ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-31373/09 от 26.04.2010 АС Московской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996,www.asmo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«04» мая 2010 года Дело № А41-31373/09

Резолютивная часть решения объявлена «26» апреля 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено «04» мая 2010 г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Н.С. Калининой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.С. Калининой,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

ОАО «Российские железные дороги»

к ООО «Московский нефтеперерабатывающий завод»

об обязании внести изменения в договор

при участии в заседании представителей:

от истца – согласно протоколу;

от ответчика - согласно протоколу;

установил:

ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО «Московский нефтеперерабатывающий завод» (далее - ООО «МНПЗ») об обязании внести изменения в договор № 6/86 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 02.07.2007 в редакции ОАО «РЖД» по параграфам, а именно: параграф 7 изложить в редакции: «Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны локомотивом «Перевозчика» на железнодорожные пути станции Внуково №№ 5,7», параграф 8 изложить в редакции: «Количество вагонов в каждой группе одновременно подаваемых «Владельцу» устанавливается по вместимости выставочных путей станции: путь № 5-38 вагонов, путь № 7-15 вагонов»; параграф 9 изложить в редакции «С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не менее 4 вагона. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» на железнодорожные выставочные пути станции Внуково №№ 5,7» (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).

В судебном заседании 19.04.2010 судом в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 26.04.2010.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель ответчика возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «МНПЗ» (Владелец) 02.07.2007 заключен договор № 6/86 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее- Договор № 6/86 от 02.07.2007), в соответствии с которым Перевозчиком осуществляется эксплуатация принадлежащего ответчику пути необщего пользования, примыкающего к станции Внуково Московской железной дороги через стрелку № 19, обслуживаемого локомотивом «Владельца».

Договор заключен сроком на пять лет с 01.07.2007 по 30.06.2012 (параграф 30 Договора).

Согласно параграфам 7,8,9 Договора № 6/86 от 02.07.2007 выставочными путями станции Внуково являются пути №№ 3,4, 5,7.

Однако, как указывает истец, из 4 выставочных путей оставлены для маневровой работы и закреплению вагонов на пути №№ 5,7, поскольку путь № 4 исключен на основании замечаний межведомственной рабочей группы Минтранса Московской области, в связи с чем совместно с ответчиком было согласовано внесение изменений в Инструкцию о порядке обслуживания и организации на железнодорожном пути необщего пользования топливно-раздаточного пункта ООО «МНПЗ», примыкающего к станции Внуково Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги (далее – Инструкция) в п. 1.2, 1.4., 1.8, а путь № 3 является приемо-отправочным путем и не может быть выставочным в соответствии с п. 16.4 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России от 26.05.2000..

В связи с чем возникла необходимость внесения изменений в Договор № 6/86 от 02.07.2007, в части исключения из него положений, касающихся использования в качестве выставочных путей 3 и 4, для чего ответчику были направлены 2 редакции Дополнительного соглашения № 1 от 02.03.2009 и от 26.05.2009, однако ответчик отказался подписать.

Совместные согласования на совещаниях также результатов не дали, что подтверждается протоколом разногласий от 22.07.2009 (л.д. 16-17), в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском на основании ст. 54, 55, 58, 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), ст. 426, ч. 4 ст. 445, 450 ГК РФ, п. 2.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 № 26.

Согласно ч.1, 4 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии со ст. 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В своем постановлении Пленума № 30 от 06.10.2006 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно ст. 55 УЖТ РФ, отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор.

Как следует из материалов дела указанный Договор № 6/86 уже был заключен между истцом и ответчиком 02.07.2007 и в настоящее время является действующим.

Следовательно, ссылки истца на ч. 4 ст. 445 ГК РФ, как на основание внесения изменения в указанный договор не состоятельна, поскольку специальными нормами ст. 450-453 ГК РФ предусмотрены основания и порядок внесения изменений в договор.

Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно статье 64 УЖТ РФ и пункту 2.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 № 26 (далее – Правила) предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.

Как следует из материалов дела Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования толивно-раздаточного пункта ООО «МНПЗ», примыкающего к станции Внуково Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги была утверждена сторонами 08.07.2007.

В соответствии с п. 1.2. Инструкции подача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования Предприятия (ООО «МНПЗ), маневренная работа на путях необщего пользования и уборка вагонов на станцию Внуково производится маневренным локомотивом серии ТГМ-4 ответчика. Составителю поездов (составитель ответчика), сдавшему испытания в знании ПТЭ, ИДП, ИСИ и ТРА станции Внуково в комиссии при начальнике отдела перевозок Московско-Смоленского отделения разрешена маневровая работа и закрепление вагонов на путях № 4,5,3,7 (вытяжной путь станции Внуково), а также пересечение главных путей для заезда на путь № 4 при условии, что машинист тепловоза является работником депо Московско-Смоленского отделения имеет права управления МПС, сдал испытания в знании ТРА и обкатан на станции Внуково. Впоследствии на основании замечаний межведомственной рабочей группы Минтранса Московской области в октябре 2008 года сторонами были согласованы изменения в п.1.2 Инструкции, касающиеся исключения возможности маневровой работы маневровым локомотивом ответчика на пути 4.

В связи с чем истец считает необходимым исключить из параграфов 7, 8, 9 Договора № 6/86 от 02.07.2007 положение, касающееся возможности использования пути № 4 в качестве выставочного пути.

Суд не может согласиться с доводами истца, поскольку внесенные изменения в Инструкцию не предусматривают запрета использования ответчиком выставочного пути № 4 вообще, в частности путем сдачи, возращения с указанного пути вагонов локомотивом истца.

Суд считает, что в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлены документы, подтверждающие изменение технологии работы железнодорожной станции и железнодорожного пути необщего пользования топливно-раздаточного пункта ООО «МНПЗ».

Представленные истцом документы, в том числе расчет технологического срока оборота вагона аналитическим способом на железнодорожном пути необщего пользования ООО «МНПЗ» по станции Внуково Московской железной дороги-филиала ОАО «РЖД», утвержденный 25.02.2009 начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Московско-Смоленского отделения ФИО1 судом не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нарушение ст. 65, 67 и 68 АПК РФ истец не представил надлежащие средства доказывания и документы, подтверждающие возложение на начальника отдела коммерческой работы полномочий по утверждению технологии работы станции в соответствии с нормами Положения о железнодорожной станции от 29.12.2006 N ВМ-12182.

Основанием для исключения пути № 3 из положений Договора № 6/86 от 02.07.2007 как выставочного, то есть железнодорожного пути, на котором выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров (ст. 57 УЖТ РФ) является то обстоятельство, что данный путь является приемо-отправочным путем и не может выть выставочным в соответствии с п. 16.4 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26.05.2000.

Однако, на момент заключения указанного Договора № 6/86 от 02.07.2007 в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции Внуково Московской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» путь № 3 изначально являлся приемо-отправочным путем.

Ссылка истца на пункт 16.4 Правил технической эксплуатации железных дорог российской Федерации, утвержденных МПС России 26.05.2000, в соответствии с которым не допускается занимать приемо-отправочные пути отдельными вагонами или группами вагонов, отцепленными от проходящих поездов и предназначенными для подачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции, также является несостоятельной, поскольку данный Договор был заключен после принятия указанных Правил. Данные Правила не предусматривают запрета использования приемо-отправочного пути в качестве выставочного. Истец не обосновал наличие запрета в законодательстве на использование в качестве выставочного приемо-отправочного пути станции.

При рассмотрении разногласий по редакции параграфа 9, суд с учетом внесенных сторонами изменений в Инструкцию, считает правомерным предложение истца о внесении изменений в параграф 9 Договора, в соответствии с которым с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не менее 4 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» (ООО «МНПЗ») на железнодорожные выставочные пути станции Внуково № 4,3, 5, 7, в части исключения из него пути № 4 и неправомерным в части исключения пути 3. Ответчик внесение указанных изменений в части исключения пути № 4 из указанного параграфа в судебном заседании признал обоснованными.

В соответствии с п. 3.1. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

В этой связи и на основании внесенных изменений сторонами в Инструкцию суд соглашается с редакцией параграфа 7, предложенного ответчиком, а именно «Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны локомотивом «Перевозчика» на железнодорожные пути станции Внуково №№ 3,4,5,7. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом «Владельца» с железнодорожных выставочных путей станции Внуково №№ 3,5,7 с расстановкой по местам погрузки, выгрузки».

По результатам рассмотрения спора и на основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, возлагаются на истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Изложить параграф 7 Договора № 6/86 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 02.07.2007 в редакции ООО «Московский нефтеперерабатывающий завод», а именно: «Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны локомотивом «Перевозчика» на железнодорожные пути станции Внуково №№ 3,4,5,7. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом «Владельца» с железнодорожных выставочных путей станции Внуково №№ 3,5,7 с расстановкой по местам погрузки, выгрузки».

Во внесении изменений в параграф 8 Договора № 6/86 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 02.07.2007 отказать.

Изложить параграф 9 Договора № 6/86 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 02.07.2007 в следующей редакции: «С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не менее 4 вагона. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» на железнодорожные выставочные пути станции Внуково №№ 3,5,7».

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Н.С. Калинина