Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
05 августа 2013 года Дело №А41-3825/13
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2013 года
Судья Арбитражного суда Московской области А.С. Шайдуллина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой С.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Стройтехинвест"
к Администрации Одинцовского муниципального района
третьи лица:
1) Комитет по управлению имуществом Одинцовского муниципального района,
2) Администрация городского поселения Одинцово Московской области
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании: согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее – заявитель, ООО "Стройтехинвест"
) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Одинцовского муниципального района (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконными бездействия Администрации Одинцовского муниципального района Московской области района Московской области, выразившееся в непринятии в месячный срок с момента подачи заявления ООО «Стройтехинвест» решения о предоставлении в собственность общества земельного участка с КН 50:20:003:0107:46 и не направлении ООО «Стройтехинвест» проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4716 кв.м, из земель населенных пунктов КН 50:20:003:0107:46, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, мкр.7а, для целей благоустройства, оборудования зоны отдыха, размещения комплекса объектов культурно-развлекательного и рекреационного назначения и объектов инженерной инфраструктуры с восстановлением искусственного водоема;
- обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ООО «Стройтехинвест» земельного участка с КН 50:20:003:0107:46 и направить в адрес ООО «Стройтехинвест» проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 4716 кв.м, из земель населенных пунктов КН 50:20:003:0107:46, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, мкр.7а, для целей благоустройства, оборудования зоны отдыха, размещения комплекса объектов культурно-развлекательного и рекреационного назначения и объектов инженерной инфраструктуры с восстановлением искусственного водоема.
Определением суда от 12.02.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет по управлению имуществом Одинцовского муниципального района.
Определением суда от 27.03.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация городского поселения Одинцово Московской области.
Третье лицо-2 - Администрация городского поселения Одинцово Московской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось.
Согласно ч.2 ст. 200 АПК РФ суд рассматривает дело при данной явке.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо возражало против заявленных требований заявителя.
Третье лицо-1 поддержало позицию заинтересованного лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
05.06.2012г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройтехинвест» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030107:46 № 4946.
В соответствии с п.2.1. договора срок аренды участка устанавливается с 05.06.2012г. по 04.06.2017г.
Договор аренды зарегистрирован УФРС по МО 28.06.2012, регистрационная запись № 50-50-20/030/2012-261.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 14.05.2013 № Мо-13/ЗВ-508908 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030107:46 имеет площадь 4746 кв.м., местоположение – установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Одинцовский р-н, мкр. 7а, г. Одинцово; категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для целей благоустройства, оборудования зоны отдыха, размещения комплекса объектов культурно - развлекательного и рекреационного назначения и объектов инженерной инфраструктуры с восстановлением искусственного водоема.
Согласно выписке из ЕГРП от 26.03.2013 № 20/021/2013-10 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030107:46 правообладателя не имеет, обременен договором аренды № 4946 от 05.06.2012г.
Согласно выписке из ЕГРП от 26.03.2013г. № 20/021/2013-16 и свидетельству о регистрации собственности 50-АГ № 680554 от 19.07.2012г. на праве собственности заявителю принадлежит здание досугового назначения, назначение –нежилое , 1- этажный, общая площадь 84 кв.м..
Согласно в выписке из ЕГРП от 26.03.2013г. № 20/021/2013-11 и свидетельству о регистрации собственности № 50- АГ № 680556 от 19.07.2012г. на праве собственности заявителю принадлежит здание: здание охраны, назначение: нежилое, 1- этажный, общая площадь 125 кв.м.
25.09.2012г. письмом №408/09ООО «Стройтехинвест» направило в адрес Администрации заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030107:46 в собственность с приложением копий документов.
Данное письмо получено Администрацией 26.09.2012г., о чем свидетельствует отметка на заявлении №12827юр.
Администрация письмом №2.23/12827юр от 25.10.2012г. (вх.№1996/11 от 08.11.2012г.) запросила документы дополнитлеьные докмуенты, в том числе кадатсровый паспорт земельного участка, содержащий описание границ объектов недвижимости, находящихся на земельном участке.
Считая, что Администрацией обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка, предусмотренные ст.36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в установленные сроки не исполнены, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела и представленные суду доказательства в полном объеме, арбитражный суд пришел к выводу в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или нормативному правовому акту, законности принятии оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с п. 5. 6 ст. 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005г. №11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пп. 5 п. 3 ст. 28).
25.10.2012г. заявитель обратился в адрес Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4746кв.м.
В данном случае Администрация ответила отказом в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что из представленных выписок из ЕГРП обществу на праве собственности принадлежат гараж и здание досугового назначения. В представленном обществом кадастровом паспорте земельного участка от 14.09.2012г. № МО-12/ЗВ-666225 отсутствуют сведения, содержащие описание всех частей земельного участка, занятных объектами недвижимости, что не позволяет идентифицировать земельный участок как занятый гаражом и зданием досугового назначения.
Рассмотрев материалы дела, суд считает довод заинтересованного лица об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 4746 кв.м. обоснованным по следующим основаниям.
Предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Объем прав на землю у приобретателя недвижимости ограничен положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта.
Противоположное толкование ведет к тому, что, злоупотребляя положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, можно без аукциона приобрести в собственность участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации, исключительное право на приобретение участка, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 01 марта 2011 года N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях. Содержащееся в названном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Указанная правовая позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 21.01.2011 N ВАС-15489/2010, от 09.02.2011 N ВАС-16368/2010, от 09.02.2011 N ВАС-16301/2010.
Суд установил, что заявителем не представлено надлежащих и достоверных доказательств того, что ему для эксплуатации здания необходим земельный участок в несколько десятков раз превышающий площадь объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Стороны ходатайств о назначении экспертизы по определению площади земельного участка, необходимого для эксплуатации строений не заявляли.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, согласно которому для приобретения прав на земельный участок, необходимо представить следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон) обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным данным пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность осуществляется при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной в органе кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Из представленных заявителем в материалы дела документов, нельзя сделать вывод, о нахождении на спорном земельном участке имущества, зданий, сооружений, находящихся в собственности Общество с ограниченной ответственность «Стройтехинвест».
Представленный заявителем кадастровый паспорт и кадастровая выписка земельного участка кадастровым номером 50:20:0030107:46 не содержат сведений о наличии объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
Свидетельства о государственной регистрации права собственности на строения не содержат сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено имущество принадлежащее заявителю. При этом технический паспорт строений, содержащий сведения о нахождении на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, в материалы дела заявителем не представлялся.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление возражало против удовлетворения завяленный требований, ссылаясь на отсутствие бездействия, в обоснование указанного довода заявителем представлены межведомственная переписка.
Кроме того, заинтересованное лицо пояснило, что на испрашиваемом земельном участке находятся отстойники ливневой канализации площадью 23000 куб.м. и площадью 9400 кв.м., принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области» о чем представил свидетельства от 19.04.2012г.
Заинтересованное лицо заявило о пропуске трехмесячного срока, предусмотренного ст.1 98 АПК РФ.
С заявлением в Арбитражный суд Московской области заявитель обратился 05.02.2013г. т.е. со значительным пропуском срока.
В ходе судебного заседания 03.06.2013 представитель заявителя пояснил, что о нарушении прав и законных интересов ему стало известно 25.10.2012г.
Определением Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не подавалось.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь ст. ст. 110,167-170, 176, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Судья А.С.Шайдуллина