ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-40997/11 от 23.01.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996,

www. asmo.arbitr. ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

« 13 » февраля 2012г. Дело № А41-40997/11

«23» января 2012 года объявлена резолютивная часть решения.

«13» февраля 2012 года решение изготовлено в полном объёме.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи С.Н. Сабитовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Маховой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Грант»

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

третье лицо – закрытое акционерное общество «ЦентрСервис2001»

о признании незаконным и отмене постановления № 4.4-2774пл-Пс/0350-2011 от 19.10.2011г. о назначении административного наказания; об отмене пунктов 1-6 предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности №4.4-2774пл-А/ 0719-2011 от 13.10.2011г.;

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от заинтересованного лица – представители : Перевезенков П.С., доверенность №74 от 04.04.2011; Моисеев А.Ю., доверенность №259 от 21.12.2011;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Грант» (ОГРН: 1025003219757; далее – заявитель, ООО «Грант», общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, ЦУ Ростехнадзора, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления № 4.4-2774пл-Пс/0350-2011 от 19.10.2011 о назначении административного наказания; и об отмене пунктов 1-6 предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности № 4.4-2774пл-А/0719-2011 от 13.10.2011.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует, закрытое акционерное общество «ЦентрСервис2001» (далее – третье лицо, ЗАО «ЦентрСервис2001»).

Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, что подтверждается подписями представителей заявителя Мухсинятовой В.М. и третьего лица Оболенского А.М.» в протоколе судебного заседания от 29.11.2011 (л.д. 98-99 том 2).

Дело рассматривается в порядке части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Представители заинтересованного лица заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 11-16 том 2), пояснив материалами административного дела в действиях ООО «Грант» подтверждается состав и событие администратвиного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, просили отказать ООО «Грант» в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.

На основании распоряжения заместителя руководителя ЦУ Ростехнадзора от 16.09.2011 № 2774-пр в отношении ООО «Грант» по адресу: Московская область, г. Люберцы, Новорязанское шоссе, дом 5, в период с 03.10.2011 по 14.10.2011 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (л.д. 17-21 том 2).

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: лифтов (регистрационные №№ 113022, 113023, 111967, 111968) и эскалаторов (регистрационные №№ 97, 98, 327, 328, 329, 330, 331, 332), выразившееся в том, что:

- производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов не организован и не осуществляется, чем нарушены требования части 1 статьи 9, части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- не планируются и не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственной объекте, чем нарушены требования части 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- в ЦУ Ростехнадзора не представлена информация об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «Грант», чем нарушены требования части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 14, 15 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;

- не назначен приказом, аттестованный по промышленной безопасности, ответственный за осуществление производственного контроля в ООО «Грант», чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12.10 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- не ведется учет инцидентов, произошедших на лифтах и эскалаторах, руководитель ООО «Грант» не прошел подготовку и аттестацию по промышленной безопасности, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- на эскалаторах регистрационные №№ 327, 328, 329, 330, 331, 332 не установлены предохранительные щитки, чем нарушены требования пунктов 5.18 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-77-94);

- на эскалаторе регистрационный № 327 – зазор между щитами балюстрады более 4 мм, чем нарушены требования пункта 5.6.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-77-94);

- на лифтах регистрационные №№ 111968, 111967 – дверь для доступа в машинное помещение лифта не оборудована замком, отпираемые снаружи ключом, а изнутри помещения без ключа, чем нарушены требования пункта 4.3.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- на лифтах регистрационные №№ 111967, 111968 – в машинном помещении рядом с панелью управления и вводным устройством отсутствуют диэлектрические коврики, чем нарушены требования инструкции по применению средств защиты и использования в электроустановках. РД 153-34-0-03.150-00, утвержденные приказом Минэнерго России № 261 от 30.06.2003;

- на лифте регистрационный № 113022 – зазор между вкладышами кабины, ограничивающими горизонтальное перемещение кабины относительно направляющих более 2-х мм на сторону, чем нарушены требования пункта 5.4.14 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- на лифтах регистрационные №№ 113022, 113023 – не работает ремонтная связь, недостаточное освещение шахты лифтов, чем нарушены требования, чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 6.3.17, 6.6.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03);

- на лифтах регистрационные №№ 113022, 113023, 111967, 111968 – не проведены замеры защитного зануления (заземления), изоляции электрических сетей и оборудования, а также защиты в сетях с глухозаземленной нейтралью, чем нарушены требования чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 11.3, 11.7 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03), о чем составлен акт проверки № 4.4-2774пл-А/0718-2011 от 13.10.2011 (л.д. 22-29 том 2).

13.10.2011 государственным инспектором ЦУ Ростехнадзора Шелопаевым А.М. в отношении ООО «Грант» составлен протокол № 4.4-2774пл-Пр/0350-2011об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (л.д. 30-33 том 2).

13.10.2011 ЦУ Ростехнадзора вынесено предписание № 4.4-2774пл-А/0719-2011 об устранении ООО «Грант» выявленных нарушений в срок до 30.12.2011 (л.д. 41-46 том 2).

19.10.2011 государственным инспектором ЦУ Ростехнадзора Шелопаевым А.М. в присутствии представителя ООО «Грант» Мухсинятовой В.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2011, вынесено постановление   4.4-2774пл-Пс/0350-2011 о назначении административного наказания, которым ООО «Грант» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 35-39 том 2).

Не согласившись с постановлением № 4.4-2774пл-Пс/0350-2011 о назначении административного наказания от 19.10.2011 и пунктами 1-6 предписания № 4.4-2774пл-А/0719-2011 от 13.10.2011, ООО «Грант» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Заслушав представителей заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не и стекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, имеет статус специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности. Полномочия органов промышленного надзора, к которым относится Центральное управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на рассмотрение дел об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрены статьёй 23.31 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьёй. 4.5 КоАП РФ ЦУ Ростехнадзора соблюден.

Согласно пункту 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условии лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В ходе проверки выявлены нарушения ООО «Грант» требований промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и эскалаторов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ ).

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий от указанных аварий.

К категории опасных производственных объектов Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ отнесены объекты, предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, указанные в перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах разработанном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1998 № 928.

В соответствии с приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001г. № 115 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации» лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.

Из приведенных выше норм следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все объекты, а также здания и сооружения на которых установлены лифты.

Согласно части 1 статьи 9, части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ ФЗ, пункта 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Грант» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов 12.07.2007 свидетельство о регистрации № А02-51512.

Согласно перечню, являющегося приложением к свидетельству о регистрации опасных производственных объектов, ООО «Грант» эксплуатирует: лифты пассажирские регистрационные №№ 111968, 113023, 113080, лифты грузовые регистрационные №№ 111967, 113022 и эскалаторы регистрационные №№ 97, 98, 327, 328, 329, 330, 331, 332.

Таким образом, заявитель, как эксплуатирующая организация, обязана обеспечить содержание лифтов в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации обслуживания и ремонта.

Контракт № 0203/06 между ООО «Грант» и ЗАО «ЦентрСервис2001» заключен для обеспечения технического обслуживания лифтов, в связи с чем не может служить основанием для передачи функции по эксплуатации опасных производственных объектов сторонней организации.

Напротив, проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта осуществляется специализированной лифтовой организацией в соответствии с требованиями раздела III ст. 12, 12.1, 12.2 «Технического регламента о безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 782 от 02.10.2009, следовательно, заключение договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов есть прямая обязанность ООО «Грант».

В соответствии со статьями 9 и 11 Федерального закона № 116-ФЗ, обязанность по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является прямой обязанностью организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

В преамбуле к Федеральному закону указанно, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.

Исходя из изложенного следует, что ООО «Грант», эксплуатирующее опасные производственные объекты, обязано организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в объеме, предъявляемом требованиями законодательства в области промышленной безопасности.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявителем допущено правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и вина его в совершении правонарушения установлена.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом доказательства об отсутствии у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм в материалы дела не представлены.

Установленные проверкой нарушения при эксплуатации лифтов свидетельствуют о том, что ООО «Грант» не приняло достаточных мер по обеспечению их безопасной эксплуатации, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности, а все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства, в частности Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Административный орган представил доказательства совершения ООО «Грант» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, таким образом, пункты 1-6 предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности №4.4-2774пл-А/0719-2011 от 13.10.2011 (вынесенного по результатам проверки от 13.10.2011) являются законными и обоснованными: ни материальных, ни процессуальных оснований для изменения или отмены предписания не имеется.

Руководствуясь статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Грант»

в удовлетворении требований :

о признании незаконным и отмене постановления № 4.4-2774пл-Пс/0350-2011 от 19.10.2011г. о назначении административного наказания, принятое государственным инспектором отдела по надзору за подъёмными сооружениями Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Шелопаевым Андреем Михайловичем;

и об отмене пунктов 1-6 предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности №4.4-2774пл-А/ 0719-2011 от 13.10.2011г., принятого заместителем руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лапшиным Владимиром Ивановичем.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия.

Судья С.Н. Сабитова