Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
16 августа 2013 года Дело № А41-34624/12
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2013 года
Полный текст решения изготовлен 16.08.2013 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья А.В.Гринева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лэнд Менеджмент» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Московской области
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Ленинского муниципального района Московской области; Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Московской области
о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105
При участии в судебном заседании- согласно протоколу,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью «Лэнд Менеджмент» (Далее – «Заявитель», «Общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Далее - «Управление Росреестра по МО»), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Московской области (Далее - «Кадастровая палата») со следующими требованиями:
1) Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области», не вступившего в законную силу по состоянию на 1 января 2012 года.
2) Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
3) Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Лэнд Менеджмент», исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области», не вступившего в законную силу по состоянию на 1 января 2012 года.
До рассмотрения спора по существу заявитель уточнил заявленные требования и просил суд:
1) Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
2) Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
3) Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Лэнд Менеджмент», исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб., определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (Далее – АПК РФ).
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Ленинского муниципального района Московской области; Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Московской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал ранее заявленное ходатайство о назначении по делу судебной компьютерно-технической экспертизы.
Ходатайство судом рассмотрено и отклонено. В рамках настоящего судебного разбирательства оспариваются действия органов государственной власти, а легитимность нормативного акта.
Представителем общества было заявлено о фальсификации Минэкологией МО следующих доказательств: письмо ГАУ МО АИС «Подмосковье» от 07.12.2012 г. № 124-П-12, письмо ГАУ МО АИС «Подмосковье» от 25.01.2013 г. № 08-п-13, скрин-шот заявки на размещение информации в автоматизированной системе управления публикациями АСУП с информацией о направленном Минэкологией МО и принятом ГАУ АИС «Подмосковье» для размещениям файла объемом 36 431 килобайт.
В смысле, придаваемом понятию фальсификации доказательств статьей 161 АПК РФ, может быть изготовлен сфальсифицированный документ, подделаны его реквизиты, подписи и пр., а не содержащиеся в нем сведения о тех либо иных обстоятельствах, которые подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ.
В связи с изложенным Арбитражный суд считает вышеуказанное заявление общества не подлежащим рассмотрению в соответствии со ст. 161 АПК РФ как заявление о фальсификации доказательств. Оно подлежит рассмотрению как довод общества об оценке представленных в дело доказательств.
Представитель заявителя требования поддержал. В обоснование заявленных требований Общество указало, что кадастровая стоимость земельных участков заявителя была необоснованно рассчитана на основании не вступившего по состоянию на 01.01.2012 года нормативного акта Распоряжения Минэкологии МО от 25.11.2011 года № 236-РМ. Заявитель указывает, что приложения № 1-4 к вышеназванному распоряжению, на основании, которого была рассчитана кадастровая стоимость земельных участков, не были опубликованы газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 222 от 30.11.2011 г. вместе с распоряжением в установленном порядке. Приложения № 1-4 к Распоряжению Минэкологии МО в виде заархивированных файлов в формате Microsoft office Word и Excel на неустановленную дату размещены на сайте http://mep.mosreg.ru/norm_prav_acts/. При этом пользователь лишен возможности установления конкретной даты, по состоянию на которую заархивированные файлы в формате Microsoft office Word и Excel размещены на сайте Минэкологии МО. Регламент Правительства МО, Положение о Минэкологии МО, иные акты не предусматривают такого способа официального опубликования нормативных правовых актов как размещение их на официальном сайте государственного органа.
Представитель Управления Росреестра по МО возражал против удовлетворения заявленных требований. В письменных пояснениях указал, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, заявителем не представлены доказательств нарушения его прав и законных интересов в соответствии со ст. 65 АПК РФ. По мнению Управления Распоряжение Минэкологии МО опубликовано надлежащим образом. Приложения к распоряжению были размещены на официальном сайте Минэкологии МО. Нормативные акты не содержат требования об обязательной публикации Распоряжений об изменении кадастровой оценки земель.
Представитель Кадастровой палаты по МО просила отказать в удовлетворении требований. Пояснила, что Распоряжение Минэкологии Московской области № 236-РМ от 25.11.2011 года было опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 222 от 30.11.2011 года. В данной публикации имелась ссылка на то, что Приложения № 1-4 к Распоряжению размещены на официальном сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет (адрес: http.mep.mosreg.ru). Кадастровая палата, внося изменения в ГКН об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков, руководствовалась Распоряжением Минэкологии № 236-РМ, сведения о принятии и публикации которого были направлены в Орган Кадастрового учета Минэкологией МО. Распоряжение Минэкологии МО не является нормативным актом о налогах и сборах.
Представитель Министерства экологии и природопользования МО возражала против удовлетворения заявленных требований. В письменном отзыве указала, что Распоряжение № 236-РМ опубликовано надлежащим образом. Сайт Минэкологии МО (http.mep.mosreg.ru) является официальным сайтом и указан на портале Правительства Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2005 года № 968/52, а также в Административном регламенте Министерства экологии и природопользования Московской области, утвержденном Распоряжением Минэкологии МО от 05.04.2011 № 65-РМ. Весь материал Приложений к распоряжению занимает 600 страниц формата А4, и размещение такого большого объема информации в печатном издании является экономически нецелесообразным. О том, что Приложения к Распоряжению № 236-РМ размещены на сайте Минэкологии МО, было указано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 222 от 30.11.2011 года.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Ленинского муниципального района Московской области; Администрации муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Московской области, извещенных о времени и месте судебного заседании надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Лэнд Менеджмент» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105.
Заявитель обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Московской области с письменным заявлением исх. № 2 от 07.02.2012 г. о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105.
В соответствии с письменным ответом Кадастровой палаты по МО исх. № 01-39/113 от 09.04.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» по состоянию на 01 января 2012 года составила 204 493 851,60 руб.
Общество считает действия по определению по состоянию на 01 января 2012 года и предоставлению для целей исчисления земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ незаконными, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010.
В рамках настоящего дела заявителем были заявлены требования в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании действий заинтересованных лиц об определении кадастровой стоимости на определенную дату на основании нормативного акта, по мнению общества, не подлежащего применению. Требования об определении кадастровой стоимости в порядке искового производства обществом не заявлялись.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 НК РФ).
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах -это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом.
Согласно части 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 НК РФ и с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О, налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства МО от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям Минэкологии МО относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
По вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, Минэкологии МО принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (пункт 12.88 постановления Правительства № 681/27 от 17.09.2007).
Материалами дела подтверждено, что в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» за № 222 от 30.11.2011 года опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ г.Красногорск «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
Публикация в газете имеет следующее содержание:
«В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1:
1. Утвердить:
1.1. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1).
1.2. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
1.3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3).
2. Установить перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему распоряжению (приложение N 4).
3. Номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1-1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010)». В этой газетной публикации содержится указание на то, что Приложения №№ 1 – 4 к распоряжению Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
Из изложенного следует, что Распоряжение Минэкологии МО № 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии МО выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты «Ежедневные Новости. Подмосковье» за № 222 от 30.11.2011 года.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Распоряжение № 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, отклоняются судом первой инстанции как необоснованные.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Факт размещения Приложений к Распоряжению № 236-РМ - результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя – в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела.
Наличие такого размещения и доступность информации непосредственно исследовались Арбитражным судом в судебном заседании.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, не принимаются судом.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению № 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение № 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из Минэкологии МО информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, как земельных участков заявителя, так и иных лиц, действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у органа кадастрового учета и Росреестра при определении кадастровой стоимости не имелось.
Вместе с тем, доводы заявления общества сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абз. 4 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает, что как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с распоряжением Минэкологии МО 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно размещения приложений 1-4 на общедоступном сайте в сети интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое распоряжение № 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии МО. Темы, в отношении которых издано распоряжение – утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что опубликование распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии МО в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета, является правильным.
Заявитель обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости, в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем, действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона № 221-ФЗ.
Принимая во внимание, что рассматриваемое распоряжение было известно как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается в настоящее время как нормативный акт, принятый компетентным органом и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур, породило соответствующие правовые последствия по определению кадастровой стоимости земельных массивов Московской области, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13.09.2011 N 6254/11, суд считает необходимым указать на возможность в таком случае рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм заинтересованными лицами не допущено.
Судом установлено, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего права.
Отказ в удовлетворении требований о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости, не лишает заявителя возможности защищать свои интересы надлежащим способом и обратиться в Арбитражный суд с требованиями о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки и установлении рыночной стоимости земельного участка в порядке искового производства.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.В.Гринева.