ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-33208/19 от 31.07.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

07 августа 2019 года Дело №А41-33208/19

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2019 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Навигатор-Т»

к ФГБУ ВНИИПО МЧС России

о признании решения от 14.03.2019 №15146 незаконным, обязании совершить действия

при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т»
(далее – ООО «Навигатор-Т», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – ФГБУ ВНИИПО МЧС России, заинтересованное лицо, учреждение) с требованиями о признании решения от 14.03.2019 № 15146 незаконным, обязании ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России вынести решение по заявке общества от 13.02.2019 на сертификацию продукции по подтверждению соответствия требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности своей продукции (самоспасателя фильтрующего «Газодымозащитный комплект «ГАРАНТ» (ГДЗК «ГАРАНТ -1 М, ГДЗК «ГАРАНТ-2М») марки «Универсальный» высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018,
ОКПД 2:32.99.11.111, серийный выпуск) на проведение сертификации; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

Определением суда от 02.07.2019 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления и пояснений к отзыву учреждения в полном объеме. Ссылаясь на нормы абзаца 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), нормы Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон
№ 123-ФЗ), указал, что общество для осуществления обязательной сертификации может обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать. Полагая учреждение таким аккредитованным органом сертификации, обратил внимание, что оно неправомерно отказало обществу в проведении обязательной сертификации своей продукции. Представитель ООО «Навигатор-Т» настаивал на удовлетворении заявленных требований.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России в представленном отзыве, дополнениях к отзыв, а его представители в судебном заседании опровергли заявленные обществом требования. Считают оспариваемое решение от 14.03.2019 № 15146 вынесенным на законных основаниях. Кроме того, в судебное заседание учреждением представлены документы о сокращении области аккредитации органа по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО МЧС России (Аттестата аккредитации
№ RA.RU.10ЧС13 от 04.05.2015). В подтверждение своей позиции по рассматриваемому делу привели ссылки на нормы
Закона № 123-ФЗ, Технического регламента Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011
№ 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС). Пояснили, что обязательная сертификация обществом истребуется для получения преимущественного положения на рынке соответствующей продукции. По мнению учреждения, решение
от 14.03.2019, выданное по результатам рассмотрения заявки общества от 30.01.2019 на проведение сертификации продукции, не нарушает права и интересы последнего. Отметили, что общество может обратиться за проведением обязательной сертификации к иным субъектам, имеющим соответствующую аккредитацию. Кроме того, полагают, что общество не лишено возможности провести добровольную сертификацию своей продукции. На основании чего просили отказать в удовлетворении требований ООО «Навигатор-Т».

Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «Навигатор-Т» состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1057747250285, основным видом деятельности которого является торговля оптовая неспециализированная.

13.02.2019 общество направило в ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России заявку на проведение сертификации продукции по подтверждению соответствия требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности – Самоспасателя фильтрующего «Газодымозащитный комплект «ГАРАНТ»
(ГДЗК «ГАРАНТ-1М, ГДЗК «ГАРАНТ-2М») марки «Универсальный» высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018, ОКПД 2:32.99.11.111, серийный выпуск.

Обращение в ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России обосновано данными сайта Федеральной службы по аккредитации, согласно которым учреждению выдан Аттестат аккредитации № RA.RU.10ЧС13 от 04.05.2015 на оказание услуг по обязательному и добровольному подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, а также в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ ISO9001-2011.

По результатам рассмотрения данной заявки ООО «Навигатор-Т» 14.03.2019 вынесено решение ПОЖТЕСТ ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 15146, которым сообщено о невозможности проведения сертификации продукции общества, Самоспасателя фильтрующего «Газодымозащитный комплект «ГАРАНТ»
(ГДЗК «ГАРАНТ -1 М, ГДЗК «ГАРАНТ-2М») марки «Универсальный» высокой эффективности, ТУ 32.99.11-002-77966664-2018, ОКПД 2:32.99.11.111, серийный выпуск, на соответствие Техническому регламенту № 123-ФЗ.

Полагая указанное решение учреждения и отказ в проведении сертификации незаконными, ООО «Навигатор-Т» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Ч. 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно указанной норме и ч. 4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом нормативной совокупности ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 145 Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации (часть 3). Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом № 184-ФЗ, содержащими требования к отдельным видам продукции (часть 4). Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ (часть 6).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия. В состав данного документа включен ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».

На основании Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» принятый ТР ТС вступил в силу с 01.06.2012.

Согласно п. 2 Предисловия ТР ТС настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии со ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии едиными принципами, включая такие как:

- установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.

На основании п. 2 Приложения N 1 к ТР ТС средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие относятся к средствам индивидуальной защиты, на которые распространяется действие ТР ТС.

В Приложении № 5 к ТР ТС установлен список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств – членов Таможенного союза.

В п. 2 данного приложения включены фильтрующие самоспасатели.

Средства индивидуальной защиты согласно ст. 3 ТР ТС выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно ст. 5 ТР ТС, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

По п. 5.1. соответствие средств индивидуальной защиты настоящему ТР ТС обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.

В силу п. 5.3 ст. 5 ТР ТС перед выпуском в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.

Пунктом 7.1 ст. 7 ТР ТС предусмотрено, что при обнаружении средств индивидуальной защиты, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза или подлежащих оценке (подтверждению) соответствия и поступающих или находящихся в обращении без документа об оценке (подтверждении) соответствия данному техническому регламенту Таможенного союза и (или) без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, наделенные полномочиями органы государства - члена Таможенного союза обязаны принять меры по недопущению данной продукции в обращение, по изъятию ее из обращения в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, а также по информированию об этом других государств – членов Таможенного союза.

При этом до вступления в силу ТР ТС на территории РФ помимо норм Законов № 123-ФЗ и 184-ФЗ использовался ГОСТ Р 53261-2009.

ГОСТ Р 53261-2009 устанавливает требования к самоспасателям фильтрующим используемых для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, применяется также ГОСТ Р 22.9.09-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования, который регулирует требования к самоспасателям фильтрующим используемым при чрезвычайных ситуациях различного характера.

С апреля 2018 года ГОСТ Р 53261-2009 включен в перечень стандартов в результате применения которых соблюдается выполнение требований ТР ТС.

Соответствующие разъяснения в этой связи направлены учреждением в адрес общества. В частности, в письме МЧС России исх. от 04.10.2018 № 19-2-3-2032 было указано, что с включением ГОСТ Р 53261-2009 перечень документов по стандартизации к ТР ТС подтверждение соответствия фильтрующих самоспасателей, используемых гражданами при пожаре, проводится только на соответствие требованиям ТР ТС.

Из содержания письма усматривается, что Учреждение прекратило работы по обязательной сертификации самоспасателей на соответствие требований Закона № 123-ФЗ, путем применения отдельных пунктов ГОСТ Р 53261-2009. Кроме того, согласно содержанию письма, и исходя из документов о сокращении области аккредитации органа по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО МЧС России, учреждению сокращена область аккредитации продукции с конца 2018 года. При таких обстоятельствах, учреждение сертифицирует подобную продукцию только в рамках системы добровольной сертификации продукции, с последующей выдачей сертификатов соответствия требованиям ГОСТ Р 53261-2009. Подтверждение соответствия продукции Закону № 123-ФЗ учреждение не вправе осуществлять. Дополнительно, учреждением со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, нормативные правовые акты, регулирующие полномочия МЧС России указал, что в своей деятельности ФГБУ ВНИИПО МЧС России руководствуется в том числе разъяснениями МЧС России, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности. В связи с чем, учреждение руководствуется, в том числе вышеприведенным разъяснением МЧС России
от 04.10.2018 № 19-2-3-2032.

В подтверждение своей позиции и в доказательство отсутствия соответствующих полномочий учреждением в материалы дела представлена также копия сертификата соответствия и сокращенной области аккредитации.

Также необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единый стандарт для универсального самоспасателя фильтрующего, обеспечивающего защиту, как от продуктов горения, так и от опасных химических веществ.

При этом ГОСТ Р 53261-2009 содержит одинаковые с СТБ 11.14.05-2010 показатели предельных концентраций опасных веществ, при которых должна обеспечиваться защита, в связи с чем время защитного действия должно быть в соответствии с требованием п. 4.4 пп. 15 ТР ТС не менее 30 минут при воздействии продуктов горения в концентрациях установленных в ГОСТ Р 53261-2009 и СТБ 11.14.05-2010, а по опасным химическим веществам – в концентрациях установленных в ГОСТ Р 22.9.09-2014. Таким образом, приоритет применения требований принадлежит ТР ТС.

Также, 09.12.2011 странами - участницами Таможенного союза утвержден Перечень стандартов, в результате которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР ТС. Производители самоспасателей, при прохождении сертификации на соответствие требованиям ТР ТС, проводят испытания на соответствие стандартам, указанным в данном Перечне.

В соответствии с пп. 15 п. 4.4 ТР ТС в отношении фильтрующих самоспасателей, используемых при пожарах, кроме требований, предусмотренных подпунктом 14 настоящего пункта, должно применяться требование об обеспечении в течение не менее чем 30 минут защиты органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения – аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода при превышении предельно допустимого содержания токсичного вещества. Уровень предельно допустимого содержания в отношении каждого вещества устанавливается в нормативных документах по пожарной безопасности стран – участников Таможенного союза.

В силу вышеуказанных норм, на основании положений ч. 2 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, п. 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона
от 15.07.1995 № 101-ФЗ «о международных договорах», а также в связи с отсутствием аккредитации у ФГБУ ВНИИПО МЧС России отсутствуют основания для проведения обязательной сертификации продукции, заявленной обществом в заявке на проведение сертификации продукции.

В соответствии с информационным письмом МЧС России от 10.06.2019
№ 43-2926-19 о порядке проведения процедур подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, используемых физическими лицами при пожаре, в рамках подтверждения соответствия положениям пп. 15 п. 4.4 ТР ТС по защите от продуктов горения следует проводить методом, установленным ГОСТ Р 53261-2009.

При таких обстоятельствах, поскольку учреждению сокращена область аккредитации – исключена возможность сертификации фильтрующих самоспасателей, используемых при пожаре на соответствие требованиям Закона
№ 123-ФЗ, у него отсутствует возможность принять заявку ООО «Навигатор-Т» и провести подобную сертификацию.

Согласно ст. 147 Закона № 123-ФЗ сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 указанного закона.

Понятие аккредитация четко определено в статье 2 Закона № 123-ФЗ, как официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Соответственно, там же определено, что орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

В части 2 приведенной статьи определен перечень операций, совокупность которых образует сертификацию.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 123-ФЗ заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ. Право заявителя обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать, предусмотрено в п. 1 ст. 28 Закона № 184-ФЗ.

Следовательно, ФГБУ ВНИИПО МЧС России не обладает необходимым объемом полномочий и некомпетентно на проведение сертификации заявленной продукции.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, судом учитывается, что общество может обратиться к иным субъектам, обладающим соответствующей аккредитацией, либо провести у учреждения добровольную сертификацию своей продукции.

С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, арбитражный суд приходит к выводу, что требования общества не подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос о государственной пошлине, суд отмечает, что поскольку в удовлетворении требований судом отказано, то в силу статьи 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 65, 71, 104, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных ООО «Навигатор-Т» требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья А.В. Цховребова