Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«28» декабря 2009 г. Дело № А41-40187/09
Резолютивная часть решения объявлена «21» декабря 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено «28» декабря 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зеньковой Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Зеньковой Е.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Новая Опалиха»
к Министерству строительного комплекса Московской области
о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении 50 МС №05/0076/09 от 02.11.2009г.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 11.09.2009г.;
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности №19 от 24.07.2009г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Новая Опалиха» (далее – ООО «Новая Опалиха», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении 50 МС №05/0076/09, вынесенного 02 ноября 2009 года Министерством строительного комплекса Московской области (далее – Минмособлстрой, административный орган) по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 15.12.2009 г. был объявлен перерыв до 21.12.2009 г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители сторон в судебное заседание после перерыва явились.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что Общество предпринимает все возможные действия для устранения выявленных ранее нарушений, а именно:
- ежеквартально предоставляет отчетность в Управление контроля за долевым участием в строительстве Миноблстроя в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г.;
- каждому дольщику направлено предложение явиться в офис ООО «Новая Опалиха» для заключения договоров и соглашений, содержащих все необходимые условия и отвечающих требованиям Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ.
Представитель административного органа возражал по заявлению по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что Общество не предприняло достаточных мер для устранения обстоятельств, препятствующих государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве, а, получив отказ органа федеральной регистрационной службы в регистрации указанных договоров, не обеспечил возврат денежных средств гражданам, полученных по этим договорам (л.д. 134-136).
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд установил следующее.
ООО «Новая Опалиха» является застройщиком объектов капитального строительства жилого комплекса, включающую многоэтажную и индивидуальную коттеджную застройку с зоной благоустройства и зданиями социально-бытового значения на земельном участке площадью 126600 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Красногорский район, у села Ново-Никольское.
Министерством строительного комплекса Московской области осуществлена проверка соблюдения ООО «Новая Опалиха» законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
13 августа 2008 года по итогам проверки административным органом в отношении ООО «Новая Опалиха» составлен Акт 50 МС № 01/000070, в котором зафиксировано, что в ходе мероприятий по контролю за долевым участием в строительстве жилого комплекса по адресу: <...> были выявлены нарушения застройщиком положений части 3 статьи 4, части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Проверка была проведена с участием представителя Общества ФИО3
13 августа 2008 года по результатам проверки Министерством выдано Обществу Предписание 50 МС № 04/0087/08, пунктом 1 которого административный орган обязал ООО «Новая Опалиха» в срок до 13.11.2008 г. организовать работу по привлечению денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ.
Данное Предписание впоследствии продлевалось до 19.06.2009 г. Предписанием МС № 04/0051/09.
25 июня 2009 г. должностным лицом Минмособлстроя было выдано ООО «Новая Опалиха» повторное Предписание 50МС №04/0163/09 в продление Предписания 50 МС №04/0051/09 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2009 г. Обществу предлагалось организовать работу по привлечению денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ (л.д. 67).
Вышеуказанное Предписание от 25.06.2009 г. Обществом в установленный срок исполнено не было, как и предыдущие.
18 сентября 2009 г. административным органом в адрес Общества отправлено по почте заказным письмом уведомление о времени и месте составления Протокола об административном правонарушении (на 29.09.2009г. в 11 час.00мин.) (л.д. 63), которое было получено Обществом 21.09.2009г., что подтверждается копиями почтовых отправлений, имеющихся в материалах дела (л.д. 64).
29 сентября 2009г. Начальником территориального отдела № 2 Управления по контролю за строительством жилья составлен Протокол об административном правонарушении 50 МС №03/0076/09 в отношении ООО «Новая Опалиха», согласно которому в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 62).
Протокол составлен в присутствии генерального директора Общества ФИО3, который отказался от его подписи, что засвидетельствовано соответствующей записью и подписью должностного лица административного органа (л.д. 62).
29 октября 2009г. Обществом письмом за исх. № 127 в адрес Минмособлстроя направлен отзыв на Протокол об административном правонарушении от 29.09.2009г. 50МС №03/0076/09, в котором заявитель указал, что «прилагает все усилия для устранения выявленных нарушений и просит не применять к ООО «Новая Опалиха» меры административного взыскания (л.д. 74-75).
02 ноября 2009г. Заместитель министра строительства правительства Московской области, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес в отношении ООО «Новая Опалиха» Постановление по делу об административном правонарушении 50 МС 05/0076/09, которым Общество признано виновным в административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей (л.д. 54).
Постановление вынесено в присутствии законного представителя ООО «Новая Опалиха» - генерального директора ФИО3, который указал, что с выводами не согласен (л.д. 54).
Не согласившись с вынесенным Постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим требованием.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Часть 6 статьи 210 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Из материалов дела следует, что Обществом не исполнено в срок до 01.09.2009г. Предписание Минмособлстроя 50 МС №04/0163/09 от 25.06.2009 г. об организации работы по привлечению денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального Закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), выданное в продление предыдущих – Предписания 50 МС № 04/0087/08 от 13.08.2008 г. и ПредписанияМС № 04/0051/09 от 19.03.2009 г.
Общество оспорило в судебном порядке Предписание 50 МС № 04/0087/08 от 13.08.2008 г., считая его незаконным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2009 г. по делу № А41-19335/08, вступившим в законную силу, в удовлетворении требования ООО «Новая Опалиха» о признании незаконным и отмене Предписания 50 МС № 04/0087/08 от 13.08.2008 г. в части обязания Общества организовать работу по привлечению денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ отказано.
Данное решение суда имеет преюдициальное значение для настоящего спора в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ.
Частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу части 3 названной статьи Закона № 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять застройщикам предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Заявитель в своем заявлении указал, что Обществом после перезаключения договоров участия в долевом строительстве, в соответствии с положениями Закона № 214-ФЗ были поданы заявления на регистрацию указанных сделок в Красногорский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области.
Вместе с тем, Обществом было получено уведомление из Красногорского отдела УФРС о приостановлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве сроком на один месяц.
Для устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, Обществом был передан дополнительный пакет документов в Красногорский отдел УФРС.
09 сентября 2009г. Красногорский УФРС на заявление Общества о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве ответил отказом.
Причина отказа вызвана тем, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020516:0011, площадью 126600 кв.м., на котором осуществляет строительство ООО «Новая Опалиха», прекращено 21.08.2007 г.
В заявлении Общество ссылается на то, что право собственности на вышеуказанный земельный участок прекращено, в связи с проведением размежевания его на отдельные земельные участки под таунхаусы и многоквартирные дома.
Также заявитель указывает на то, что для возможности проведения государственной регистрации договор участия в долевом строительстве необходимо либо получать разрешение на строительство на каждый объект недвижимости, либо приводить земельные участки в первоначальные состояние, то есть объединить в один с площадью 126600 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество предпринимает действия к получению разрешения на строительство жилых домов, для дальнейшей реализации прав дольщиков в виде заключения с последними договоров участия в долевом строительстве, предусмотренных требованиями статьями Закона №214-ФЗ.
Кроме того, заявитель указал, что разрешение данной ситуации не представляется возможным ввиду больших временных и денежных затрат, что свидетельствует о бездействии Общества и неисполнении последним Предписания Минмособлстроя 50 МС №04/0163/09 от 25.06.2009 г.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Элементами состава любого административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
При возбуждении и рассмотрении административного дела Минмособлстроем как контролирующим органом установлено, что Обществом нарушены требования законодательства о долевом участии в строительстве, устанавливающие обязательность исполнения предписания об устранении нарушений законодательства по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, что является объектом административного правонарушения, определенного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» принят в целях обеспечения защиты прав граждан в отношениях по привлечению денежных средств граждан в строительство многоквартирных домов до момента их ввода в эксплуатацию, поэтому уклонение застройщика от императивных требований этого закона является противоправным общественно опасным поведением, причиняющим вред интересам личности, общества и государства;
Кроме того, заявителем не было исполнено законное предписание Минмособлстроя об устранении нарушения законодательства по привлечению денежных средств граждан в строительство жилого комплекса по адресу <...> что является объективной стороной административного правонарушения, определенного ч. 4 ст. 19.5. КоАП РФ.
За неисполнение законного предписания санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ
предусмотрена административная ответственность как юридического лица, так и его
должностного лица. Неисполнение законного предписания Минмособлстроя 50 МС №
04/0163/09, выданного ООО «Новая Опалиха», вызнана недостаточностью и
безрезультативностью действий ООО «Новая Опалиха» и его должностного лица -
Генерального директора ФИО3, что составляет субъективную сторону
административного правонарушения.
ООО «Новая Опалиха» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ правомерно признана Минмособлстроем виновным в совершении административного правонарушения, поскольку у Общества имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, заявитель не предпринял достаточных мер для устранения обстоятельств, препятствующих государственной регистрации договоров долевого участии в строительстве, а, получив отказ органа федеральной регистрационной службы, не обеспечил возврат денежных средств граждан, полученных по договорам долевого участия, не прошедшим государственную регистрацию, которые в силу части 1 статьи 165 ГК РФ являются ничтожными сделками, и в силу части 1 статьи 167 ГК РФ не влекут юридических последствий.
Судом установлено, что порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены.
Права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, не нару
Оспариваемое постановление о привлечении ООО «Новая Опалиха» к административной ответственности вынесено на основании документально подтвержденных обстоятельств уполномоченным на то лицом и в соответствии с требованиями процессуального закона, в связи с чем, по мнению суда, нет оснований для признания его незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью «Новая Опалиха» о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 02 ноября 2009 года №50 МС №05/0076/09, вынесенного Заместителем министра строительства Правительства Московской области по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.Л. Зенькова