ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-39865/14 от 06.10.2014 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

24 октября 2014 года Дело №А41-39865/14

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2014 года

Арбитражный суд в составе: судьи Е.В. Васильевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Головиной (до перерыва), секретарем судебного заседания Е.П.Шушковой (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Московское ПМЭС

к Комитету лесного хозяйства Московской области

о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 11-110/2014 от 25.06.2014

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, п-т, дов. от 29.07.2014 (до перерыва), ФИО2, п-т, дов. от 05.07.2013 №157-13 (после перерыва);

от заинтересованного лица – ФИО3, п-т, дов. от 31.12.2013 №30-363/дов;

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Московское ПМЭС (далее – заявитель, общество, ОАО «ФСК ЕЭС») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее – административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.06.2014 №11-110/2014  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за  нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В судебном заседании заслушан представитель заявителя, требования поддержал.

Заслушан представитель заинтересованного лица, против удовлетворения требований возражал, представил отзыв и копию административного дела, которые приобщены к материалам дела.

Судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ протокольным определением объявлялся в судебном заседании перерыв с 30.09.2014 до 06.10.2014, для представления заинтересованным лицом доказательств направления в адрес заявителя уведомления о дате составления протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании, продолженном после перерыва, представителем заинтересованного лица представлены доказательства направления уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес заявителя посредством электронного сообщения, которые приобщены к материалам дела.

Заслушаны представители сторон настаивавшие на ранее изложенных позициях.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

23.11.2012 ОАО «ФСК ЕЭС» (Заказчик) и ООО «СтройГазГарант» заключен договор подряда №М9-НК-КП-07/2012 для осуществления работ по расширению трасс ВЛ 220 кВ «Кедрово-Бугры» (далее Договор от 23.11.2012 № М9-НК-КП-07/2012).

25.04.2014 государственным лесным инспектором Московской области в ходе патрулирования лесного участка по маршруту №1 установлено, что ОАО «ФСК ЕЭС» после проведения работ по вырубке и опиловке деревьев в охранной зоне вдоль инженерных сооружении, предназначенных для транспортировки электроэнергии, принадлежащих ОАО «ФСК ЕЭС» ипроходящих через лесной участок, расположенный в Каменском участковом лесничестве Наро-Фоминского филиала ГКУ МО «Мособллес» в квартале 44 выд. 2,8, допущено нарушение требований п.35 гл.9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, выразившееся в оставлении на местах рубки лесных насаждений порубочных остатков, в виде древесных отходов и стволов деревьев, являющихся горючим материалом на период пожароопасного сезона.

Допущенное Обществом правонарушение зафиксировано актом осмотра территории от 25.04.2014 и произведенной фотосъемкой. Уведомление о явке для составления в отношении заявителя протокола посредством электронного сообщения направлено в адрес ОАО «ФСК ЕЭС».

28.04.2014 по факту выявления в действиях заявителя признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом административного органа, при участии уполномоченного представителя Общества, действующего на основании доверенности от 05.07.2013 №157-13, в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» составлен протокол об административном правонарушении №11-110/2014, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

25.06.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «ФСК ЕЭС», общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области пожарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении него, уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление о назначении административного наказания №11-110/2014, в виде штрафа в размере 30 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «ФСК ЕЭС» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в качестве обоснования заявленного требования, что административным органом не установлен субъект правонарушения, т.к. для выполнения работ по расширению трасс ВЛ Московского ПМЭС (132,0 га) ОАО «ФСК ЕЭС» заключило с ООО «СтройГазГарант» договор от 23.11.2012 № М9-НК-КП-07/2012.

Исследовав материалы дела в полном объеме, и оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (статьи 51 - 52 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьями 53 и 53.1 Лесного кодекса РФ регламентированы меры пожарной безопасности, предупреждение лесных пожаров.

На основании пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Согласно пункту 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Постановлением Правительства от 30.06.2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах, установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Исходя из смысла приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию линий электропередачи, включающему в себя и вырубку деревьев для обеспечения их безопасной работы, возложена на лицо, в собственности которого находятся эти линии.

Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления Обществу вменяется нарушение пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, в части размещения срубленных лесных насаждений на недопустимом расстоянии от стены леса и несвоевременной утилизации порубочных остатков (горючих материалов) в период пожароопасного сезона.

Таким образом, вмененное Обществу правонарушение включает в себя: размещение срубленных лесных насаждений на недопустимом расстоянии от стены леса; и несвоевременная утилизация порубочных остатков.

Ссылки Общества на заключение между ним и ООО «СтройГазГарант» договора от 23.11.2012 № М9-НК-КП-07/2012, согласно которому подрядчик принял на себя обязательство обеспечить при выполнении работ на объекте выполнение необходимых мероприятий по пожарной безопасности, охране окружающей среде, обеспечения чистоты на трассах ВЛ с своевременную уборку и ликвидацию отходов по окончании работ (пункты 6.1.3 и 6.1.6 Договора), судом отклоняются как необоснованные.

В рассматриваемом случае, заключение договора подряда не освобождает ОАО «ФСК ЕЭС» от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.

Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.

Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, ОАО " ФСК ЕЭС " обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований.

На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины), содержащемуся в четвертом разделе "Требования к организации и проведению работ по заготовке древесины", очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. В соответствии с приведенной нормой очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лицо, ответственное за вырубку лесных насаждений, которым в рассматриваемом случае является ОАО " ФСК ЕЭС ".

Следовательно, ОАО "ФСК ЕЭС" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.

Наличие в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом осмотра территории от 25.04.2014, фотоматериалами и протокол об административном правонарушении от 28.04.2014 №11-110/2014.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем обозначенных требований действующего законодательства РФ, заявителем в материалы дела не представлено, следовательно у Общества имелась возможность по соблюдению указанных выше требований, но им не было предпринято достаточных мер какие требовались от него с целью недопущения события вменяемого правонарушения.

С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, наличие в действиях ОАО «ФСК ЕЭС» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ признается судом доказанным совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд установил, что существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности (ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться основанием для отмены оспариваемого Постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 административным органом не допущено.

Постановление о назначении административного наказания от 25.06.2014 №11-110/2014  вынесено с соблюдением процессуальных требований, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, квалификация вмененного административного правонарушения соответствует положениям части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, мера ответственности, применена в пределах санкции предусмотренной названной нормой закона. С учетом обстоятельств по делу об административном правонарушении, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Московское ПМЭС об оспаривании постановления Комитета лесного хозяйства Московской области от 25.06.2014 № 11-110/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия.

  Судья Е. В. Васильева