ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-41756/2022 от 17.08.2022 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 августа 2022 года Дело №А41-41756/2022

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2022 г.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Морозовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Михайловым,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ФИО1

к заинтересованному лицу МИФНС России № 23 по Московской области ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в государственной регистрации заявления (вх. № 8001216А от 21.09.2020) прекращения предпринимательской деятельности ФИО1, о признании незаконными бездействия налогового органа отсутствие информирования ФИО1 в течение 18 месяцев с октября 2020 года по текущее время о начисленных налогах,

при участии в заседании: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МИФНС № 23 по Московской области о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в государственной регистрации заявления (вх. № 8001216А от 21.09.2020) прекращения предпринимательской деятельности ФИО1, о признании незаконными бездействия налогового органа отсутствие информирования ФИО1 в течение 18 месяцев с октября 2020 года по текущее время о начисленных налогах.

В судебное заседание заявитель свои требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель МИФНС России № 23 по Московской области возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить заявление без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из заявления, в 2019 году ФИО1 была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП).

03.08.2020 ФИО1 вновь подал заявление на регистрацию в качестве ИП через Тинькофф-банк, но по не известной ему причине отказались открывать в нём расчётный счёт, поэтому 21.09.2020 ФИО1 поданы документы на прекращение деятельности.

ФИО2 указал, что при подаче документов на закрытие ИП 21.09.2020, у него приняли все бумаги и выдали расписку о получении. Никаких бумаг с обязательством о том, что ФИО1 необходимо после приходить и получать подтверждающие документы о закрытии ИП, ФИО1 не давали, и он ничего такого не подписывал.

ФИО2 считает, что свои обязанности для закрытия ИП он выполнил в полном объеме: документы сдал, уплатил государственную пошлину.

В марте 2022 года (через 18 месяцев после подачи заявления о прекращении деятельности) ФИО1 обнаружил, что ему начисляются налоги как ИП. При обращении в ИФНС выяснилось, что ИП не закрыт, что при принятии документов на закрытие 21.09.2020 в заявлении был неправильно указан номер ОГРНИП, и после был вынесен отказ. ФИО2 указал, что возможно, в реквизитах в приложении банка, который открывал ИП, был указан номер его старого ИП, который ФИО1 закрыл в 2019 году, и он неправильно заполнил заявление, возможно, это какая-то другая ошибка. Должен был быть номер ОГРНИП <***>. а в заявлении, наверное, был указан номер ОГРНИП <***>. Но как оказалось, сотрудница ИФНС приняла бумаги без проверки правильности их заполнения.

Об отказе в регистрации закрытия ИП от 28.09.2020 ФИО1 никто не оповестил. О нём ФИО1 узнал только в марте 2022 года. Точной причины отказа заявитель до сих пор не знает.

ФИО2 также указал, что за время существования нового ИП (ОГРНИП<***>) никакая экономическая деятельность им не велась, расчетный счет открыт не был. ФИО2 не знал, что ИП не ликвидирован.

ФИО1 подана электронная жалоба в Управление ФНС России по Московской области, которая была оставлена без удовлетворения.

Таким образом, за 18 месяцев, когда ФИО1 являлся предпринимателем, ему начислено:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 в сумме 17 005.40 рублей (налог) и в сумме 2 513.41 рублей (пени);

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017. в сумме 73 357.48 рублей (налог) и в сумме 11 765.01 рублей (пени).

ФИО2 отметил, что налоги начислены с 1 января 2017 года.

В итоге, как указал заявитель, ему причинены убытки в размере 104 641.3 руб., которые продолжают увеличиваться.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо вправе самостоятельно выбирать форму и способы зашиты своих прав, которые должны соответствовать характеру нарушенных прав и служить эффективным средством для восстановления нарушенных интересов.

Так в п. 1 ст. 198 АПК РФ указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в силу статьи 1 Закона № 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законом № 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ определено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

- подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма F26001);

- документа об уплате государственной пошлины.

21.09.2020 в Инспекцию от Заявителя поступил комплект документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (входящий № 8001216А), по которому 28.09.2020 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации (далее - Решение № 8001216А) на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации. В тексте Решения № 8001216А Инспекция указала на ошибку, допущенную Заявителем при оформлении заявления по форме Р26001.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренные указанным Федеральным законом. За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица (пункт 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ).

Пунктом 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае представления документов, предусмотренных статьей 22.3 Закона № 129-ФЗ. в регистрирующий орган непосредственно заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма Р26001 (действовавшая до 25.11.2020) и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2012. Таким образом, данный документ являлся нормативным и обязательным для исполнения, как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ установлено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.

Документы, представляемые в регистрирующий орган при государственной регистрации прекращения физических, лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, перечислены в пункте 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получении регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральный законом документов в порядке, установленном

уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно информации, содержащейся в ЕГРИП сведения о Заявителе как индивидуальном предпринимателе внесены в ЕГРИП 31.01.20l3 на основании его заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р21001 (далее - Заявление по форме Р21001), в ЕГРИП внесена запись ОГРНИП <***>.

19.04.2019 ФИО2 представил в Межрайонную ИФНС России № 17 по Московской области (регистрирующий орган на 19 04.2019) комплект документов в соответствии со статьёй 22.3 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе заявление по форме Р26001.

Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области принято решение о государственной регистрации, в ЕГРИП внесена запись ГРН 419502700221432 о прекращении Заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

ФИО2 вновь представил в Инспекцию комплект документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе заявление по форме Р21001.

03.08.2020 Инспекцией принято решение о государственной регистрации, в ЕГРИП внесена запись ОГРНИП <***> о государственной регистрации Заявителя в качестве индивидуального предпринимателя,

21.09.2020 ФИО2 представил в Инспекцию комплект документов в соответствии со статьёй 22.3 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе заявление по форме Р26001. в разделе 1 которого «Сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» был указан ОГРНИП <***> (деятельность по которому была прекращена 26.04.2019).

В соответствии с пунктами 16.1, 16.2 Требований заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в случае принятия физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Раздел 1 заявления по форме Р26001 заполняется в соответствии со сведениями ЕГРИП. В связи с тем, что актуальный ОГРНИП Заявителя является <***>. представленное 21.09.2020 заявление по форме Р26001 оформлено Заявителем с нарушением Требований, что является основанием для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 16.3 Требований в разделе 2 «Прошу документы, подтверждающие факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или решение об отказе в государственной регистрации» заявления по форме Р26001 в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение:

- выдать заявителю;

- выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности;

- направить по почте.

В представленном 21.09.2020 заявлении по форме Р26001 в разделе 2 проставлено значение «1».

Таким образом, заявитель выразил желание самостоятельно получить документы.

Кроме того, при представлении комплекта документов для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 была выдана расписка в поучении документов, в которой указана дата выдачи регистрирующим органом документов, предусмотренных законодательством о государственной регистрации - 29.09.202 3.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, а предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск.

ФИО2, имея статус индивидуального предпринимателя и сообщая в жалобе о факте представления в регистрирующий орган комплекта документов для прекращения предпринимательской деятельности, проявив должную степень осмотрительности и заботливости, мог и должен был получить реальную информацию о правовом результате по поданному им заявлению по истечении срока для рассмотрения такого рода заявлений. установленного статьей 8 Закона № 129-ФЗ, то есть в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 8 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@ при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам предоставления государственной уступ представляется информация по следующим вопросам:

- о входящих номерах, под которыми зарегистрирована в системе делопроизводства письменная корреспонденция;

- о направлении ответа о результатах предоставления государственной услуги;

- о месте размещения на сайте ФНС России справочных материалов;

- о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

- о сроках предоставления государственной услуги;

- о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной
услуги.

Таким образом, обязанность по правильному и полному заполнению заявления возложена на заявителя.

Информация о порядке заполнения, в том числе заявления по форме Р26001, размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.

Дополнительно Инспекция сообщает, что для внесения в ЕГРИ11 сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 вправе представить в Инспекцию документы в соответствии с требованиями статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ.

На физическое лицо с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве, возложена обязанность по уплате страховых взносов. При этом осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и её результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов.

С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В связи с тем, что исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование происходит, в том числе, по всем действующим индивидуальным предпринимателям, а ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, начисления налоговым органом страховых взносов в соответствии со статьей 46 Кодекса правомерно.

Как пояснил представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Московской области, в соответствии с предоставленными полномочиями Инспекция не осуществляет функции, контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных функций, не связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Инспекция не осуществляет функции администрирования налогов и сборов, а также иных обязательных платежей, следовательно, начисление взносов не входит в функции Межрайонной ИФНС России №23 по Московской области.

Согласно Определениям Конституционного суда Российской Федерации от 23.09.2010 № 1189-0-0, от 15.07.2010 № 1С09-О-О предусмотренная Законом № 129-ФЗ государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер. Гражданин. зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Судом указанные обстоятельства установлены, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Государственная пошлина распределяется в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 2, 5, 11, 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, ст. ст. 29, 65, 71, 75, 104, 110, 167 - 170, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья Е.А. Морозова