Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
25 декабря 2017 года Дело №А41-39643/17
Резолютивная часть объявлена 11 декабря 2017
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2017
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.Б. Семёновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Раужевой А.А.
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Яхт-клуб «Аврора» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица: МГУП "Мосводоканал", Администрация города Долгопрудного.
о признании незаконным решения от 10.05.2017 № МО-17/РКФ-168203 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании- согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ООО "Яхт-клуб"Аврора" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – заинтересованное лицо), уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 52-65):
- признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете, принятого по заявлению ООО «Яхт-клуб «Аврора» о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279 незаконным;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ООО «Яхт-клуб «Аврора» о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по причине непредставления заявления о государственной регистрации прав на срок, установленный частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечены МГУП "Мосводоканал", Администрация города Долгопрудного.
Заявитель уточненные требований поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица письменных пояснений по иску не представили.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.
Заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:42:0010101:3 сроком на 25 лет на основании договора аренды от 03.05.2000 №МО-42-333Д, в редакции дополнительного соглашения к договору аренды от 09.07.2001 №1 (далее – спорный земельный участок).
На указанном выше земельном участке расположены четыре нежилых здания, принадлежащих на праве собственности заявителю: здание административного корпуса, здание ГСМ и два здания эллингов (эллинг - здание для капитального ремонта, обслуживания и зимнего хранения водных судов), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности на здания (далее – объекты недвижимого имущества).
В связи с необходимостью обслуживания объектов недвижимого имущества, заявителем было создано в границах спорного земельного участка сооружение вспомогательного использования, представляющее собой внутридворовую ливневую канализационную сеть с диаметром труб 300 мм. (далее – сооружение), в отношении которого в 2016 году были проведены кадастровые работы, 28.12.2016 изготовлен технический план сооружения.
30.12.2016 ООО «Яхт-клуб «Аврора» подало в регистрирующий орган заявление за номером № 50-0-1-76/3002/2016-279 о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, расположенного по адресу <...>, по результатам проверки которого было выявлено, что в составе приложения представленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане.
Решением от 06.02.2017 № МО-17/РКФ-16504 Управление Росреестра (правопреемник ФГБУ «ФКП Росреестра») приостановило осуществление кадастрового учета, на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца со дня принятия решения.
Согласно решению о приостановлении, в ходе проверки заявления установлено следующее.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект, а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.
Решением от 10.05.2017 № 17/РКФ-168203 Управление Росреестра отказало в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок на судебную защиту по смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Яхт-клуб «Аврора» не пропущен. Заявителем подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Заявителем обжалуется отказ от 10.05.2017, заявление в суд подано 24.05.2017, следовательно, заявителем установленный на обжалование срок не пропущен, в связи с чем заявленные требования рассматриваются судом по существу. Решение об отказе в государственном кадастровом учете получено заявителем только 20.10.2017, доказательства иного отсутствуют.
На момент подачи заявления о постановке на государственный кадастровый учет сооружения (30.12.2016), отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).
С 01.01.2017 в силу вступил Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации надвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона № 218-ФЗ данный нормативный правовой акт по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Кадастровый учет недвижимого имущества с 01.01.2017 относится к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с пп. 5 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма закреплена в пп. 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Пунктом 9 указанной статьи регламентировано, что осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 6 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ).
Типовая форма уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требования к содержанию такого уведомления утверждены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов».
Кроме того, в соответствии со статьями 4, 64 Федерального закона № 218-ФЗ с 01.01.2017 лицом, уполномоченным принимать решение о приостановлении, отказе либо об осуществлении кадастрового учета, является государственный регистратор прав – федеральный государственный гражданский служащий, должностное лицо органа регистрации прав, наделенный государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, сдавший экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, сведения о котором внесены в реестр государственных регистраторов прав.
Довод ООО «Яхт-клуб «Аврора» о том, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 06.02.2017 № МО-17/РКФ-16504 принято неуполномоченным лицом, отклонятся, поскольку в материалы дела представлено выданное ФИО1 удостоверение государственного регистратора (т. 2, л.д. 44), справка о сдаче квалификационного экзамена 31.10.2013.
Решение от 10.05.2017 № 17/РКФ-168203 об отказе в учете объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства, подлежащего применению.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В решении о приостановлении в качестве основания приостановления указан п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В обоснование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 06.02.2017 № МО-17/РКФ-16504 Управление Росреестра по Московской области указало, что в составе приложения предоставленного технического плана отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане
Поскольку заявление о кадастровом учете подано ООО «Яхт-клуб «Аврора» до 01.01.2017, к спорным правоотношениям применимы разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и, согласно которым принятыми изменениями в требования к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования предусмотрена возможность в период с 01.01.2017 до 01.07.2017 представления с соответствующим заявлением указанных документов, подготовленных кадастровыми инженерами по правилам, действовавшим до 01.01.2017, в том числе подписанных их усиленной квалифицированной электронной подписью до указанной даты. При этом заявление и комплект иных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, представляемые после 01.01.2017, должны соответствовать положениям Федерального закона № 218-ФЗ.
На момент подготовки технического плана от 28.12.2016 и на момент обращения в уполномоченный орган кадастрового учета (30.12.2016) требования к межевому плану определялись статьей 41 Федерального закона № 221-ФЗ, согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Технический план сооружения подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до вступления в силу Закона о регистрации недвижимости.
Частями 8 и 9 стать 41 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Кадастровые работы по изготовлению этого технического плана сооружения были проведены в 2016 году. Технический план сооружения, изготовленный в электронном виде, в формате XML файла, подписан кадастровым инженером 28.12.2016, предоставлен в орган государственного кадастрового учета и регистрации прав 30.12.2016. Форма технического плана сооружения и содержащиеся в нем сведения полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (действовавшего на момент его изготовления и предоставления в орган государственного кадастрового учета), в частности он составлен по форме и в соответствии с требованиями к подготовке технического плана сооружения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» (далее - Приказ № 693), указанные в нем сведения также полностью соответствуют требованиям, установленным ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).
Кроме того, требования к подготовке технического плана сооружения по состоянию на 28.12.2016 определялись в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке».
Так, согласно указанному приказу в состав технического плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ в связи с созданием и (или) образованием сооружения, изменением сведений о сооружении, включаются следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) описание местоположения сооружения на земельном участке; 5) характеристики сооружения; 6) заключение кадастрового инженера (при необходимости); 7) схема геодезических построений, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящих Требований; 8) Схема; 9) Чертеж; 10) Приложение (при необходимости).
Технический план составляется на основании сведений ГКН о сооружении, земельном участке, в границах которого расположено соответствующее сооружение, - кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана соответствующей территории.
Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовления или принятия указанных документов, сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Декларация об объекте недвижимости от 27.12.2016 б/н, подготовленная в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, была представлена в Управление Росреестра по Московской области вместе с техническим планом сооружения.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является следствием получения разрешения на строительство.
Согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как указывается заявителем и усматривается из материалов дела, разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию в отношении спорного сооружения не выдавались, поскольку данный объект носит вспомогательный характер.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст.2 Закона Московской области от 10.10.2014 № 124/2014-03 «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» для строительства, реконструкции канализационных сетей, сетей ливневой канализации с внутренним диаметром труб до 300 миллиметров включительно от точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам водоотведения объектов капитального строительства разрешение на строительство не требуется.
В соответствии с третьим предложением ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права выдача разрешения на строительство спорного сооружения не требовалась, не требовалось также разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию.
С учетом изложенного, в распоряжении уполномоченного органа кадастрового учета по состоянию на имелись документы, позволяющие подтвердить существование объекта недвижимости (сооружения), сведения о таком объекте и характеристики, необходимые для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о таком объекте.
Исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279 Управление Росреестра по Московской области не имело достаточных правовых для отказа в осуществлении кадастрового учета по внесению в ЕГРН сведений о вновь образованном объекте (сооружении) - ливневой канализационную сеть с диаметром труб 300 мм.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Заинтересованным лицом не представлено доказательств, подтверждающих правомерность оспариваемого заявителем решения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Яхт-клуб «Аврора», и считает необходимым удовлетворить требование заявителя о признании решения незаконным.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель просит обязать Управление росреестра принять решение о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению ООО «Яхт-клуб «Аврора» о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Оснований для приостановления кадастрового учета у суда не имеется.
На момент рассмотрения спора заявителем представлены для осуществления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости все документы, в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент обращения. Заинтересованным лицом уже принималось решение о приостановлении кадастрового учета по заявлению от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279. С учетом изложенного, в целях устранения допущенных нарушений, необходимым и достаточным способом восстановления прав заявителя является возложение на заинтересованное лицо обязанности поставить на кадастровый учет объект недвижимости по заявлению от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279 - внутридворовую ливневую канализационную сеть.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176 АП КРФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 10.05.2017 № МО-17/РКФ-168203 об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Яхт-клуб «Аврора» о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт объект недвижимости – внутридворовой ливневой канализационной сети по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Яхт-клуб «Аврора» от 30.12.2016 № 50-0-1-76/3002/2016-279.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.Б. Семёнова