ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-34184/13 от 11.12.2013 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

24 декабря 2013 года Дело №А41-34184/13

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2013 года

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2013 года

Арбитражный суд Московской области в лице судьи Кулматова Т.Ш., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чекаловой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «СТОЛИЦА» к:

1) Администрации Красногорского муниципального района Московской области,

2) ООО «ПОРТАЛ»,

3) ТГК «Солнечный берег»,

третье лицо: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

с требованиями:

признать сделку по передаче в аренду муниципального земельного
 участка с кадастровым №50:11:000 0000:0067, оформленную договором №33
 аренды земельного участка от 26.02.2008г. (с всеми изменениями и
 дополнениями к договору), в отсутствие проекта планировки и межевания
 территории, в отсутствие правил землепользования и застройки городского
 поселения Красногорск, совершенную без проведения торгов на право
 аренды под строительство, недействительной по ничтожности,

применить последствия недействительности на усмотрение суда,

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СТОЛИЦА» (далее – ООО «СТОЛИЦА», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее – администрация, администрация Красногорского района, ответчик), с заявленными требованиями:

понудить администрацию Красногорского района Московской области выдать истцу заверенные копии документов:

1) постановление Главы Красногорского района от 15.01.2008 № 13/1 «О предоставлении в аренду ООО «Портал» земельного участка площадью 6000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр-н «Чернево-2»;

2) постановление Главы Красногорского района от 03.07.2009 № 1173/7 «О разрешении ООО «Портал» временного размещения охраняемой автостоянки и мойки легкового автотранспорта и КПП на земельном участке площадью 0,6 га, расположенном в Московской области, г.Красногорск, мкр-н Чернево-2, по ул.Братьев Горожанкиных у дома № 15»;

3) договор аренды муниципального земельного участка для строительства медицинского центра, с КН 50611:0000000:0067 площадью 6000 кв.м. от 26.02.2008 № 33 по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр-н Чернево-2, государственная регистрация договора аренды произведена Росреестром 15.04.2008.

В обоснование заявленных требования истец пояснил, что участок сдан в аренду незаконно, с нарушением требований федеральных законов. Участок был сдан в аренду с нарушением установленного порядка предоставления земельных участков под строительство без предварительного согласования места размещения объектов, не были учтены интересы других претендентов на участок, в том числе ООО «Столица». При установлении целевого назначения участка публичные слушания не проводились. Арендатор участка – ООО «Портал» - использует участок не по установленному целевому назначению «для строительства медицинского центра», а под автостоянку. В марте 2013 года были проведены публичные слушания на предмет изменения целевого назначения использования участка с «для строительства медицинского центра» на «для размещения объекта торговли», но прошли с отрицательным результатом. В апреле 2013 года истец запросил в администрации постановления и договор аренды, но в нарушение законодательства РФ, в том числе закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, ответчик проигнорировал запрос истца.

В судебном заседании, состоявшемся 09.09.2013  , заявитель представил ходатайство об изменении предмета заявления, суд в порядке ст.49 АПК РФ принял к производству изменение предмета иска, в котором истец просил:

признать сделку уступки права аренды муниципального земельного участка с КН 50611:0000000:0067, оформленную с согласия Администрации Красногорского муниципального района Московской области, договором от 14.11.2012 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 33 от 26.02.2008 не соответствующей закону – недействительной по ничтожности.

В качестве соответчиков судом были привлечены общество с ограниченной ответственностью «ПОРТАЛ» (далее – ООО «ПОРТАЛ», общество, ответчик) и общество с ограниченной ответственностью «ТГК «Солнечный берег» (далее – ООО «ТГК Солнечный берег», общество, ответчик), в качестве третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

В судебном заседании, состоявшемся 08.10.2013  , истец представил ходатайство об изменении предмета иска, суд в порядке ст.49 АПК РФ принял к производству изменение предмета иска, в котором истец просил:

«Признать сделку по передаче права аренды муниципального земельного участка с кадастровым №50:11:0000000:0067 площадью 6000 кв.м., оформленную на основании Постановления Главы Красногорского муниципального района Московской области от 15.01.2008 №13/1 «О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Портал» земельного участка в 6000 кв.м. по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр. «Чернево-2» с разрешенным видом использования: для строительства медицинского центра», договором №33 аренды земельного участка от 26.02.2008г., зарегистрированного РОСРЕЕСТРОМ в ЕГРПН 15.04.2008г. за №50-50-11/016/2008-271, с уточнениями по Постановлению Главы Красногорского муниципального района Московской области от 03.07.2009г. №1173/7 «О разрешении ООО «Портал» временного размещения охраняемой автостоянки и мойки легкового автотранспорта и КПП на земельном участке площадью 0,6га, расположенном в Московской обл., г.Красногорск, мкр. «Чернево-2» по ул.Братьев Горожанкиных у дома №15», противоречащей законодательству Российской Федерации, недействительной по ничтожности;

применить последствия ничтожности: взыскать в доход РФ, все полученное ООО «ПОРТАЛ» по сделке: денежные средства, собранные с автовладельцев за весь период незаконной эксплуатации автостоянки с 2009 г. по 26.12.2012 г.».

В судебном заседании 11.12.2013   судом рассмотрено ходатайство истца об окончательном изменении и уточнении предмета иска, суд в порядке ст.49 АПК РФ принял уточнения предмета иска, в которых истец просит:

признать сделку по передаче в аренду муниципального земельного участка с кадастровым № 50:11:0000000:0067, оформленную договором № 33 аренды земельного участка от 26.02.2008 (с всеми изменениями и дополнениями к договору), в отсутствие проекта планировки и межевания территории, в отсутствие правил землепользования и застройки городского поселения Красногорск, совершенную без проведения торгов на право аренды под строительство, недействительной по ничтожности,

применить последствия недействительности на усмотрение суда.

Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований.

Администрация и ООО «Портал» в обоснование возражений сослались на то, что спорный договор аренды между администрацией и ООО «Портал» был заключен в 2008 году для строительства медицинского центра. Вид разрешенного использования земельного участка был определен проектом планировки мкрн. Чернево-2 постановлением Главы Красногорского района от 20.05.2004 – еще до принятия действующего Градостроительного кодекса РФ. Предоставление участка осуществлялось в порядке, предусмотренном ст.30 Земельного кодека РФ, с предварительным согласованием места размещения объекта. ООО «Столица», а также иные лица кроме ООО «Портал», с заявкой на данный участок не обращались. Временное изменение вида разрешенного использования участка на «под автостоянку» связано со сложившимся экономическим положением и имеет целью реализацию проекта строительства медицинского центра.

Кроме того, ответчики заявили ходатайство о применении сроков исковой давности.

Из материалов дела следует, что 15 января 2008 года Главой администрации Красногорского района вынесено постановление № 13/1 «О предоставлении в аренду ООО «Портал» земельного участка площадью 6000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкрн «Чернево-2» с разрешенным видом использования «для строительства медицинского центра» (л.д.45 т.1).

Согласно указанному постановлению, оно принято на основании обращения ООО «Портал» о предоставлении участка в аренду, постановления Главы Красногорского района от 06.07.2006 № 1833/7 о согласовании размещения медицинского центра ООО «Портал» в мкрн. Чернево-2 г.Красногорска (л.д.126), постановления Главы администрации Красногорского района от 29.12.2006 № 3917/12 об утверждении границ земельного участка площадью 6000 кв.м. (л.д.125 т.1), а также с учетом отсутствия заявок от других организаций по предоставлению земельного участка под заявленные цели и отсутствия обращений граждан по планируемому строительству.

В 2007 году участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0000000:0067 (л.д.55 т.1).

26 февраля 2008 года между Администрацией Красногорского района и ООО «Портал» был заключен договор аренды № 33 указанного земельного участка (л.д.48 т.1).

14 ноября 2012 года заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 33 от 26.02.2008 между ООО «Портал» и ООО «ТГК Солнечный берег» (л.д.58-62 т.1).

Считая, что договор аренды № 33 (со всеми изменениями и дополнениями к договору) был заключен с нарушением закона, в частности, норм земельного и градостроительного законодательства, а также с нарушением прав и законных интересов ООО «Столица», общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Истец просит признать недействительным договор аренды земельного участка (со всеми изменениями и дополнениями к договору), ссылаясь на ст.168 ГК РФ, согласно которой, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В обоснование недействительности заключенной сделки - договора аренды земельного участка (со всеми изменениями и дополнениями к договору) истец ссылается на нарушение норм земельного и градостроительного законодательства, устанавливающих порядок определения и изменения вида разрешенного использования земельных участков и порядок предоставления земельных участков под строительство объектов недвижимости. Истец считает, что, заключение договора аренды с ООО «Портал» нарушило права и законные интересы ООО «Столица», которое также претендовало и претендует на спорный земельный участок.

Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Гражданском кодексе РФ. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании ничтожной сделки недействительной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. При этом под заинтересованным лицом понимается лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участником сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, установление факта его нарушения, установление факта нарушения права истца именно ответчиком, наличие материального ущерба.

Исходя из смысла ч.1 ст.65 АПК РФ бремя доказывания нарушения прав и законных интересов совершенной сделкой лежит на истце, который обратился с настоящим иском о признании недействительным заключенных сделок по передаче права аренды и договора аренды земельного участка.

Истец, ООО «Столица», ссылается на нарушение земельного и градостроительного законодательства при предоставлении в аренду спорного земельного участка, в частности, статьи 30 ЗК РФ, статей 42, 43, 44, 45, 46 ГрК РФ.

Доводы истца о нарушении законодательства сводятся к тому, что участок предоставлен под строительство не по результатам торгов; вид разрешенного использования участка был установлен в отсутствие утвержденных и согласованных проектов планировки и межевания территории; в настоящее время участок используется не по целевому назначению.

Кроме того, истец ссылается на нарушение при заключении спорного договора положений Федерального закона «О защите конкуренции» и Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).

Согласно ч.1 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2 ст.30 ЗК РФ).

В силу ч. 4 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка (выполнение кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение);

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов),

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В силу ч. 5 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность или договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (ч.7 ст.30 ЗК РФ).

В ст.31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Как установлено судом, спорный земельный участок был предоставлен в аренду в порядке, предусмотренном для предоставления участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, для которого не требуется обязательное проведение торгов.

06 июля 2006 года Администрацией Красногорского района вынесено постановление № 1833/7 о согласовании размещения медицинского центра в г.Красногорске, мкрн. «Чернево-2» для ООО «Портал», утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,6 га из земель поселений, установлено разрешенное использование участка «для размещения медицинского центра». Постановлением от 29.12.2006 № 3917/12 (л.д.125) утверждены границы земельного участка площадью 6000 кв.м. для строительства медицинского центра.

Сообщение о выделении участка для строительства медицинского центра для ООО «Портал» опубликовано в газете «Красногорские вести» № 8 от 25 января 2005 года (л.д.128).

Земельный участок предоставлен ООО «Портал» по установленной Земельным кодексом РФ процедуре, при отсутствии в период его предоставления других заявок от юридических и физических лиц на участок.

В 2007 году земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0000000:0067, и в 2008 году вынесено постановление о предоставлении участка в аренду ООО «Портал» для строительства медицинского центра.

Таким образом, договор аренды, который истец просит признать недействительным, заключен на основании и во исполнение постановлений администрации.

Приняв указанные постановления, администрация воспользовалась полномочиями, предоставленными ей земельным законодательством (ст.ст. 29, 30, 31 ЗК РФ).

Действия администрации по вынесению указанных постановлений не оспорены, постановления не обжалованы.

Таким образом, суд констатирует тот факт, что оспариваемые договоры заключены после и на основании действий уполномоченных органов по формированию и предоставлению земельных участков, которые незаконными не признаны.

Кроме того, судом не установлен факт нарушения требований законодательства и законных прав истца заключением оспариваемого договора.

Ответчики сослались на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство медицинского центра ООО «Портал» обратилось еще в начале 2005 года, до образования в качестве юридического лица ООО «Столица» - 22.08.2005 (т.1, л.д. 8). Формирование участка происходило в порядке предоставления его для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, на основании заявки ООО «Портал».

Постановление администрации о предварительном согласовании места размещения объекта вынесено в 2006 году, но истцом не обжаловалось.

При данных обстоятельствах, суд считает, что истцом не доказаны установление факта нарушения прав и интересов истца оспариваемым договором. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии нарушения законодательства при предоставлении спорного участка в аренду ООО «Портал».

Ссылка истца на нарушение градостроительного законодательства при заключении договора аренды, а именно: определение администрацией вида разрешенного использования земельного участка в отсутствие утвержденной градостроительной документации (проектов планировки и межевания территории, прошедших публичные слушания), судом также не принимается.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс РФ, установивший порядок определения вида разрешенного использования земельных участков путем утверждения проектов межевания и планировки территории (ст.ст.41, 42, 43, 45 ГрК РФ), принят в декабре 2004 года, вступил в силу со дня его официального опубликования (январь 2005 года).

В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие (ст.9 Федерального закона № 191-ФЗ).

Обращение ООО «Портал» в администрацию Красногорского района о предоставлении ему земельного участка под строительство медицинского центра в микрорайоне «Чернево-2» состоялось в декабре 2004 года, планировка территории микрорайона Чернево-2 производилась до вступления в силу действующего ГрК РФ, следовательно, довод истца о несоответствии порядка установления вида разрешенного использования участка порядку, предусмотренному ГрК РФ, является несостоятельным.

Факт временного изменения вида разрешенного использования участка на «под автостоянку» в данном случае не имеет правового значения, поскольку договор аренды заключен в 2008 году, а вид разрешенного использования земельного участка временно изменен постановлением администрации от 03.07.2009 (л.д.44), то есть в период действия договора аренды.

В силу ст.168 ГК РФ признается недействительной сделка, не соответствующая требованиям закона на момент ее совершения.

В оспариваемый договор изменения не внесены.

По договору об уступке прав и обязанностей по договору аренды от 14.11.2012 передаются права на земельный участок с разрешенным видом использования «для строительства медицинского центра», а не «под автостоянку» (л.д.58).

Федеральный закон «О защите конкуренции», на который ссылается истец, устанавливает, что порядок заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии со специальным законодательством, а именно, Земельным кодексом РФ.

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, и также не может быть применен при рассмотрении данного иска, поскольку не затрагивает вопроса аренды земельных участков.

Постановление Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», на нарушение которого также ссылается истец, устанавливает, что оно применяется в соответствии со ст.38 ЗК РФ, согласно которой предметом торгов может быть сформированный согласно подп.1 п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого участка. Следовательно, оно к настоящему спору также не относится.

Несостоятельная также ссылка истца на нарушение заключенным договором нормативного правового акта – Решения Совета депутатов Красногорского района Московской области от 25.01.2001 № 163/1 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения землей в муниципальном образовании «Красногорский район», в соответствии с которым постановление о выделении земельных участков юридическим и физическим лицам для конкретного целевого назначения подписывает глава района на основании решения комиссии по предоставлению земельных участков, акта выбора или утвержденной в установленном порядке градостроительной документации. В данном случае участок предоставлен в аренду с учетом принятых до его представления постановлений Главы администрации об утверждении границ земельного участка, об утверждении акта выбора земельного участка и согласовании размещения медицинского центра ООО «Портал» в г.Красногорске.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что процедура предоставления земельного участка в аренду была соблюдена в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством; права и законные интересы истца при заключении договора аренды участка (со всеми изменениями и дополнениями к договору) нарушены не были.

Кроме того, суд считает обоснованными доводы ответчиков о пропуске истцом сроков исковой давности по заявленным требованиям.

Согласно ст.181 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2013 года, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Оспариваемая истцом сделка была заключена в 2008 году, с этого момента началось ее исполнение, следовательно, указанный в ст.181 ГК РФ срок исковой давности на момент обращения ООО «Столица» с настоящими исковыми требованиями истек в 2011 году.

Довод истца о том, что срок исковой давности должен течь с момента, когда истец узнал о нарушении законодательства РФ, то есть с апреля 2013 года, судом не принимается, поскольку противоречат положениям гражданского законодательства о сроках исковой давности (ст.181 ГК РФ).

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительной по ничтожности сделки по передаче в аренду муниципального земельного участка с кадастровым №50:11:0000000:0067, оформленную договором № 33 аренды земельного участка от 26.02.2008г. (со всеми изменениями и
 дополнениями к договору), в отсутствие проекта планировки и межевания
 территории, в отсутствие правил землепользования и застройки городского
 поселения Красногорск, совершенную без проведения торгов на право
 аренды под строительство, и считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

На усмотрение суда, оснований для применения последствий недействительности сделки в данном случае не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «СТОЛИЦА» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде.

Судья Т.Ш.Кулматов