Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
03 сентября 2021 года Дело №А41-36533/21
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2021 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО «ПИК-Комфорт» (ИНН<***>)
к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (ИНН<***>)
о признании незаконным предписания
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ПИК-Комфорт» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным предписания от 30.04.2021 № 08ОГ/21-194-72-21-2021.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Представителем управления заявленные требования не признаны по доводам отзыва на заявление и дополнительных пояснений.
Исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Обществом получена лицензия от 29.03.2021 № №077 002206 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
30.04.2021 управлением на основании распоряжения № 08ОГ/21-194-72-21-2021
от 09.04.2021 проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки обращения собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область,
<...> (далее – МКД) по вопросу включения в единый платежный документ платы за «услугу вывоз твердых коммунальных отходов
с апреля 2020 года по январь 2021 года».
По результатам проверки выявлено нарушение лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, а именно: начисление платы за не оказанную услугу «вывоз ТКО» в период с апреля 2020 года по январь 2021 года.
По результатам проверки составлен акт проверки № 08ОГ/21-194-72-21-2021
от 30.04.2021, в адрес заявителя выдано предписание № 08ОГ/21-194-72-21-2021
от 30.04.2021, которым обществу указано на необходимость в срок до 01.06.2021 произвести перерасчет платы за не оказанную услугу «вывоз ТКО» в период с апреля 2020 года
по январь 2021 года.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении отзыве на него, дополнительных пояснениях, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 № 485/27 (далее – Порядок), государственный жилищный надзор осуществляется Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».
Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 22 Порядка уполномоченные должностные лица Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора, в том числе, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок.
Согласно частям 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
В положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110) установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
В пункте 3 Положения № 1110 определены лицензионные требования к лицензиату, к числу которых относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением установленных данной нормой стандартов, в том числе: организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в частности осуществлением управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана обеспечивать соблюдение установленных стандартов посредством исполнения своих обязанностей, вытекающих из положений Жилищного кодекса Российской Федерации и лицензионных требований.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из акта проверки от 30.04.2021 № 08ОГ/21-194-72-21-2021, управляющая организация ООО «ПИК-Комфорт» после ввода МКД в эксплуатацию с апреля 2020 начала выставлять платежные поручения на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕПД), включая строку за «вывоз ТКО» с апреля 2020 года.
В строке «Тариф на оказанную услугу» указывался утвержденный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Московской области на 2019 год 875,93 руб с НДС, согласно постановления Правительства Московской области «Об утверждении предельных тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Московской области».
В сентябре 2020 года управляющая организации ООО «ПИК-Комфорт» произвела перерасчет жителям МКД по строке «обращение с ТКО», которые оформили передаточные акты на жилые помещения после ввода МКД в эксплуатацию.
МКД введен в эксплуатацию в феврале 2020 года, в ЕПД за сентябрь 2020 года
ООО «ПИК-Комфорт» отразило, что услуга «обращение с ТКО» объем индивидуальное потребление равно «0», тариф на оказание «0», произвело перерасчет за не оказанную услугу в пользу потребителя (собственника) МКД в полном объеме.
В ЕПД за октябрь 2020 года - январь 2020 года включительно строка «обращение с ТКО» ООО «ПИК-Комфорт» не включалась, в ЕПД за февраль 2020 года
ООО «ПИК-Комфорт» включило строку «обращение с ТКО» с перерасчетом за предыдущие месяцы октябрь 2020-январь 2021 с индексом «+».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по данному МКД заключен между ООО «Каширский региональный оператор» и потребителем ООО «ПИК-Комфорт» 13.01.2021 за номером №КРО-2020-7013276.
Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2020.
Протокол разногласий к договору №КРО-2020-7013276 от 13.01.2021, содержащий условия изменения пункта 1.3 в части начала действия правоотношений сторон договора с 10.03.2020, подписан со стороны «Потребителя» ООО «ПИК-Комфорт». ООО «Каширский региональный оператор» изменения не приняты.
Также между сторонами подписаны дополнительное соглашение №1 от 01.02.2021 к договору №КРО-2020-7013276 от 13.01.2021 с приложением по объемам и местом накопления ТКО, дополнительное соглашение №2 от 09.04.2021 к договору
№КРО-2020-7013276 от 13.01.2021 с приложением по объемам и местом накопления ТКО, дополнительное соглашение №3 от 09.04.2021 к договору №КРО-2020-7013276 от 13.01.2021 с приложением по объемам и местом накопления ТКО, дополнительное соглашение №4
от 09.04.2021 к договору №КРО-2020-7013276 от 13.01.2021 с приложением по объемам и местом накопления ТКО, дополнительное соглашение №5 от 09.04.2021 к договору
№КРО-2020-7013276 от 13.01.2021 с приложением по объемам и местом накопления ТКО.
На запрос Госжилинспекции от 09.04.2021 № 08ОГ/21-194-72-21-2021
ООО «Каширский региональный оператор» письмом от 19.04.2021 №1311 подтвердило, что не выставляло акты выполненных работ и счета фактуры в адрес потребителя
ООО «ПИК-Комфорт» за 2020-2021 годы.
В адрес ООО «Каширский региональный оператор» поступило обращение №5175230 от 17.03.2021 через портал «ДОБРОДЕЛ» от собственника МКД по вопросу не предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО и отсутствием контейнерных площадок в 2020 году.
Официальным ответом на указанное обращение ООО «Каширский региональный оператор» 30.03.2021 разъяснило, что договор находится в стадии подписания с управляющей компанией ООО «ПИК- Комфорт», вывоз ТКО осуществляется
с января 2021 года. За 2020 год начислений по данному адресу от «Каширского РО» в сторону жителей не было. По вопросу начисления необходимо обращаться в управляющую компанию ООО «ПИК-Комфорт», т.е. тем самым, подтверждая не оказание услуг по вывозу ТКО с территории МКД.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, у ООО «ПИК-Комфорт» отсутствовали правовые основания для выставления счетов, собственникам, нанимателя жилых помещений в МКД, за не оказанную услугу по обращению с ТКО, что является грубым нарушением лицензионных требований лицензиатом, может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений в МКД. Ответственность за грубое нарушение лицензионных требований не возникает, если управляющая организация надлежащим образом исполнила свои обязательства по договору управления многоквартирным домом.
В рассматриваемом случае оснований для вывода о том, что общество надлежащим образом исполнило свои обязательства по договору управления МКД, по неправомерному выставлению счета за не оказанную услугу, не имеется, доказательств обратного материалы дела не содержат.
С учетом вышеизложенного суд признает, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом надлежащему лицу, при наличии фактических и правовых оснований. Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания. Срок исполнения предписания является разумным, а предписание исполнимым, препятствий к устранению нарушений суд не усматривает.
Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемым ненормативным актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, что оспариваемое предписание не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту. Само по себе законное предписание не может нарушать права заявителя, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с главой 9 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку суд при рассмотрении настоящего спора пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя, расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья А.В. Цховребова