от заявителя: ФИО1
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3 лица: ФИО2
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
установил:
КУИ Администрации городского округа Химки обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным уведомление Управления Росреестра по Московской области №КУВД-001/2021-33602010/1 от 23 августа 2021 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и уведомления Управления Росреестра по Московской области №КУВД-001/2021-33602010/4 от 23 ноября 2021г. об отказе государственного кадастрового учетав отношении объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 50:10:0010210:418, расположенного по адресу: <...>, обязании произвести регистрационные учетные действия.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.
Третье лицо АУ «Арена Химки» поддержало позицию заявителя.
Заинтересованное лицо возражений не представило.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
16 августа 2021 года Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки Московской области обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением №КУВД-001/2021-33602010 о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 50:10:0010210:418 расположенного по адресу: <...>, принадлежащего на праве собственности г.о. Химки (запись регистрации в ЕГРН № 50-50-10/028/2014-610 от 11.04.2014) и закрепленного на праве оперативного управления за АУ «Арена «Химки» (запись регистрации в ЕГРН №50-50-10/036/2014-784 от 19.05.2014).
23 августа 2021 года решение №КУВД-001/2021-33602010/1 государственный кадастровый учет был приостановлен на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с указанием на то, что в нарушении части 13 статьи 24 Закона о регистрации во взаимосвязи с пунктом 34 Требований, к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования), некорректно определен контур (из графической части (планов этажей) следует, что контура два (этажа), однако по формируемым сведениям Единого государственного реестра недвижимости контура три (этажа), из чего следует, что в случае наличия контура, при его изменении - необходимо внести изменения в существующий контур, либо удалить существующий контур и внести новые контура (этажи) – Приказ Росреестра от 25.04.2019 № П/0163 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения»).
Кроме того, в нарушении пункта 52 Требований, внесены не все условные обозначения. Графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением пунктов 58, 59 Требований, план этажа, либо план объекта недвижимости размещается симметрично краям листа. Сторона главного фасада в плане должна располагаться внизу, параллельно нижнему краю листа. В случае если невозможно определить главный фасад, внизу, параллельно нижнему краю листа, располагается южная сторона здания. При этом в левом верхнем углу листа указывается направление сторон света. Расстояние между планом этажа (части этажа) здания, этажа (части этажа) сооружения, этажа объекта незавершенного строительства и краями листа не должно быть менее 2-3 см. На плане этажа либо плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане.
В нарушение п.13 статьи 24 Закона о регистрации во взаимосвязи с п. 34 Требований неверно определен контур здания;
Графическая часть технического плана оформлена с нарушением п. 58,59 Требований».
При этом регистрирующий орган не указал какие действия должен совершить заявитель и какие недостатки исправить в целях устранения причин приостановки.
Решением апелляционной комиссии заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета отклонено.
23 ноября 2021 года регистрирующим органом было вынесено решение № КУВД-001/2021-33602010/4 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления, указанного в Решении о приостановке и неустранением приведенных в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственного кадастрового учета, в том числе:
п. 7 ч. 1 ст. 26: Полное вхождение ОКС в земельный участок;
Уточняемый Объект капитального строительства 50:10:0010210:418 : ОКС не полностью входит в границы ЗУ - 0.01 кв.м. Точность проведения проверки: 0.10.;
Уточняемый Объект капитального строительства 50:10:0010210:418 : ОКС не полностью входит в границы ЗУ - 0.01 кв.м. Точность проведения проверки: 0.10.;
п. 7 ч. 1 ст. 26: Нарушены положения пункта 21 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования) представленный технический план, подготовленный в форме электронного документа в виде XML- документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформленный в виде файлов в формате XML, созданный с использованием XML-схем не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (При подготовке технического плана кадастровым инженером необходимо заполнять разделы технического плана, предусматривающие обязательное указание новых сведений о новом контуре здания (а именно: значение «NewContour» вместо «ExistContour»), в соответствии с пунктами 34 - 40 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования), с учетом положений приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.04,2019 № П/0163 (далее - Приказ Росреестра), в части контуров объекта недвижимости);
- графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением п. 51,62 Требований. На Плане этажа, либо Плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации;
В целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения;
В чертеже производится зарисовка контура наружных капитальных стен здания, контура стен пристроек, крылец, ступеней, а также оконных и дверных проемов по всему наружному периметру стен или частично.;
Наружные измерения здания производятся выше цоколя на уровне оконных проемов с точностью 1 см. Начальной точкой измерения линии (стены) считается угол дома.;
Измерения производятся с одновременной последовательной записью размеров, начиная от одного из наружных углов здания до начала и конца оконных и дверных проемов или их осей, начала и конца архитектурных выступов, колонн и прочих элементов по всему периметру стен основного здания и пристроек. В тех местах, где измерения по всему периметру стен недоступны в связи с примыкающими соседними зданиями, длина стены определяется путем суммирования внутренних размеров помещений и толщины стен и перегородок;
Результаты измерений должны быть записаны таким образом, чтобы обеспечить читаемость чертежа. Исправления результатов измерений в чертеже производятся путем перечеркивания неправильного и написания сверху верного значения;
В нарушение п.13 статьи 24 Закона о регистрации во взаимосвязи с п.34 Требований неверно определен контур здания;
Графическая часть технического плана оформлена с нарушением п. 58,59 Требований;
План этажа, либо План объекта недвижимости размещается симметрично краям листа. Сторона главного фасада в плане должна располагаться внизу, параллельно нижнему краю листа. В случае если невозможно определить главный фасад, внизу, параллельно нижнему краю листа, располагается южная сторона здания. При этом в левом верхнем углу листа указывается направление сторон света, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» делается соответствующая запись.;
Расстояние между планом этажа (части этажа) здания, этажа (части этажа) сооружения, этажа объекта незавершенного строительства и краями листа не должно быть менее 2-3 см.».
Указанный отказ заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно ч.1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) ведение ЕГРН основывается на принципе достоверности сведений, указанных в нем.
Как усматривается из материалов дела, здание с кадастровым номером 50:10:0010210:418, в отношении которого был подготовлен технический план расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0010210:3225 и 50:10:0010210:18. Сведения о местоположении границ земельных участков содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, при этом расстояние между характерными точками части границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0010210:3225 и 50:10:0010210:18 равно 0,0002 м., что связано с округлением координат характерных точек границ земельных участков до второго знака, которое выполнялось в соответствии с Требованиями Приказа «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» от 24 ноября 2008 года № 412 и (или) Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», при постановке земельных участков на кадастровый учет.
Таким образом, расстояние между земельными участками, равное 0,01кв.м., не может служить основанием для приостановки и последующего отказа в Государственном кадастровом учете здания с кадастровым номером 50:10:0010210:418.
В уведомлении Росреестра по Московской области об отказе в Государственном кадастровом одним из оснований указано основание предусмотренное п.7 ч. 1 ст.26 Закона №218-ФЗ: нарушены положения п.21 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», представленный технический план, подготовленный в форме XML-документа в виде XML-документа, заверенный квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (При подготовке технического плана кадастровым инженером необходимо заполнять разделы технического плана, предусматривающие обязательное указание новых сведений о новом контуре здания (а именно: значение «NewContour» вместо «ExistContour»), в соответствии с пунктами 34-40 Требований, утвержденных Приказом от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», с учетом положений приказа Росреестра от 25.04.2019 № П/0163 в части контуров объекта недвижимости.
Технический план был подготовлен с целью уточнения существующего трехэтажного здания на земельных участках, поэтому контура здания указаны как - «ExistContour», существующий (уточняемый, изменяемый) контур, при этом в приказе Росреестра от 25.04.2019 № П/0163 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения»), тип «NewContours» - это тип контура объекта недвижимости, представляющий собой совокупность отдельных контуров при создании (образовании объекта недвижимости)».
Кроме того в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. № 3214-АБ/20 «Об определении контуров объектов недвижимости» говорится: что «в силу положений пунктов 34, 40 Требований № 953: контур наземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных на уровне поверхности земли; контур надземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных выше уровня поверхности земли; контур подземного типа образуется проекцией на горизонтальную плоскость конструктивных элементов объекта недвижимости, расположенных ниже уровня поверхности земли.
Каждый из перечисленных контуров включает в себя перечень всех характерных точек и соответствующие им значения координат, описывающих контур определенного типа. Если определенная характерная точка описывает контуры двух или трех типов контуров, такая точка подлежит включению в перечень характерных точек каждого из двух или трех типов контуров соответственно. Контуры как одного, так и разных типов могут полностью и (или) частично совпадать и пересекаться, располагаться полностью внутри друг друга, что не является нарушением Требований № 953.
Таким образом, контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, имеющих наземные, надземные (в том числе на разных высотах) и (или) подземные конструктивные элементы, будет представлять собой совокупность контуров разного типа, которые могут полностью и (или) частично совпадать, пересекаться или располагаться полностью внутри друг друга.
Относительно определения контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенного на колоннах, или здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, проекция конструктивных элементов одного типа которого полностью расположена в пределах проекции конструктивных элементов другого типа, отмечаем, что Требованиями № 953 не предусмотрено исключение каких-либо проекций одних конструктивных элементов из проекций других конструктивных элементов, в том числе по причине совпадения их изображений на Чертеже или расположения контура одного типа полностью или частично внутри контура другого типа, при определении контуров таких зданий, сооружения, объекта незавершенного строительства следует учитывать проекции указанных конструктивных элементов по общему вышеприведенному правилу. В этой связи приостановление государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ), с указанием об исключении отдельных характерных точек из списка координат характерных точек контура того или иного типа, либо об изменении отображения на Чертеже линий, соответствующих контуру определенного типа, не основано на положениях законодательства Российской Федерации.
Необходимость дополнительной детализации контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, по мнению Росреестра, должна определяться кадастровым инженером самостоятельно в зависимости от объемно-планировочных решений конкретного здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также с учетом требований заказчика кадастровых работ, определенных в соответствующем договоре подряда.
Кроме того Требованиями № 953 предусмотрено отображение на Чертеже контуров различных типов установленными условными знаками. Вместе с тем последовательность отображения на Чертеже линий, соответствующих контуру определенного типа, Требованиями № 953 не установлена.
Таким образом, отображение (наложение) таких линий в различном порядке (подземный, наземный, надземный или надземный, подземный, наземный или иной) не является нарушением Требований № 953 и, соответственно, не должно являться причиной приостановления и отказа государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ».
В отношении здания с кадастровым номером 50:10:0010210:418 выполнялись работы, связанные исключительно с уточнением описания местоположения здания на земельном участке, при этом, основные характеристики здания не изменялись и соответствовали сведениям ЕГРН.
Согласно письму Минэкономразвития №Д23и-1291 от 10.03.2017г. включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания не требуется.
Таким образом, в техническом плане отсутствуют нарушения указанные в пунктах 58, 59 Требований Приказа от 18 декабря 2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Исследовав материалы дела, суд установил, что заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
При таких условиях, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суд находит оспариваемое решение незаконным и нарушающим права законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению с возложением расходов по госпошлине на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст.ст.197-201,176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Московской области №КУВД-001/2021-33602010/1 от 23 августа 2021 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и уведомление Управления Росреестра по Московской области №КУВД-001/2021-33602010/4 от 23 ноября 2021г. об отказе государственного кадастрового учета.
Обязать Управление Росреестра по Московской области в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества, кадастровый номер 50:10:0010210:418, расположенного по адресу: <...> на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества № КУВД-001/2021-33602010 от 16 августа 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Бобкова С.Ю.