ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-40038/11 от 24.05.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«25» мая 2012 г. Дело № А41-40038/11

Резолютивная часть решения объявлена «24» мая 2012 г.

Полный текст решения изготовлен «15» июня 2012 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи Богатыревой Г. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жигатовой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью «Итиль» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области,

третье лицо - Администрация городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района

о признании договора купли-продажи № 283 от 03 мая 2010 года земельного участка с кадастровым номером 50:13:060146:576, расположенного по адресу: Московская область, п. Лесной, в районе улицы Советская, заключенного между Муниципальным образованием «Пушкинский муниципальный район Московской области» и ООО «Итиль» недействительным и применении последствий его недействительности путем исключения записи о государственной регистрации права собственности ООО «Итиль» на земельный участок с кадастровым номером 50:13:060146:576,

при участии в судебном заседании - согласно протоколу

У С Т А Н О В И Л:

Совет депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании договора купли-продажи № 283 от 03 мая 2010 года земельного участка с кадастровым номером 50:13:060146:576, расположенного по адресу: Московская область, п. Лесной, в районе улицы Советская, заключенного между Муниципальным образованием «Пушкинский муниципальный район Московской области» и ООО «Итиль» недействительным и применении последствий его недействительности путем исключения записи о государственной регистрации права собственности ООО «Итиль» на земельный участок с кадастровым номером 50:13:060146:576.

В качестве заинтересованных лиц, в отношении которых предъявлены требования, в деле участвуют Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, ООО «Итиль» и Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района.

В отзыве на заявленные требования ООО «Итиль» просило отказать в их удовлетворении.

В отзыве на заявленные требования Администрация городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района поддержала позицию заявителя.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

21.05.2010 Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, рассмотрев обращение ООО «Итиль», которому ранее на основании постановления Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 01.09.2009 № 2383 предоставлен на праве аренды сроком на 3 года земельный участок площадью 17000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Лесной, в районе ул. Советская, для строительства магазина, издала постановление № 1281 «О предоставлении ООО «Итиль» в собственность за плату земельного участка площадью 17000 кв. м с кадастровым номером 50:13:060146:576 по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Лесной, в районе ул. Советская, для строительства магазина.

03.06.2010 во исполнение указанного постановления, между Муниципальным образованием «Пушкинский муниципальный район Московской области» (продавец) и ООО «Итиль» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка (купчая) № 283, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 17000 кв. м, с кадастровым номером 50:13:060146:576, на котором расположен объект незавершенного строительства – магазин, принадлежащий на праве собственности ООО «Итиль», расположенный по адресу: Московская область, п. Лесной, в районе улицы Советская, для строительства магазина.

30.06.2010 указанный договор купли-продажи земельного участка (купчая) от 03.06.2010 № 283 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Заявитель, считая указанный договор купли-продажи недействительным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ст. ст. 2, 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении № 6/8 от 01.07.1996, при обращении с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц заявителю необходимо одновременно указать каким законам или иным нормативным правовым актам они не соответствуют, а также доказать нарушение ими своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 36 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

Частью 1 статьи 41 названного Федерального закона также предусмотрено, что от имени муниципального образования выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно Уставу городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденному решением Совета депутатов городского поселения Лесной от 29.01.2009 № 251/35 (далее – Устав), в структуру органов местного самоуправления городского поселения Лесной входит, в т. ч. Совет депутатов городского поселения Лесной.

В соответствии со ст. 23 Устава Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления городского поселения Лесной.

В ст. 24 Устава перечислены полномочия Совета депутатов, а именно:

- в исключительной компетенции Совета депутатов находятся:

1) принятие Устава городского поселения Лесной и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета городского поселения Лесной и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития городского поселения Лесной, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения Лесной;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия городского поселения Лесной в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского поселения Лесной;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского поселения Лесной полномочий по решению вопросов местного значения.

- в компетенции Совета депутатов находится:

1) принятие решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;

2) назначение выборов депутатов Совета депутатов;

3) назначение выборов главы городского поселения Лесной;

4) осуществление права законодательной инициативы в Московской областной Думе;

5) заслушивание отчетов должностных лиц администрации городского поселения Лесной и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе городского поселения Лесной представлений по их отчетам;

6) установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

7) утверждение документов территориального планирования и развития городского поселения Лесной и иной градостроительной документации;

8) назначение в соответствии с настоящим Уставом голосования по отзыву депутата Совета депутатов, главы городского поселения Лесной, голосования по вопросам изменения границ городского поселения Лесной, а также преобразования городского поселения Лесной;

9) установление в соответствии с настоящим Уставом порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

10) назначение в соответствии с настоящим Уставом публичных слушаний, проводимых по инициативе населения или Совета депутатов;

11) определение в соответствии с настоящим Уставом порядка назначения и проведения опроса граждан, назначение опроса граждан;

12) определение в соответствии с настоящим Уставом порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания граждан, назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения или Совета депутатов;

13) определение в соответствии с настоящим Уставом порядка назначения и проведения конференций граждан, назначение конференций граждан, проводимых по инициативе населения или Совета депутатов;

14) установление в соответствии с законом Московской области и настоящим Уставом порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления городского поселения Лесной;

15) утверждение структуры администрации городского поселения Лесной по представлению главы городского поселения Лесной;

16) формирование Счетной палаты городского поселения Лесной, определение порядка ее работы и полномочий;

17) определение порядка приватизации муниципального имущества, в соответствии с федеральным законодательством;

18) утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия Совета депутатов;

19) определение порядка предоставления и изъятия земельных участков в соответствии с земельным законодательством;

20) установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета городского поселения Лесной, на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;

21) установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг.

Согласно ст. 25 Устава основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания.

В соответствии со ст. 36 Устава Глава городского поселения Лесной является высшим должностным лицом городского поселения Лесной и наделяется данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Кроме того, Глава городского поселения Лесной: представляет городское поселение Лесной в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

Согласно ст. 38 Устава Глава городского поселения Лесной в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения Лесной федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации городского поселения Лесной.

С учетом изложенного, в интересах муниципального образования и защиту его прав, которые по мнению заявителя нарушены, вправе обращаться Глава городского поселения Лесной, либо лицо, действующее от его имени на основании доверенности.

Суд отмечает, что законодателем установлен еще один субъект, а именно - прокурор, который в силу ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 22.08.2002 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Утверждение в рассматриваемом заявление о том, что Совет депутатов, состоящий из избранных посредством голосования членов, относится к числу органов, осуществляющих публичные полномочия, и по правилам части 2 статьи 198 АПК РФ имел право на обращение в суд на защиту прав и интересов граждан в сфере материально-финансовых основ муниципального образования, по вышеизложенным основаниям отклоняется как неосновательное.

Довод заявления о нарушении оспариваемым договором купли-продажи имущественных прав муниципального образования и его граждан не принимается во внимание. В данном случае муниципальное образование в лице его полномочного органа не лишено возможности защитить в суде интересы муниципального образования и его граждан.

Вместе с тем, суд отмечает, что решением Арбитражного суда Московской области от 13.04.2011 по делу № А41-32413/10 по заявлению Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области о признании недействительным ненормативный правовой акт Администрации Пушкинского муниципального района Московской области – Постановление № 1281 от 21.05.2010, в удовлетворении требований заявителя отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2011 оставлено без изменений.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.11.2011 решение Арбитражного суда Московской области от 13.04.2011 и  постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 оставлены без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы тем, что Совет депутатов городского поселения Лесной является ненадлежащим лицом по заявленному требованию.

Таким образом, судом установлено, что Совет депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области не является надлежащим заявителем по предъявленным требованиям к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, ООО «Итиль», Комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области. Следовательно, оснований для удовлетворения его заявления не имеется. В связи с чем, оценка оспариваемому договору купли-продажи о соответствии, либо противоречии его требованиям законодательства, судом не производиться, поскольку может повлиять на права надлежащего заявителя в случае его обращения в суд с аналогичным заявлением.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Такие доказательства заявителем суду не представлены.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Судья Г.И.Богатырёва