договором №4/2011-КЖФ от 15.04.2011 является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг и содержанию и ремонту жилых домов по адресу: Московская область, г. Подольск, микрорайон «Кузнечики».

Согласно пункту 1.1. Соглашения о расчетах, являющегося приложением №4 к договору №4/2011-КЖФ, заказчик (ОАО «Славянка») оплачивает исполнителю коммунальные услуги в части статьи «Теплоснабжение» и эксплуатационные расходы в части статьи «Содержание и ремонт жилых помещений» (т.1 л.д.40-42).

На основании приведенных доказательств, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Славянка» является надлежащим ответчиком по настоящему иску, как уполномоченный представитель собственника жилых помещений применительно к статье 153 Жилищного кодекса РФ .

Согласно пункту 1.1. соглашения о расчетах, являющегося приложением №4 к Договору, ОАО «Славянка» оплачивает исполнителю жилищно-коммунальные услуги, предоставленные по договору, за период, начиная с 121 дня, следующего за днем подписания договора и до передачи исполнителем на основании соответствующего распорядительного акта законному правообладателю последнего из находящихся в государственной собственности жилого либо нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, введенном в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством РФ, но не далее срока действия договора, по следующим статьям: коммунальные услуги в части статьи «теплоснабжение» и эксплуатационные расходы в части статьи «содержание и ремонт жилых помещений» по консолидированной ставке 15,42 руб. за один квадратный метр общей площади каждого жилого дома, находящегося в государственной собственности, пропорционально площади помещений, не переданных во владение или пользование законным правообладателям (т.1 л.д.40-42).

Положение договора № 4/2011-КЖФ от 15.04.2011 г. об установлении консолидированной ставки в размере 15,42 руб. в месяц, включающей плату по статье «теплоснабжение» и плату по статье «содержание и ремонт жилых помещений» не соответствует требованиям закона, ввиду чего является ничтожным и применению не подлежит.

Ничтожность указанного условия договора установлена в рамках судебного дела №А41-5092/12 (т.4 л.д.189-209, т.5 л.д.1-29), и не требует повторного доказывания на основании части 2 статьи 69 АПК РФ.

Оказанные услуги по теплоснабжению подлежат оплате по тарифам, утвержденным уполномоченными органами, на основании пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункта 15 Правил №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года, согласно которым тарифы по оплате коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.

Топливно-энергетический комитет Московской области является исполнительным органом государственной власти Московской области на основании положения, утвержденного Постановлением Правительства МО от 23.10.2009 N 892/46.

Распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области №50-Р от 01.12.2010 утверждены тарифы на тепловую энергию для МУП «Подольская теплосеть», городской округ Подольск Московской области в размере 1135,5 руб/Гкал без НДС (1339,89 с НДС).

Постановлением Главы муниципального образования «Город Подольск» Московской области №2707-п от 21.12.2004 установлен норматив потребления коммунальных услуг, предоставляемых населению города Подольска, согласно которому норма потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м. общей площади составляет 0,017 Гкал/кв.м.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, при наличии в домах приборов учета, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Поскольку обслуживаемые МУП г. Подольска «ЖПЭТ» дома оборудованы приборами учета, расчет оплаты за тепловую энергию должен осуществляться на основании показаний приборов учета, полученных в конце каждого периода и согласно порядку, установленному Правилам №307.

МУП г. Подольска «ЖПЭТ», во исполнение возложенных на него по договору №4/2011-КЖФ обязанностей, на основании подпункта «в» пункта 49 Правил №307 и пунктов 9.1.1., 9.2.4. договора, заключило в отношении обслуживаемых домов в микрорайоне «Кузнечики» (в количестве 41 дом), договоры с МУП «Подольская теплосеть» на поставку тепловой энергии и обслуживание и эксплуатацию индивидуального теплового пункта (т.5 л.д.42-165).

Объемы и стоимость отпущенной тепловой энергии подтверждаются счетами-фактурами, представленными истцу энергоснабжающей организацией на основании заключенных договоров на поставку тепловой энергии (т.6 л.д.1-204, т.7 л.д.1-165, т.8 л.д.1-206, т.9 л.д.1-210, т.10 л.д.1-166, т.11 л.д.1-123).

Факт получения тепловой энергии и ее количество ОАО «Славянка» не оспариваются. Стоимость отпущенной тепловой энергии согласована сторонами в акте сверки взаимных расчетов от 1 августа 2013г. (т.2 л.д.15-16).

Состав, порядок и объемы внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (техническое обслуживание и эксплуатация жилого фонда) устанавливается статьями 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Данная норма закона дублируется в пунктах 34, 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Обслуживаемые МУП г. Подольска «ЖПЭТ» дома в микрорайоне «Кузнечики» города Подольска соответствуют категории домов, имеющих все виды благоустройства, включая лифты и мусоропровод.

Для данной категории домов Постановлением Главы городского округа Подольск Московской области №2422-п от 27.12.2010 установлен тариф в размере 29, 94 руб. за 1 кв.м. в месяц (п. 1.2. приложения №1, п.2 приложения №2 Постановления №2422-п – т.10 л.д.124-138).

Факт оказания услуг за содержание и ремонт общего имущества обслуживаемых домов подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ (т.3 л.д.52-140).

Доказательств оплаты указанных услуг по договору № 4/2011-КЖФ, со стороны ОАО «Славянка», не имеется, факт предоставления услуг и их объемы не оспариваются.

Таким образом, стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту жилых домов за период с июля 2012 по 14.08.2013 года включительно подлежит взысканию с ОАО «Славянка», в размере, подтвержденном актом сверки задолженности от 1 августа 2013 (т.2 л.д.15-16).

С ОАО «Славянка» подлежит взысканию задолженность за сопутствующие услуги, без оказания которых невозможно надлежащее содержание и текущий ремонт жилых домов, оказание услуг по теплоснабжению.

Согласно пункту 9.2.4. договора № 4/2011-КЖФ исполнитель имеет право привлекать для оказания услуг по договору подрядные и субподрядные организации.

МУП г. Подольска «ЖПЭТ» на основании договоров с привлеченными организациями заключены договоры по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов (т.5 л.д.124-165, т.6 л.д.1-40); охране домов и придомовой территории; содержанию и обслуживанию лифтов (т.11 л.д.139-143, т.11 л.д.163-164, т.11 л.д.165-167, т.11 л.д.170-171), оказывать самостоятельно указанные услуги МУП г. Подольска «ЖПЭТ» не имеет технической возможности.

Договором №4/2011-КЖФ цена за указанные услуги не установлена. В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Охрана домов и придомовой территории является составной частью комплексного обслуживания многоквартирных жилых домов.

На основании пункта 10.1. Договора, фактический объем предоставленных по договору услуг определяется на основании актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), которые составляются уполномоченными представителями исполнителя и представляются районным представителям заказчика.

Таким образом, с ответчика за период с июля 2012 по 14.08. 2013 года включительно подлежит взысканию задолженность:

- за обслуживание индивидуальных тепловых пунктов;

- охрану домов и придомовой территории;

- содержание и обслуживание лифтов, в размере, подтвержденном двусторонне подписанным актом сверки задолженности от 1 августа 2013 (т.2 л.д.15-16).

Кроме того, судом проверен и признан обоснованным представленный МУП г. Подольска «ЖПЭТ» расчет неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг (выполненных работ) по состоянию на 27.11.2013 в сумме 1 790 433,21 руб. Контррасчета неустойки ОАО «Славянка не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении первоначального иска ОАО "Славянка" к МУП "Жилищно-производственный эксплуатационный трест" о признании договора № 4\2011-КЖФ от 15.04.2011 г., заключенного между ОАО "Славянка" и МУП "Жилищно-производственный эксплуатационный трест" прекратившим свое действие 01.01.2013 года отказать.

2. Встречные исковые требования удовлетворить.

3. Взыскать с ОАО "Славянка" в пользу МУП "Жилищно-производственный эксплуатационный трест" 60 847 347, 88 рублей основного долга, 1 790 433. 21 рублей неустойки, 200 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Десятого арбитражного апелляционного суда http://10aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Московского округа http://fasmo.arbitr.ru.

Судья А.О.Уваров