ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-30628/10 от 23.12.2010 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«30» декабря 2010 г. Дело № А41-30628/10

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2010 г.

Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2010 г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Неяскиной,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стекольной тары»

к Администрации городского округа Электросталь Московской области

третье лицо: ОАО «ЭЗТМ»,

о признании незаконным бездействия,

при участии в заседании:

от заявителя: Семина Н.Н., доверенность от 11.01.2010 г.,

от заинтересованного лица: Сычева М.В., доверенность от 02.04.2010 г.,

от третьего лица: Семенушенкова Л.Н., доверенность от 11.01.2010 г.,

установил:

ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Электросталь Московской области (далее – заинтересованное лицо) со следующими требованиями:

1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электросталь Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» в установленный пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ срок схемы расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Красная, д. 19, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

2. Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ утвердить и выдать ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» схему расположения испрашиваемого земельного участка по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Красная, д. 19, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании от 23 декабря 2010 г. арбитражным судом приняты уточнения заявленных требований по заявлению от 23.12.2010 г., в соответствии с которым заявитель просил:

1. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электросталь Московской области, выразившееся в необеспечении изготовления схемы расположения испрашиваемого ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» земельного участка под объектом недвижимого имущества – сооружение «Наружный газопровод», расположенном по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Красная, д. 19 и необходимого для его использования, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ее неутверждении и невыдаче в установленные п. 7 ст. 36 ЗК РФ порядке и сроке, не соответствует ст. 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» на приобретение земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

2. Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» и изготовить, утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» земельного участка под объектом недвижимого имущества – сооружение «Наружный газопровод», расположенном по адресу: Московская область, г. Электросталь, ул. Красная, д. 19 и необходимого для его использования, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что законодательство не предусматривает оснований для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, занятого принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости и необходимого для его использования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Администрация городского округа Электросталь МО просила в удовлетворении заявленных требований отказать. В отзыве указала, что заявителем должна быть представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, которая подлежала бы утверждению и выдаче. В заявлении от 19 мая 2010 г. о предоставлении в собственность земельного участка не ставится вопрос об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, как то предусмотрено земельным кодексом, а содержится просьба «обеспечить возможность провести межевые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, «согласовать» схему расположения земельного участка».

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (ОАО «ЭЗТМ»).

ОАО «ЭЗТМ» просило в удовлетворении заявленных требований отказать. В отзыве указало, что исходя из ст. 36 ЗК РФ утверждение и выдача схемы, предусмотренной п. 7 ст. 36 ЗК РФ, могут осуществляться исключительно в целях приобретения права собственности или приобретения права аренды на земельные участки, в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ. Предусмотренных законом оснований возникновения у ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» права использования земельного участка под газопроводом не представлено.

Стороны изложили свои доводы, представили дополнительные доказательства. Заявитель заявил ходатайство об уточнении требований. Заинтересованное лицо и третье лицо возражали по уточнениям. Уточнения приняты судом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

На основании решения Арбитражного суда Московской области от 27.06.2008 г. по делу № А41-4143/08 за ООО «Стекло Подмосковья» завод по производству стеклянной тары» зарегистрировано право собственность на сооружение «Наружный газопровод», назначение: «Наружный газопровод» (I участок-от ГРП до т. 1, II-участок-от ГРП до т. 5), протяженность 1207,1 м., инв. № 341:100-2195, лит. Л, Л, Г, адрес объекта: Московская область, г. Электросталь, ул. Красная, д. 19, кадастровый (или условный) номер: 50-50-46/052/2008-348, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 14 ноября 2008 г.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» обратилось в Администрацию городского округа Электросталь с заявлением от 29.12.2008 г. о предоставлении земельного участка, занятого объектом недвижимости, в порядке ст. ст. 35, 36 ЗК РФ.

В письме от 20.01.2009 г. № 2-2993 Администрация городского округа Электросталь МО сообщила ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары», что для выкупа земельного участка под сооружением «Наружный газопровод» по ул. Красная, д. 19 необходимо провести межевые работы под указанным объектом и представить кадастровый паспорт земельного участка.

ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» обратилось к Главе городского округа Электросталь с заявлением от 19 мая 2010 г., в котором просило предоставить в собственность земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования, а также обеспечить возможность провести межевые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, согласовать схему расположения земельного участка, границы для его постановки на кадастровый учет.

Согласно пояснений участников процесса, ответ на данное заявление обществом получен не был, однако, в данном случае, заявитель оспаривает не бездействие заинтересованного лица в части не направления какого-либо ответа заявителю, а бездействие , относящееся к не изготовлению и не утверждению схемы расположения указанного им земельного участка .

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет".

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, могут предоставляться в виде кадастрового плана территории (подпункт 4 пункта 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Как следует из заявления от 19 мая 2010 г., ООО «Стекло Подмосковья» - завод по производству стеклянной тары» не представило в Администрацию городского округа Электросталь Московской области ни кадастровую карту, ни кадастровый план соответствующей территории.

В письме от 14.05.2010 N 14-3722-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах территорий» Росреестр указал, что согласно пункту 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала, как представляется, не относится ни к вопросам местного значения, ни к вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Утверждение документов может осуществляться путем издания акта либо простановкой грифа "Утверждено" ("Утверждаю") непосредственно на документе (Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Приказом Минкультуры России от 08.11.2005 N 536).

Более того, согласно представленных материалов дела, общество не обращалось в Администрацию за изготовлением схемы расположения земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что законодательство не относит к полномочиям Администрации городского округа Электросталь Московской области изготовления схем расположения земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Такие доказательства заявителем суду не представлены.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд не установил не соответствующее законодательству бездействие заинтересованного лица в не изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья Е.А. Неяскина