ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-37442/17 от 04.07.2017 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

07 июля 2017 года                                                Дело №А41-37442/17

Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 07 июля 2017 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гапеевой Р.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.О. Баранец,    

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

прокурора города Королева Московской области

к государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта Московской области «Мострансавто»

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Пастуховой Е.Ю.;

от заинтересованного лица -  Есиповича А.А. по доверенности от 30.12.2016 № ОД-678.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Королева Московской области   (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области «Мострансавто» (далее –   ГУП ПАТ МО «Мострансавто», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя поддержал  требование о привлечении общества к административной ответственности.

Представитель  заинтересованного лица заявленное требование признал.

Из материалов дела следует, что ГУП ПАТ МО «Мострансавто» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек  на основании лицензии № АСС-50-616330.

07.04.2017 уполномоченным должностным лицом прокуратуры города Королев Московской области с участием госинспектора ОГИБДД УМВД России по г.о. Королев проведена проверка исполнения ГУП ПАТ МО «Мострансавто»  федерального законодательства при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.

В ходе проведенной проверки выявлено, что ГУП ПАТ МО «Мострансавто» допускаются нарушения продолжительности ежедневной работы (смены), а именно: в соответствии с путевым листом от 26.01.2017 № 0410331, возвращение водителя Макарова В.И. в 23 час. 21 мин., в соответствии с путевым листом от 27.01.2017                    № 0410473, водитель Макаров В.И. прошел предрейсовый медицинский осмотр в 05 час. 29 мин., выезд в 05 час. 34 мин., таким образом, ежедневный (междусменный) отдых водителя Макарова В.И. между сменами 26.01.2017 и 27.01.2017 составил 06 час. 08 мин.;

в соответствии с путевым листом от 16.02.2017 № 0413248, возвращение водителя Селиверстова С.М. в 21 час. 58 мин., прошел послерейсовый медицинский осмотр в 22 час. 26 мин., в соответствии с путевым листом от 17.02.2017 № 0413378, водитель Селиверстов С.М. прошел предрейсовый медицинский осмотр в 05 час. 22 мин., выезд в 05 час. 23 мин., таким образом, ежедневный (междусменный) отдых водителя Селиверстова С.М. между сменами 16.02.2017 и 17.02.2017 составил 06 час. 56 мин.;

в соответствии с путевым листом от 18.02.2017 № УП130005628,
возвращение   водителя   Рамазанова   Г.А.   в   22   час.   23   мин.,   прошел послерейсовый медицинский осмотр в 22 час. 44 мин., в соответствии с путевым листом от 19.02.2017 № УШ30005768, водитель Рамазанов Г.А. прошел предрейсовый медицинский осмотр в 05 час. 50 мин., выезд в 06 час. 10    мин., таким образом, ежедневный (междусменный) отдых водителя
Рамазанова Г.А. между сменами 18.02.2017 и 19.02.2017 составил 07 час. 06
мин.

По результатам проверки 07.04.2017 составлен акт проверки № 7-7/2017.

25.04.2017 прокурором города Королев Московской области в отношении ГУП ПАТ МО «Мострансавто»  вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

   Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил, что заявленное требование  подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

   Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно подпунктам «з», «и»  пункта 4 Положения о лицензировании,  лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 5 данного Положения о лицензировании, осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 Согласно статье 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьями 91, 104 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником. Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

В соответствии с пунктом 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Согласно пункту 11 Положения, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно пункту 15 Положения, рабочее время водителя состоит, в том числе из времени управления автомобилем, времени проведения медицинского осмотра перед выездом на линию и после возращения с линии, времени простоев не по вине водителя.

В соответствии с пунктом 24 Положения, водителю предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов.

В соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Надлежащее исполнение правил и требований, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами в сфере лицензируемого вида деятельности, является обязанностью лицензиата.

Как указано выше, заинтересованное лицо имеет лицензию № АСС-50-616330  на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, то есть ГУП ПАТ МО «Мострансавто»     является лицензиатом.

Наличие лицензии наделяет лицо правом на осуществление деятельности, предусмотренной лицензией.

Соблюдение лицензионных условий, то есть условий, предусмотренных лицензией, является обязательным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности в лицензируемой сфере.

            Из материалов дела следует и судом установлено, что ГУП ПАТ МО «Мострансавто»  не соблюдаются условия, предусмотренные Положением о лицензировании.

Наличие события административного правонарушения подтверждено материалами дела и не оспаривается представителем ГУП ПАТ МО «Мострансавто».

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ГУП ПАТ МО «Мострансавто»   в совершенном правонарушении доказана материалами дела,  ГУП ПАТ МО «Мострансавто»   не представило доказательств невозможности исполнения действующего законодательства при осуществлении  своей предпринимательской деятельности.  

Наличие в действиях ГУП ПАТ МО «Мострансавто»   состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ доказывается актом проверки  от 07.04.2016, постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении  от 25.04.2017.

Суд не находит нарушений процессуальных требований в действиях заявителя.

Судом также установлено, что срок для привлечения к административной ответственности не истек.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Представитель  ГУП ПАТ МО «Мострансавто»   в судебном заседании ссылался на тяжелое имущественное положение, отсутствие  водителей  в штате  предприятия.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 25.02.2014, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По мнению суда, в рассматриваемом случае действиями прокуратуры по возбуждению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста сутокбудет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности лица.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное положение ГУП ПАТ МО «Мострансавто», признание вины суд считает возможным снизить размер штрафа до 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            1.  Заявление Прокурора города Королев Московской областиудовлетворить.

2.  ГУП ПАТ МО «Мострансавто», находящееся по адресу:  Московская область, г. Химки, ул. Пролетарская, д. 18, дата государственной регистрации 25.08.1997, ОГРН 1025006171519, ИНН 5000000017, к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. 

Получатель штрафа – Управление     Федерального     казначейства     по     Московской     области (Прокуратура Московской области лицевой счет: 04481498620), ИНН 7702151927; КПП: 770201001; Банк: ГУ Банка России по ЦФО; БИК: 044525000; Расчетный счет: 40101810845250010102; КБК: 415 1 16 90040 04 6000 140; ОКТМО 46734000. В    назначении    платежа:    штраф    по    делу    №         от    наименование юридического лица, ФИО физического лица, прокуратура города Королева.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Суд разъясняет, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, судебный акт на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

3.  Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4.  Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Московской области.

Судья                                                                                  Р.А. Гапеева