ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-39730/2022 от 17.08.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 августа 2022 года Дело №А41-39730/2022

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2022 г.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Морозовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Михайловым,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ"(ОГРН <***>, ИНН: <***>)

к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным решения от 05.04.2022 № 8120415А об отказе в государственной регистрации и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области в пятидневный срок провести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ООО "Движение воды" вх. № 8120415А от 29.03.2022

при участии в заседании: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МИФНС № 23 по Московской области о признании незаконным решения от 05.04.2022 № 8120415А об отказе в государственной регистрации и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Московской области в пятидневный срок провести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ООО "Движение воды" вх. № 8120415А от 29.03.2022.

В судебное заседание заявитель свои требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель МИФНС России № 23 по Московской области возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить заявление без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из заявления, ООО «Движение воды» 29.03.2022 обратилось в МИФНС № 23 по Московской области (далее так же Инспекция или Регистрирующий орган) с заявлением о государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), касающихся адреса в пределах места нахождения юридического лица.

Решением МИФНС № 23 по Московской области от 05.04.2022 № 8120415А (далее -Решение) было отказано в государственной регистрации изменений.

ООО «Движение воды» (далее так же Общество или Заявитель) 06.04.2022 подало жалобу на Решение в УФНС по Московской области (далее - Управление). Управление в удовлетворении жалобы отказало (решение по жалобе от 26.04.2022 № 07-12/027664@).

В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что Общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме № 13014 о внесении
изменений в сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения. Документы представлялись в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью заявителя посредством сервиса https://service.nalog.ru/gosreg/intro.html?.sf'rd=13014. Номер заявки - U622032922236702 от 29.03.2022 г.

Согласно представленному заявлению:

- из ЕГРЮЛ должен был быть исключен адрес: 141313, Московская область, г.о. Сергиев Посад, <...>. ком. 10. лит. А;

- в ЕГРЮЛ должен был быть включен адрес: 141320, Московская обл., г.о. Сергиев Посад, <...>.

В Решении указано следующее основание отказа. Подп. «ц» п. 1 ст. 23
Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: представление документов,
оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и
абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующий орган посчитал, что в данном случае изменяется место нахождения юридического лица, в связи с чем нарушена процедура, установленная ч. 6 ст. 17 Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и как следствие имеются нарушения Требований оформления заявления:

на стр. 001 формы заявления в пункте 2 «Причина представления заявления» цифрового значения должно быть значение «1» (значение «1» проставляется в случае внесения изменений в учредительный документ, Общество изменения в учредительный документ не вносило);

на стр. 002 формы заявления пункт 6 не заполнен;

в Листе Б «Место нахождения и адрес юридического лица» не заполнен пункт 1 «Место нахождения юридического лица».

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона №]29-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ. пп. «в» п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ).

В учредительном документе юридического лица указывается место его нахождения, населенный пункт или муниципальное образование, а в ЕГРЮЛ - полный адрес в пределах места нахождения юридического лица.

В уставе ООО «Движения воды» (п. 1.3) указано место нахождения: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ. Город Сергиев Посад и город Пересвет входят в одно муниципальное образование городское поселение Сергиев Посад, поэтому место нахождения Общества не изменяется, меняется только адрес в пределах места нахождения. Заявление оформлено в соответствии с Требованиями, Решение Инспекции незаконно.

По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации изменений нарушает права Общества, поскольку без правовых оснований возлагает на Общество обязанность по внесению изменений в учредительный документ;

возлагает на Общество совершить действия по регистрации изменений в нарушение процедуры, предусмотренной Законом №129-ФЗ;

из-за отсутствия достоверных сведений в ЕГРЮЛ об адресе Общество несет риск неполучения юридически значимых сообщений.

Поданное на государственную регистрацию заявление соответствует установленным Требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение № 13), утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Таким образом, по мнению заявителя, регистрирующим органом нарушены нормы п. 3 ст. 54 ГК РФ, подп. «в» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, ст. 3 Закона Московской области от 20.03.2019 № 32/2019-03.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо вправе самостоятельно выбирать форму и способы зашиты своих прав, которые должны соответствовать характеру нарушенных прав и служить эффективным средством для восстановления нарушенных интересов.

Так в п. 1 ст. 198 АПК РФ указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в силу статьи 1 Закона № 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу, отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» разделил понятия «место нахождения юридического лица» и «адрес юридического лица».

В соответствии с частью 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Адрес юридического лица - это полный адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Место нахождения и адрес в пределах места нахождения содержатся в ЕГРЮЛ.

Статьёй 17 Закона № 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению по форме Р13014, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 № 59872) (далее - Требования) о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Данные положения не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

29.03.2022 в регистрирующий орган в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации (номер заявки - U622032922236702) поступил комплект документов вх. № 8120415А, содержащий:

- Заявление по форме Р13014 для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Движение воды», в соответствии со статьей 17 Закона № 129-ФЗ, входящий № 8120415А.

Согласно представленному заявлению изменялся адрес места нахождения Общества:

адрес, содержащий в ЕГРЮЛ, - <...>, ком.10, литер. А;

место нахождения, содержащееся в ЕГРЮЛ - Московская область, г. Сергиев Посад;

новый адрес - Московская область, г.о. Сергиево Посадский, <...> (адрес места жительства директора и участника Общества ФИО1 (далее - ФИО1).

При этом Обществом в представленном заявлении заполнен только раздел 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения» в листе «Б» (страница 002), раздел 1 «Место нахождения юридического лица» в листе «Б» не заполнен.

05.04.2022 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации (далее - Решение № 8120415А) в соответствии с подпунктом «ц» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

В тексте Решения № 8120415А Инспекция указала, что представленное для государственной регистрации заявление оформлено с нарушением Требований, а именно: в связи с тем, что изменяется не только адрес Общества, но место нахождения Общества, в заявлении по форме Р13014 необходимо заполнить раздел 1 «Место нахождения юридического лица» в листе «Б» на странице 002.

Истец полагает, что поскольку город Сергиев Посад и город Пересвет входят в одно муниципальное образование - городское поселение Сергиев Посад, место нахождения Общества не изменяется, меняется только адрес в пределах места нахождения.

Вместе с тем, принимая во внимание доводы налоговой инспекции, суд полагает, что данная позиция истца основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Закона Московской области от 31.01.2013 № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области» населенный пункт - часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах границы, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Таким образом, понятие «населенный пункт» является частным случаем муниципального образования.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адрес -описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).

Согласно пункту 2 в состав «адресообразующих элементов» входит - страна, субъект Российской Федерации, федеральная территория, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Указание в заявлении по форме Р13014 сведений о месте нахождения юридического лица осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре, путём заполнения соответствующих показателей до последнего отождествлённого элемента.

В состав показателей при заполнении сведений о месте нахождения юридического лица (лист «Б» заявления по форме Р13014) входят:

субъект Российской Федерации;

муниципальный район / городской округ / внутригородская территория города федерального значения / муниципальный округ;

городское поселение / сельское поселение / межселенная территория в составе муниципального района / внутригородской район городского округа;

населённый пункт (город, деревня, село и прочее).

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальный округ, и муниципальный район могут включать несколько населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. То есть, не все населенные пункты являются муниципальными образованиями (например - станции, улусы, кишлаки, сёла и др.).

Таким образом, учитывая положения пунктов 2, 3 статьи 54 ГК РФ, Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, зарегистрированные в Минюсте России 15.09.2020 № 59872 и обязательные к исполнению, такой адресообразующий элемент как «населенный пункт» входит в сведения о месте нахождения юридического лица.

В соответствии со статьёй 3 Закона Московской области от 20.03.2019 № 32/2019-03 «Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района» (принят постановлением Мособлдумы от 07.03.2019 № 13/77-П) установлены населенные пункты, входящие в состав Сергиево-Посадского городского округа, среди которых, в том числе: город Сергиев Посад (населенный пункт в старом адресе) и город Пересвет (населенный пункт в новом адресе).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Общество изменяет адрес в пределах разных населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 87 Требований Лист «Б» «Место нахождения и адрес юридического лица» формы заявления заполняется в случаях изменения места нахождения юридического лица и (или) адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. В случае изменения места нахождения юридического лица, в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта заполняются пункты 1 «Место нахождения юридического лица» и 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица».

В связи с тем, что адрес меняется в пределах разных населенных пунктов, заполнение пункта 1 «Место нахождения юридического лица» в листе «Б» является обязательным.

Согласно пункту 81 Требований пункт 6 заявления по форме Р13014 «Юридическим лицом» заполняется путем проставления в поле, состоящем из одного знакоместа, соответствующего цифрового значения: «1» (принято решение об изменении места нахождения) или «2» (отменено решение об изменении места нахождения).

Заявителем в нарушении пункта 81 Требования не заполнен и не представлен лист 2 Заявления Р13014 (входящий № 8120415А), содержащий пункт 6.

Обществом в представленном заявлении от 29.03.2022 по форме Р13014 в Листе «Б» «Место нахождения и адрес юридического лица» не заполнен пункт 1 «Место нахождения юридического лица», что является нарушением пункта 87 Требований.

Установленный Законом № 129-ФЗ ограниченный перечень документов, необходимых при подаче в регистрирующий орган для государственной регистрации, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные и полные сведения, отвечающие требованиям законности и достоверности.

Сведения, содержащиеся в представленном в регистрирующий орган заявлении по форме Р13014, таким требованиям не отвечали.

Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит формализованный характер, в связи с чем, для её проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию, установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.

Кроме того, Заявителем в нарушение пункта 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению по форме Р13014 (входящий № 8120415А) о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что Обществом принято решение об изменении места нахождения, не приложено данное решение.

В отношении ссылки Заявителя на отсутствие в пункте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ такого основания для отказа в государственной регистрации как подпункт «ц» суд полагает необходимым указать следующее.

Федеральным законом от 30.10.2017 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пункт 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ дополнен, в том числе подпунктом «ц» следующего содержания:

«ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона».

Управлением ФНС России по Московской области от 26.04.2022 №07-12/027664@ принято решение об оставлении жалобы Общества без удовлетворения.

Вместе с тем, 01.10.2018 вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 312-ФЗ).

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 1 Закона № 312-ФЗ статья 9 Закона № 129-ФЗ дополнена пунктом 7, в соответствии с которым, заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами «а», «ц» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, в течение трех месяцев со дня принятия инспекцией решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы (в данном случае - заявление по форме Р13014, решение Общества). При этом Заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах заявленные требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 2, 5, 11, 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, ст. ст. 29, 65, 71, 75, 104, 110, 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья Е.А. Морозова