Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Москва
28 марта 2013 года Дело №А41-39334/12
Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2013
Решение суда изготовлено полностью 28.03.2013
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи А. В. Гриневой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алиевой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО "Внуково-4" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Московской области; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица:
Министерство экологии и природопользования Московской области;
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Московской области,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области,
Администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области,
Администрация муниципального образования сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по городу Москве,
о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельных участков,
в судебном заседании участвуют представители:
согласно протоколу;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Внуково-4» (далее – ООО «Внуково-4», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала по Московской области (далее – кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра) с требованиями:
- Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0170408:8, 50:21:0000000:145, 50:21:0000000:146, 50:21:0000000:147, 50:21:0080105:113, 50:21:0060403:129 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области», не вступившего в законную силу по состоянию на 01 января 2012 года;
- Признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0170408:8, 50:21:0000000:145, 50:21:0000000:146, 50:21:0000000:147, 50:21:0080105:113, 50:21:0060403:129 по состоянию на 01 января 2012 года, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области»;
- Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Внуково-4», исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0170408:8, 50:21:0000000:145, 50:21:0000000:146, 50:21:0000000:147, 50:21:0080105:113, 50:21:0060403:129, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области».
В качестве третьих лиц в деле принимают участие: Министерство экологии и природопользования Московской области (далее – Минэкологии), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Московской области (далее – МРИ ФНС России № 14 по Московской области), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве (далее – МРИ ФНС № 51 по г.Москве), Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (далее – администрация г.п.Горки Ленинские), Администрация городского поселения Кокошкино Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее – администрация г.п.Кокошкино), Администрация муниципального образования сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области (далее – администрация с.п.Молоковское); Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по городу Москве (далее – кадастровая палата по г.Москве).
В обоснование своих требований заявитель пояснил, что кадастровой палатой при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков с 01 января 2012 года был взят за основу удельный показатель кадастровой оценки, утвержденный Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ. Между тем, заявитель считает, что данное распоряжение на 01.01.2012 года еще не вступило в законную силу, поскольку не было надлежащим образом опубликовано. Заявитель ссылается на Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области № 681/27 от 17.09.2007 года, согласно которому такие нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в газете «Еженедельные новости. Подмосковье». В газете «Еженедельные новости. Подмосковье» за № 222 от 30.11.2011 года распоряжение Минэкологии № 236-РМ было опубликовано частично без приложений. Полный текст распоряжения (с материалами кадастровой оценки земель) размещен в виде заархивированного файла в формате Microsoft office word и Excel на официальном сайте Минэкологии Московской области. Данное размещение, по мнению заявителя, не может считаться официальной публикацией нормативного правового акта для целей его вступления в законную силу, поскольку не предусмотрено Положением о Минэкологии Московской области, и не позволяет установить дату публикации.
Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Московской области, с заявленными требованиями не согласилось. По мнению Управления, публикация Распоряжения является надлежащей. Распоряжение было опубликовано в официальной газете «Ежедневные новости. Подмосковье» 30 ноября 2011 года, приложения к нему были размещены на официальном сайте Минэкологии Московской области. Данное размещение Управление считает соответствующим действующему законодательству. Кроме того, нормативные акты, в том числе Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», не содержат требований обязательной публикации Распоряжений об изменении кадастровой оценки земель. Распоряжение № 236-РМ не устанавливает, а утверждает результаты кадастровой оценки земель в Московской области. Управление Росреестра также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, считая ответчиком по делу Минэкологии Московской области как лицо, вынесшее Распоряжение, с которым не согласен заявитель.
Заинтересованное лицо, кадастровая палата, с требованиями заявителя также не согласилась, пояснила, что Распоряжение Минэкологии Московской области № 236-РМ от 25.11.2011 года было опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 222 от 30.11.2011 года. В данной публикации имелась ссылка на то, что Приложения к Распоряжению размещены на официальном сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет (адрес: http.mep.mosreg.ru). Кадастровая палата, внося изменения в ГКН об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков, руководствовалась Распоряжением Минэкологии № 236-РМ, сведения о принятии и публикации которого были направлены в кадастровую палату Минэкологией.
Третье лицо, Министерство экологии и природопользования Московской области в обоснование возражений пояснило, что сайт Минэкологии МО (http.mep.mosreg.ru) является официальным сайтом и указан на портале Правительства Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2005 года № 968/52, а также в Административном регламенте Министерства экологии и природопользования Московской области, утвержденном Распоряжением Минэкологии МО от 05.04.2011 № 65-РМ. Весь материал Приложений к распоряжению занимает 600 страниц формата А4, и размещение такого большого объема информации в печатном издании является экономически нецелесообразным. О том, что Приложения к Распоряжению № 236-РМ размещены на сайте Минэкологии МО, было указано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 222 от 30.11.2011 года.
Третье лицо, МРИ ФНС России № 14 по Московской области, с требованиями не согласилось, пояснило, что порядок публикации нормативных правовых актов на территории Московской области установлен Законом Московской области от 20.11.1996 № 52/96-ОЗ «О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области». Указанный закон касается Устава и законов. Распоряжение Минэкологии не является ни Уставом, ни законом, следовательно, на него не распространяются нормы, регулирующие порядок публикации нормативных правовых актов на территории Московской области.
Из материалов дела следует, что 07 февраля 2012 года ООО «Внуково-4» обратилось с заявлением в кадастровую палату филиал по Московской области о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 50:26:0170408:8 площадью 412100 кв.метров, местоположение Московская область, Наро-Фоминский район, вблизи дер.Санино, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для комплексного освоения в целях строительства многоэтажных жилых домов, объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, предпринимательской деятельности, стоянок автомобильного транспорта, объектов административно-делового назначения»;
- с кадастровым номером 50:21:0000000:145 площадью 9998 кв.метров, местоположение Московская область, Ленинский район, южнее д.Сапроново, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства»;
- с кадастровым номером 50:21:0000000:146 площадью 10004 кв.метров, местоположение Московская область, Ленинский район, южнее д.Сапроново, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства»;
- с кадастровым номером 50:21:0000000:147 площадью 33449 кв.метров, местоположение Московская область, Ленинский район, южнее д.Сапроново, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства»;
- с кадастровым номером 50:21:0080105:113 площадью 24876 кв.метров, местоположение Московская область, Ленинский район, южнее д.Сапроново, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства»;
- с кадастровым номером 50:21:0060403:129 площадью 175650 кв.метров, местоположение Московская область, Ленинский район, с.п.Молоковское, с.Молоково, уч.163ю, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для жилищного строительства».
В письме от 14.06.2012 года кадастровая палата предоставила обществу сведения о кадастровой стоимости указанных участков, которая с 01.01.2012 года составила: для земельного участка с кадастровым номером 50:26:0170408:8 – 1204836165 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:145 – 4419624 рубля 65 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:146 – 44174491 рубль 09 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:147 – 147778772 рубля 98 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:113 – 109905153 рубля 12 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:129 – 593187615 рублей. Данная кадастровая стоимость рассчитана с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ.
Не согласившись с указанным определением кадастровой стоимости земельных участков, ООО «Внуково-4» обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями, считая, что кадастровая стоимость была необоснованно рассчитана на основании не вступившего с 01.01.2012 года в силу Распоряжения Минэкологии МО, установившего более высокий удельный показатель кадастровой стоимости по сравнению с предыдущим.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 № 913/11, от 15.12.2011 № 12651/11).
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 НК РФ).
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах -это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом.
Согласно части 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 НК РФ и с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О, налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства МО от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям Минэкологии МО относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
По вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, Минэкологии МО принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (пункт 12.88 постановления Правительства № 681/27 от 17.09.2007).
Судом установлено, что в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» за № 222 от 30.11.2011 года опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года № 236-РМ г.Красногорск «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области». Публикация в газете звучит следующим образом:
«В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1:
1. Утвердить:
1.1. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1).
1.2. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
1.3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3).
2. Установить перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему распоряжению (приложение N 4).
3. Номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1-1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010)».
В газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 222 от 30.11.2011 г. также содержится указание на то, что Приложения №№ 1 – 4 к распоряжению Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 г. № 236-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
Из изложенного следует, что Распоряжение Минэкологии МО № 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии МО выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты «Ежедневные Новости. Подмосковье» за № 222 от 30.11.2011 года.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Распоряжение № 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, являются необоснованными.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки, и иную информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. В случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, Федеральный закон об оценочной деятельности предусматривает иной, чем в Налоговом кодексе РФ, порядок публикации результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – в течение 10 дней с даты их утверждения, и не устанавливает зависимость их вступления в силу от даты опубликования, а также обязательность их публикации в официальном печатном издании.
Факт размещения Приложений к Распоряжению № 236-РМ - результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя – в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела, и не оспаривается заявителем.
Наличие такого размещения и доступность информации исследовались судом в судебном заседании.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, судом не принимаются.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению № 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение № 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из Минэкологии МО информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Суд при рассмотрении настоящего дела также приходит к выводу о том, что опубликование Распоряжения без приложений в данном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии МО в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое Распоряжение № 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии МО. Темы, в отношении которых издано Распоряжение – утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном Распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
Заявитель обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости, в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем, действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона № 221-ФЗ.
При данных обстоятельствах, заявление ООО «Внуково-4» является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.В.Гринева