Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
17 февраля 2016 года Дело №А41-40470/15
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Н.В. Севостьяновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е. Чуповым, рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Салютекс» (ИНН <***> ОГРН <***>, дата регистрации: 07.02.2008, адрес: 140730, <...>); Общества с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» (ИНН <***> ОГРН <***>, дата регистрации: 16.10.2003, адрес: 140730, <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 18.05.2009, адрес: 107139, <...>)
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 26.04.2001, юридический адрес: 107078, <...>), в лице филиала Московской области (адрес: 143026, <...>)
о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ; об обязании предоставить в долевую собственность земельный участок с кадастровым № 50:25:0130102:21; об обязании подготовить проект договора купли-продажи
при участии в судебном заседании
от заявителей:
от ООО «Салютекс»: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ООО «ПрофЛинг»: ФИО1, представитель по доверенности № 8-П от 04.04.2015, Паспорт РФ
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 81/Д-07 от 17.03.2015, Удостоверение № 0282
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
Слушатель: ФИО3, Паспорт РФ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Салютекс» (далее – ООО «Салютекс») и Общество с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» (далее – ООО «ПрофЛинг») обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее – ТУ Росимущества в Московской области, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества по Московской области на заявление истцов о предоставлении земельного участка в долевую собственность, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в долевую собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью ООО «ПрофЛинг» земельного участка с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
2. Обязать Территориальное управление Росимущества по Московской области принять решение о предоставлении в долевую собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» земельного участка в собственность, с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
3. Обязать Территориальное управление Росимущества по Московской области направить истцам Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»), в лице филиала Московской области.
Представитель заявителей в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявленные требования не признал.
Дело рассматривалось в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя и третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом.
Исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, выслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
Как установлено материалами дела, ООО «Салютекс» является собственником части нежилого здания, назначение: нежилое, общая площадь 1 094 кв. и, этаж 1,2, адрес объекта: <...>, здание. 202, блоки №2, 3, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.08.2008 сделана запись регистрации №50-50-67/004/2008-353, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-НВ№ 794144 от 18.08.2008 (т.1, л.д.53) и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №50/025/002/2015-1613 от 20.03.2015 (т.1, л.д.55).
ООО «ПрофЛинг» является собственником помещения, назначение: нежилое, общая площадь 1639,7 кв. м, этаж 1,2, номер на поэтажном плане 1, адрес объекта: <...>, здание 202, пом.1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.09.2011 сделана запись регистрации №50-50-67/005/2011-179, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ№ 158490 от 13.09.2011 (т.1, л.д.54) и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №50/025/002/2015-1617 от 20.03.2015 (т.1, л.д.56).
Таким образом, заявители являются долевыми собственниками вышеуказанных объектов недвижимости по адресу объекта: <...>, здание 202.
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:25:0130102:21, общей площадью 9 400 кв.м., по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности по изготовлению уксусной кислоты и ее производных, принадлежащего ТУ Росимущества в Московской области.
28.04.2015 заявители обратились в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в общую (долевую) собственность исх.№138 от 27.04.2015, в котором просили: рассмотреть в месячный срок настоящее заявление, уведомив ООО «ПрофЛинг» и ООО «Салютекс»; Принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым № 50:25:0130102:21 в общую долевую (совместную) собственность (т.1, л.д.51-52).
Бездействие ТУ Росимущества в Московской области послужило основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении и объяснениях представителя заявителя, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду представлены.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432, предусмотрено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432).
Так, в соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 66 (далее – Положение от 05.03.2009 № 66) , ТУ Росимущества в Московской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и имуществом, составляющим казну Российской Федерации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (п. 1 Положения от 05.03.2009 № 66).
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий, непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п. 4.1 Положения от 05.03.2009 № 66).
ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (п. 4.6 Положения от 05.03.2009 № 66).
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 № 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ), граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Заинтересованным лицом не представлены доказательства подготовки ответа на обращение заявителя и доказательства его направления заявителю.
Согласно положениям главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» к основаниям возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности отнесен договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Кодекса).
Согласно статье 39.2 Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется в том числе при предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Кодекса).
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статье 39.14 Кодекса:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Частью 7 указанной статьи Кодекса оговорены случаи, когда ее положения не применяются:
1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;
2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;
3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;
4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования.
Статьей 39.17 Кодекса определено содержание заявления о предоставлении земельного участка, прилагаемые документы, порядок рассмотрения заявления и порядок заключения договора купли-продажи земельного участка.
Согласно положениям статьи 39.17 Кодекса в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статьей 39.16 определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Статьей 39.20 Кодекса установлены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание сооружение, согласно которой, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Определением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2015 по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Проектно-Изыскательское Предприятие «Висхаги-Центр-Геоинформ» ФИО4, ФИО5. На разрешение экспертов поставлены следующий вопросы:
1. Определить площадь и границы земельного участка с указанием координат точек границ, необходимые для эксплуатации (обслуживания) части нежилого здания, назначение: нежилое, общая площадь 1094 кв.м, адрес объекта: <...>, здание 202, блоки2,3 и Помещения, назначение :нежилое, общая площадь 1639,7 кв.м., адрес объекта: <...>, здание 202, пом.1 в соответствии с технической документацией, действующими нормативными актами РФ.
2. Определить, является ли площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:25:01 30102:21 необходимыми для использования объектов недвижимости: части нежилого здания, назначение : нежилое, общая площадь 1094 кв.м., адрес объекта: <...>, здание 202, пом.1.
В адрес арбитражного суда от Общества с ограниченной ответственностью «Проектно-Изыскательское Предприятие «Висхаги-Центр-Геоинформ» поступило заключение экспертов от 16.12.2015 по делу №А41-40470/15, согласно которому сделаны следующие выводы:
1. В Приложении 2 отображены площадь и границы земельного участка с указанием координат точек границ, необходимые для эксплуатации (обслуживания) части нежилого здания, назначение: нежилое, общая площадь 1094 кв.м., адрес объекта: <...>, здание 202, блоки 2,3, и помещения, назначение: нежилое, общая площадь 1639,7 кв.м., адрес объекта: <...>, здание 202, пом.1, в соответствии с технической документацией, действующими нормативными актами РФ. Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации (обслуживания) исследуемых объектов недвижимого имущества, составляет 9 276 кв.м.;
2. Площадь и границы земельного участка, необходимые для использования объектов недвижимости: часть нежилого здания КН 50:25:0000000:15085 (здание 202, блоки 2,3) и помещение КН 50:25:0000000:15084 (здание 202, пом.1), отличаются от площади и границы земельного участка с кадастровым номером 50:25:0130102:21 тем, что из границ земельного участка, необходимого для эксплуатации (обслуживания) указанных объектов, исключена территория занятая сторонним объектом недвижимого имущества - нежилым зданием № 203 Лит. 15-Б. Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации (обслуживания) исследуемых объектов недвижимого имущества, на 124 кв.м. меньше площади земельного участка с кадастровым номером 50:25:0130102:21.
Заключением экспертов от 16.12.2015 по делу №А41-40470/15, установлено, что вплотную к помещению КН 50:25:0000000:15084 (здание 202 литера 14-Б блок 1) на расстоянии 1,17 м расположено здание 203 литера 15-Б (фото 5,6); помимо части нежилого здания КН 50:25:0000000:15085 и помещения КН 50:25:0000000:15084 в границах земельного участка КН 50:25:0130102:21 расположены часть нежилого здания, обозначенного на ситуационном плане технического паспорта ГУП МО «МОБТИ» от 13.03.2006 г. номером 203 Лит. 15-Б сооружение этажерка при здании 202 литера 16-Б.
В соответствии с частью 2 раздела 2 положения о регулировании земельных отношений в городе Рошале принятый решением Совета депутатов муниципального образования «Город Рошаль» Московской области от 20 октября 2005 г. № 4/71 максимальный размер земельного участка, который может предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании постановления главы города Рошаля, составляет 1 гектар. При этом соблюдаются нормы предоставления земельных участков, установленные решением Совета депутатов от 27.05.2003 №3/36 в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:25:0130102:21, имеет площадь 9 400 кв.м.
Для использования объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности заявителям, определенная в результате судебной экспертизы, является меньшей по отношению к площади земельного участка с кадастровым номером 50:25:0130102:21.
Разница в площади составляет 124 кв.м (9 400 кв.м – 9 276 кв.м, где 9 400 кв.м – площадь земельного участка с кадастровым номером 50:25:0130102:21, 9 276 кв.м – площадь земельного участка, определенная по результатам экспертизы).
В соответствии с положениями, закрепленными в подпункте 1 пункта 5 статьи 27, подпункте 1 пункта 3 статьи 42.8, статье 42.9 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке земельного участка на кадастровый учет; при уточнении местоположения границ земельного участка; при определении местоположения границ образуемых земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, площадь земельного участка, сведения о которой вносятся в государственный кадастр недвижимости, не может отличаться, в том числе быть меньше, либо больше площади земельного участка сведения о котором содержатся в ГКН, либо в проекте межевания территории, чем на десять процентов.
Более того, в соответствии с подпунктом 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015 года) основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов может являться то, что площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Следовательно, если площадь испрашиваемого земельного участка, после проведения кадастровых работ, превышает площадь земельного участка менее чем на десять процентов, то данное обстоятельство не может служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении данного земельного участка заявителю.
С учетом изложенного, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению.
В силу нормативного единства ст. 65 и п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы заявителей по оплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо в установленных ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размерах (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченные заявителем сумма государственной пошлины подлежит возврату из федерального бюджета (ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, ст. 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 177, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на заявление истцов о предоставлении земельного участка в долевую собственность, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в долевую собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью ООО «ПрофЛинг» земельного участка с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области принять решение о предоставлении в долевую собственность Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» земельного участка в собственность, с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области направить истцам Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» и Обществу с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым № 50:25:0130102:21, расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Салютекс» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. 00 коп.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Салютекс» из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину по платежному поручению №38 от 02.06.2015 в размере 1 500 руб. 00 коп.
Взыскать с Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. 00 коп.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ПрофЛинг» из федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину по платежному поручению №805 от 01.06.2015 в размере 1 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Судья Н.В.Севостьянова